Технологическая карта урока литературы "Страницы жизни и творчества Н.А.Островского"; 11 класс


4


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»











Технологическая карта урока литературы для 11 класса



«Страницы жизни и творчества Н.А.Островского. История создания, идейно-художественное своеобразие романа «Как закалялась сталь»» с применением технологии интеллект-карт









Автор:

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

Покровкова Наталья Николаевна


г. Гагарин

2024



Цель: изучить жизнь и творчество Н.А. Островского, историю создания и идейно-художественное своеобразие романа «Как закалялась сталь» с использованием методики интеллект-карт.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с биографией Н.А. Островского и контекстом создания романа «Как закалялась сталь».

2. Проанализировать основные темы и образы романа с помощью интеллект-карт.

3. Развивать навыки анализа художественного текста и работы с интеллект-картами.

4. Формировать умение выражать собственное мнение и аргументировать его.

Оборудование: Тексты романа «Как закалялась сталь», компьютер/ноутбук с проектором, бумага, маркеры, флипчарт/доска.

Ход урока:

1. Организационный момент (2 минуты)

Деятельность учителя: Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Деятельность учащихся: Приветствие, проверка наличия учебных материалов.

2. Актуализация знаний (5 минут)

Деятельность учителя: Введение в тему урока, краткий рассказ о жизни Н.А. Островского, значимых этапах его биографии.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, ответы на вопросы учителя.

Вопросы учителя:

- Что вы знаете о Н.А. Островском?

- Какие произведения Островского вы уже читали или слышали о них?

Предполагаемые ответы учеников:

- Н.А. Островский – советский писатель, автор романа «Как закалялась сталь».

- Читали или слышали о романе «Как закалялась сталь».

3. Целеполагание (3 минуты)

Деятельность учителя: Объяснение целей и задач урока, формулировка темы.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись темы урока.

4. Введение в методику интеллект-карт (5 минут)

Деятельность учителя: Объяснение метода интеллект-карт, демонстрация примера.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, вопросы по методике.

Пример: На доске или слайде учитель показывает схему интеллект-карты.

5. История создания романа (10 минут)

Деятельность учителя: Рассказ о контексте создания романа «Как закалялась сталь», исторических и биографических предпосылках.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись ключевых моментов.

Основные моменты:

- Жизненные обстоятельства и болезнь Островского.

- Влияние революционных событий на творчество писателя.

- Личное мужество и стойкость автора, отражённые в романе.

6. Работа с текстом романа (20 минут)

Деятельность учителя: Разделение класса на группы, раздача текстов отрывков из романа, постановка задач для анализа с помощью интеллект-карт.

Деятельность учащихся: Чтение отрывков из романа, выполнение заданий в группах.

Задания для групп:

- Создайте интеллект-карту для одного из аспектов романа, выделив основные темы, образы, идеи, использованные художественные приёмы.

Примерные задания для групп:

- Первая группа: Идейная направленность романа.

- Вторая группа: Образ Павки Корчагина.

- Третья группа: Смысл названия романа «Как закалялась сталь».

Предполагаемые ответы учеников (по образу Павки Корчагина):

- Основные темы: революция, борьба, мужество, стойкость.

- Образы: Павка Корчагин, товарищи, враги революции.

- Идеи: сила духа, верность идеалам, преодоление трудностей.

- Художественные приёмы: метафоры, символы, реалистичные описания.

7. Обсуждение результатов (15 минут)

Деятельность учителя: Организация презентации результатов групповой работы, обсуждение.

Деятельность учащихся: Презентация интеллект-карт, обсуждение в классе.

Вопросы учителя:

- Какие темы и идеи наиболее ярко выражены в романе «Как закалялась сталь»?

- Какой смысл заложен в названии романа?

Предполагаемые ответы учеников:

- Яркие темы: борьба, революция, преодоление.

- Идеи: сила духа, верность, мужество.

- Название символизирует процесс формирования личности через трудности и испытания.

8. Рефлексия

Деятельность учителя: Организация обсуждения, подведение итогов урока, формулирование выводов.

Деятельность учащихся: Обсуждение в классе, высказывание собственного мнения о романе и методике интеллект-карт.

Вопросы учителя:

- Какое впечатление произвёл на вас роман «Как закалялась сталь»?

- Какие открытия вы сделали, анализируя роман с помощью интеллект-карт?



Предполагаемые ответы учеников:

- Роман вызвал восхищение мужеством героя и автора.

- Интеллект-карты помогли структурировать информацию и глубже понять идеи и образы романа.

9. Домашнее задание: написать эссе на тему «Мужество и стойкость героя романа Н.А. Островского «Как закалялась сталь». Создать интеллект-карту для одного из аспектов романа, не разобранного на уроке.





Полный текст материала Технологическая карта урока литературы "Страницы жизни и творчества Н.А.Островского"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна  НАТАЛЛ
16.08.2024 0 644 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК