Технологическая карта урока литературы "История создания поэмы А.А.Ахматовой "Реквием". Трагедия народа и поэта"; 11 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
Технологическая карта урока литературы для 11 класса
«История создания поэмы А.А.Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия» с применением технологии интеллект-карт
Автор:
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин
2024
Цель: изучить историю создания поэмы А.А. Ахматовой «Реквием», проанализировать её содержание и смысл названия, используя методику интеллект-карт.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с историческими и биографическими контекстами создания поэмы.
2. Проанализировать ключевые темы и образы поэмы «Реквием» с помощью интеллект-карт.
3. Развивать навыки анализа поэтического текста и работы с интеллект-картами.
4. Формировать умение выражать собственное мнение и аргументировать его.
Оборудование: Тексты поэмы «Реквием», компьютер/ноутбук с проектором, бумага, маркеры, флипчарт/доска.
Ход урока:
1. Организационный момент (2 минуты)
Деятельность учителя: Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Деятельность учащихся: Приветствие, проверка наличия учебных материалов.
2. Актуализация знаний (5 минут)
Деятельность учителя: Введение в тему урока, краткий рассказ о жизни и творчестве А.А. Ахматовой, её биографические данные, связанные с написанием «Реквиема».
Деятельность учащихся: Внимательное слушание, ответы на вопросы учителя.
Вопросы учителя:
- Что вы знаете о жизни А.А. Ахматовой?
- Какие её произведения вы уже читали?
Предполагаемые ответы учеников:
- А.А. Ахматова – русская поэтесса Серебряного века.
- Читали её ранние лирические стихотворения.
3. Целеполагание (3 минуты)
Деятельность учителя: Объяснение целей и задач урока, формулировка темы.
Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись темы урока.
4. Введение в методику интеллект-карт (5 минут)
Деятельность учителя: Объяснение метода интеллект-карт, демонстрация примера.
Деятельность учащихся: Внимательное слушание, вопросы по методике.
Пример: На доске или слайде учитель показывает схему интеллект-карты.
5. История создания поэмы (10 минут)
Деятельность учителя: Рассказ о исторических и биографических контекстах создания поэмы «Реквием», значении поэмы в творчестве Ахматовой.
Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись ключевых моментов.
Основные моменты:
- Период репрессий 1930-х годов.
- Арест и заключение сына Ахматовой – Льва Гумилёва.
- Личное переживание трагедии народа и поэта.
6. Работа с текстом поэмы (20 минут)
Деятельность учителя: Разделение класса на группы, раздача текстов поэмы, постановка задач для анализа с помощью интеллект-карт.
Деятельность учащихся: Чтение отрывков из поэмы, выполнение заданий в группах.
Задания для групп:
- Создайте интеллект-карту по одному из отрывков поэмы, выделив основные темы, образы, чувства, использованные художественные приёмы.
Примерные задания для групп:
- Первая группа: Тема трагедии народа и поэта.
- Вторая группа: Образы матери и её переживания.
- Третья группа: Смысл названия поэмы «Реквием».
Предполагаемые ответы учеников (по отрывку «Уводили тебя на рассвете…»):
- Основные темы: арест, прощание, страх, надежда.
- Образы: мать, сын, тюремная камера.
- Чувства: горе, страх, отчаяние.
- Художественные приёмы: метафоры, эпитеты, анафора.
7. Обсуждение результатов (15 минут)
Деятельность учителя: Организация презентации результатов групповой работы, обсуждение.
Деятельность учащихся: Презентация интеллект-карт, обсуждение в классе.
Вопросы учителя:
- Какие чувства и образы наиболее ярко выражены в поэме «Реквием»?
- Какое значение имеет название поэмы?
Предполагаемые ответы учеников:
- Яркие чувства: горе, отчаяние, надежда.
- Образы: мать, сын, тюрьма, страдание народа.
- Название «Реквием» символизирует заупокойную молитву по всем жертвам репрессий.
8. Рефлексия (10 минут)
Деятельность учителя: Организация обсуждения, подведение итогов урока, формулирование выводов.
Деятельность учащихся: Обсуждение в классе, высказывание собственного мнения о поэме и методике интеллект-карт.
Вопросы учителя:
- Какое впечатление произвела на вас поэма «Реквием»?
- Какие открытия вы сделали, анализируя её с помощью интеллект-карт?
Предполагаемые ответы учеников:
- Поэма вызвала глубокие чувства, осознание трагедии народа и личности.
- Интеллект-карты помогли структурировать информацию и лучше понять смысл поэмы.
9. Домашнее задание (5 минут)
Написать эссе на тему «Трагедия народа и поэта в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Создать интеллект-карту для одного из отрывков, не разобранного на уроке.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна
→ НАТАЛЛ 16.08.2024 0 225 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.