Технологическая карта урока литературы "Картины жизни и творчества А.Платонова. Утопические идеи произведений писателя"; 11 класс


8


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»











Технологическая карта урока литературы для 11 класса


«Картины жизни и творчества А.Платонова. Утопические идеи произведений писателя. Особый тип платоновского героя» с применением технологии интеллект-карт











Автор:

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

Покровкова Наталья Николаевна


г. Гагарин

2024


Цель: изучить картины жизни и творчества А. Платонова, утопические идеи его произведений и особый тип платоновского героя с использованием методики интеллект-карт.


Задачи:

1. Ознакомить учащихся с биографией и творческим наследием А. Платонова.

2. Проанализировать утопические идеи произведений Платонова.

3. Рассмотреть особенности платоновского героя.

4. Развивать навыки анализа литературного текста и работы с интеллект-картами.

5. Формировать умение выражать собственное мнение и аргументировать его.


Оборудование: Тексты произведений А. Платонова, компьютер/ноутбук с проектором, бумага, маркеры, флипчарт/доска.


Этапы урока:


1. Организационный момент (2 минуты)


Деятельность учителя: Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Деятельность учащихся: Приветствие, проверка наличия учебных материалов.


2. Актуализация знаний (5 минут)


Деятельность учителя: Введение в тему урока, краткий рассказ о жизни и творчестве А. Платонова.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, ответы на вопросы учителя.


Вопросы учителя:

- Что вы знаете о А. Платонове?

- Какие его произведения вам известны?


Предполагаемые ответы учеников:

- А. Платонов – советский писатель, известен своими произведениями «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море».

- Читали или слышали о его произведениях.


3. Целеполагание (3 минуты)


Деятельность учителя: Объяснение целей и задач урока, формулировка темы.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись темы урока.


4. Введение в методику интеллект-карт (5 минут)


Деятельность учителя: Объяснение метода интеллект-карт, демонстрация примера.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, вопросы по методике.


Пример: На доске или слайде учитель показывает схему интеллект-карты.


5. Картины жизни и творчества А. Платонова (10 минут)


Деятельность учителя: Рассказ о биографии Платонова, значимых этапах его жизни и творчества.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись ключевых моментов.


Основные моменты:

- Детство и юность Платонова.

- Влияние революции и гражданской войны на его творчество.

- Основные произведения и их тематика.


6. Утопические идеи произведений Платонова (10 минут)


Деятельность учителя: Рассказ о главных утопических идеях в произведениях Платонова, их особенностях и значении.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись ключевых моментов.


Основные моменты:

- Утопические идеи в «Чевенгуре», «Котловане».

- Влияние социально-политических изменений на его творчество.

- Критика утопических проектов через образы и сюжет.


7. Особый тип платоновского героя (10 минут)


Деятельность учителя: Рассказ о характерных чертах платоновского героя, его мотивации, судьбе и роли в произведениях.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись ключевых моментов.


Основные моменты:

- Герои Платонова: мечтатели, искатели смысла жизни, борцы с действительностью.

- Психологическая глубина и трагизм.

- Противоречия и внутренние конфликты героев.


8. Работа с текстами произведений и создание интеллект-карт (20 минут)


Деятельность учителя: Разделение класса на группы, раздача текстов отрывков из произведений Платонова, постановка задач для анализа с помощью интеллект-карт.

Деятельность учащихся: Чтение отрывков из произведений, выполнение заданий в группах.


Задания для групп:

- Создайте интеллект-карту по одному из аспектов произведений Платонова, выделив основные темы, образы, идеи, использованные художественные приёмы.


Примерные задания для групп:

- Первая группа: Картины жизни в произведениях Платонова.

- Вторая группа: Утопические идеи в произведениях Платонова.

- Третья группа: Особенности платоновского героя.


Предполагаемые ответы учеников (по особенностям платоновского героя):

- Основные темы: поиск смысла жизни, борьба с реальностью.

- Образы: мечтатели, утописты, трагические фигуры.

- Идеи: критика утопии, духовный поиск, трагизм человеческого существования.

- Художественные приёмы: символизм, метафоры, гротеск.


9. Обсуждение результатов (15 минут)


Деятельность учителя: Организация презентации результатов групповой работы, обсуждение.

Деятельность учащихся: Презентация интеллект-карт, обсуждение в классе.


Вопросы учителя:

- Какие картины жизни наиболее ярко выражены в произведениях Платонова?

- Какие утопические идеи Платонова вам кажутся наиболее значимыми?

- Какие черты платоновского героя вы можете выделить?


Предполагаемые ответы учеников:

- Яркие картины жизни: бедность, борьба, мечты о лучшем будущем.

- Значимые утопические идеи: критика советских утопий, поиск идеального общества.

- Черты платоновского героя: мечтательность, внутренние конфликты, трагизм.


10. Рефлексия (10 минут)


Деятельность учителя: Организация обсуждения, подведение итогов урока, формулирование выводов.

Деятельность учащихся: Обсуждение в классе, высказывание собственного мнения о произведениях Платонова и методике интеллект-карт.


Вопросы учителя:

- Какое впечатление произвели на вас произведения А. Платонова?

- Как роль утопических идей влияет на восприятие его произведений?

- Какие открытия вы сделали, анализируя произведения Платонова с помощью интеллект-карт?


Предполагаемые ответы учеников:

- Произведения вызвали интерес к социальным и философским вопросам.

- Утопические идеи подчеркивают трагизм и противоречия реальности.

- Интеллект-карты структурировали информацию и помогли глубже понять идеи и образы произведений.


11. Домашнее задание


Домашнее задание: Написать эссе на тему «Особенности платоновского героя в произведениях А. Платонова». Создать интеллект-карту для одного из аспектов романа, не разобранного на уроке.


Итог урока: Ученики познакомились с жизнью и творчеством А. Платонова, утопическими идеями его произведений и особенностями платоновского героя. Проанализировали произведения с помощью метода интеллект-карт, что позволило глубже понять основные темы и образы произведений.





Полный текст материала Технологическая карта урока литературы "Картины жизни и творчества А.Платонова. Утопические идеи произведений писателя"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна  НАТАЛЛ
11.08.2024 0 193 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК