Технологическая карта урока литературы "История создания поэмы А.А.Ахматовой "Реквием". Трагедия народа и поэта"; 11 класс


4


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»











Технологическая карта урока литературы для 11 класса


«История создания поэмы А.А.Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия» с применением технологии интеллект-карт













Автор:

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

Покровкова Наталья Николаевна


г. Гагарин

2024

Цель: изучить историю создания поэмы А.А. Ахматовой «Реквием», проанализировать её содержание и смысл названия, используя методику интеллект-карт.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с историческими и биографическими контекстами создания поэмы.

2. Проанализировать ключевые темы и образы поэмы «Реквием» с помощью интеллект-карт.

3. Развивать навыки анализа поэтического текста и работы с интеллект-картами.

4. Формировать умение выражать собственное мнение и аргументировать его.

Оборудование: Тексты поэмы «Реквием», компьютер/ноутбук с проектором, бумага, маркеры, флипчарт/доска.

Ход урока:

1. Организационный момент (2 минуты)

Деятельность учителя: Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Деятельность учащихся: Приветствие, проверка наличия учебных материалов.

2. Актуализация знаний (5 минут)

Деятельность учителя: Введение в тему урока, краткий рассказ о жизни и творчестве А.А. Ахматовой, её биографические данные, связанные с написанием «Реквиема».

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, ответы на вопросы учителя.

Вопросы учителя:

- Что вы знаете о жизни А.А. Ахматовой?

- Какие её произведения вы уже читали?

Предполагаемые ответы учеников:

- А.А. Ахматова – русская поэтесса Серебряного века.

- Читали её ранние лирические стихотворения.

3. Целеполагание (3 минуты)

Деятельность учителя: Объяснение целей и задач урока, формулировка темы.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись темы урока.

4. Введение в методику интеллект-карт (5 минут)

Деятельность учителя: Объяснение метода интеллект-карт, демонстрация примера.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, вопросы по методике.

Пример: На доске или слайде учитель показывает схему интеллект-карты.

5. История создания поэмы (10 минут)

Деятельность учителя: Рассказ о исторических и биографических контекстах создания поэмы «Реквием», значении поэмы в творчестве Ахматовой.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись ключевых моментов.

Основные моменты:

- Период репрессий 1930-х годов.

- Арест и заключение сына Ахматовой – Льва Гумилёва.

- Личное переживание трагедии народа и поэта.

6. Работа с текстом поэмы (20 минут)

Деятельность учителя: Разделение класса на группы, раздача текстов поэмы, постановка задач для анализа с помощью интеллект-карт.

Деятельность учащихся: Чтение отрывков из поэмы, выполнение заданий в группах.

Задания для групп:

- Создайте интеллект-карту по одному из отрывков поэмы, выделив основные темы, образы, чувства, использованные художественные приёмы.

Примерные задания для групп:

- Первая группа: Тема трагедии народа и поэта.

- Вторая группа: Образы матери и её переживания.

- Третья группа: Смысл названия поэмы «Реквием».

Предполагаемые ответы учеников (по отрывку «Уводили тебя на рассвете…»):

- Основные темы: арест, прощание, страх, надежда.

- Образы: мать, сын, тюремная камера.

- Чувства: горе, страх, отчаяние.

- Художественные приёмы: метафоры, эпитеты, анафора.

7. Обсуждение результатов (15 минут)

Деятельность учителя: Организация презентации результатов групповой работы, обсуждение.

Деятельность учащихся: Презентация интеллект-карт, обсуждение в классе.

Вопросы учителя:

- Какие чувства и образы наиболее ярко выражены в поэме «Реквием»?

- Какое значение имеет название поэмы?

Предполагаемые ответы учеников:

- Яркие чувства: горе, отчаяние, надежда.

- Образы: мать, сын, тюрьма, страдание народа.

- Название «Реквием» символизирует заупокойную молитву по всем жертвам репрессий.

8. Рефлексия (10 минут)

Деятельность учителя: Организация обсуждения, подведение итогов урока, формулирование выводов.

Деятельность учащихся: Обсуждение в классе, высказывание собственного мнения о поэме и методике интеллект-карт.

Вопросы учителя:

- Какое впечатление произвела на вас поэма «Реквием»?

- Какие открытия вы сделали, анализируя её с помощью интеллект-карт?

Предполагаемые ответы учеников:

- Поэма вызвала глубокие чувства, осознание трагедии народа и личности.

- Интеллект-карты помогли структурировать информацию и лучше понять смысл поэмы.

9. Домашнее задание (5 минут)

Написать эссе на тему «Трагедия народа и поэта в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Создать интеллект-карту для одного из отрывков, не разобранного на уроке.





Полный текст материала Технологическая карта урока литературы "История создания поэмы А.А.Ахматовой "Реквием". Трагедия народа и поэта"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна  НАТАЛЛ
16.08.2024 0 225 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК