Технологическая карта урока литературы "Страницы жизни и творчества Н.А.Островского"; 11 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
Технологическая карта урока литературы для 11 класса
«Страницы жизни и творчества Н.А.Островского. История создания, идейно-художественное своеобразие романа «Как закалялась сталь»» с применением технологии интеллект-карт
Автор:
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин
2024
Цель: изучить жизнь и творчество Н.А. Островского, историю создания и идейно-художественное своеобразие романа «Как закалялась сталь» с использованием методики интеллект-карт.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с биографией Н.А. Островского и контекстом создания романа «Как закалялась сталь».
2. Проанализировать основные темы и образы романа с помощью интеллект-карт.
3. Развивать навыки анализа художественного текста и работы с интеллект-картами.
4. Формировать умение выражать собственное мнение и аргументировать его.
Оборудование: Тексты романа «Как закалялась сталь», компьютер/ноутбук с проектором, бумага, маркеры, флипчарт/доска.
Ход урока:
1. Организационный момент (2 минуты)
Деятельность учителя: Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Деятельность учащихся: Приветствие, проверка наличия учебных материалов.
2. Актуализация знаний (5 минут)
Деятельность учителя: Введение в тему урока, краткий рассказ о жизни Н.А. Островского, значимых этапах его биографии.
Деятельность учащихся: Внимательное слушание, ответы на вопросы учителя.
Вопросы учителя:
- Что вы знаете о Н.А. Островском?
- Какие произведения Островского вы уже читали или слышали о них?
Предполагаемые ответы учеников:
- Н.А. Островский – советский писатель, автор романа «Как закалялась сталь».
- Читали или слышали о романе «Как закалялась сталь».
3. Целеполагание (3 минуты)
Деятельность учителя: Объяснение целей и задач урока, формулировка темы.
Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись темы урока.
4. Введение в методику интеллект-карт (5 минут)
Деятельность учителя: Объяснение метода интеллект-карт, демонстрация примера.
Деятельность учащихся: Внимательное слушание, вопросы по методике.
Пример: На доске или слайде учитель показывает схему интеллект-карты.
5. История создания романа (10 минут)
Деятельность учителя: Рассказ о контексте создания романа «Как закалялась сталь», исторических и биографических предпосылках.
Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись ключевых моментов.
Основные моменты:
- Жизненные обстоятельства и болезнь Островского.
- Влияние революционных событий на творчество писателя.
- Личное мужество и стойкость автора, отражённые в романе.
6. Работа с текстом романа (20 минут)
Деятельность учителя: Разделение класса на группы, раздача текстов отрывков из романа, постановка задач для анализа с помощью интеллект-карт.
Деятельность учащихся: Чтение отрывков из романа, выполнение заданий в группах.
Задания для групп:
- Создайте интеллект-карту для одного из аспектов романа, выделив основные темы, образы, идеи, использованные художественные приёмы.
Примерные задания для групп:
- Первая группа: Идейная направленность романа.
- Вторая группа: Образ Павки Корчагина.
- Третья группа: Смысл названия романа «Как закалялась сталь».
Предполагаемые ответы учеников (по образу Павки Корчагина):
- Основные темы: революция, борьба, мужество, стойкость.
- Образы: Павка Корчагин, товарищи, враги революции.
- Идеи: сила духа, верность идеалам, преодоление трудностей.
- Художественные приёмы: метафоры, символы, реалистичные описания.
7. Обсуждение результатов (15 минут)
Деятельность учителя: Организация презентации результатов групповой работы, обсуждение.
Деятельность учащихся: Презентация интеллект-карт, обсуждение в классе.
Вопросы учителя:
- Какие темы и идеи наиболее ярко выражены в романе «Как закалялась сталь»?
- Какой смысл заложен в названии романа?
Предполагаемые ответы учеников:
- Яркие темы: борьба, революция, преодоление.
- Идеи: сила духа, верность, мужество.
- Название символизирует процесс формирования личности через трудности и испытания.
8. Рефлексия
Деятельность учителя: Организация обсуждения, подведение итогов урока, формулирование выводов.
Деятельность учащихся: Обсуждение в классе, высказывание собственного мнения о романе и методике интеллект-карт.
Вопросы учителя:
- Какое впечатление произвёл на вас роман «Как закалялась сталь»?
- Какие открытия вы сделали, анализируя роман с помощью интеллект-карт?
Предполагаемые ответы учеников:
- Роман вызвал восхищение мужеством героя и автора.
- Интеллект-карты помогли структурировать информацию и глубже понять идеи и образы романа.
9. Домашнее задание: написать эссе на тему «Мужество и стойкость героя романа Н.А. Островского «Как закалялась сталь». Создать интеллект-карту для одного из аспектов романа, не разобранного на уроке.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна
→ НАТАЛЛ 16.08.2024 0 644 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.