Технологическая карта урока литературы "Основные этапы жизни и творчества М.А.Шолохова. История создания шолоховского эпоса"; 11 класс


6


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»











Технологическая карта урока литературы для 11 класса


«Основные этапы жизни и творчества М.А.Шолохова. История создания шолоховского эпоса. Особенности жанра» с применением технологии интеллект-карт










Автор:

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

Покровкова Наталья Николаевна


г. Гагарин

2024


Цель: изучить основные этапы жизни и творчества М.А. Шолохова, историю создания его эпических произведений и особенности жанра с использованием методики интеллект-карт.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с биографией М.А. Шолохова и его вкладом в литературу.

2. Проанализировать основные этапы создания шолоховского эпоса и его жанровые особенности.

3. Развивать навыки анализа литературного текста и работы с интеллект-картами.

4. Формировать умение выражать собственное мнение и аргументировать его.


Оборудование: Тексты произведений Шолохова, компьютер/ноутбук с проектором, бумага, маркеры, флипчарт/доска.


Ход урока:

1. Организационный момент (2 минуты)

Деятельность учителя: Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Деятельность учащихся: Приветствие, проверка наличия учебных материалов.

2. Актуализация знаний (5 минут)

Деятельность учителя: Введение в тему урока, краткий рассказ о жизни М.А. Шолохова, значимых этапах его биографии.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, ответы на вопросы учителя.

Вопросы учителя:

- Что вы знаете о М.А. Шолохове?

- Какие произведения Шолохова вы уже читали или слышали о них?


Предполагаемые ответы учеников:

- М.А. Шолохов – советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина».

- Читали или слышали о романе «Тихий Дон».

3. Целеполагание (3 минуты)

Деятельность учителя: Объяснение целей и задач урока, формулировка темы.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись темы урока.

4. Введение в методику интеллект-карт (5 минут)

Деятельность учителя: Объяснение метода интеллект-карт, демонстрация примера.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, вопросы по методике.


Пример: На доске или слайде учитель показывает схему интеллект-карты.

5. Основные этапы жизни и творчества Шолохова (10 минут)

Деятельность учителя: Рассказ о жизни и творческом пути М.А. Шолохова, значимых этапах его биографии и творческой деятельности.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись ключевых моментов.


Основные моменты:

- Детство и юность Шолохова.

- Начало творческого пути.

- Создание и публикация первых произведений.

- Работа над эпосами «Тихий Дон» и «Поднятая целина».

- Литературные достижения и признание.


6. История создания шолоховского эпоса и особенности жанра (10 минут)


Деятельность учителя: Рассказ о процессе создания романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина», их историческом и социальном контексте, особенностях жанра.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись ключевых моментов.


Основные моменты:

- Исторические события, повлиявшие на создание эпосов.

- Личные переживания и опыт Шолохова.

- Жанровые особенности: эпичность, многоплановость, реализм, глубокий психологизм.


7. Работа с текстами произведений (20 минут)

Деятельность учителя: Разделение класса на группы, раздача текстов отрывков из романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина», постановка задач для анализа с помощью интеллект-карт.

Деятельность учащихся: Чтение отрывков из произведений, выполнение заданий в группах.


Задания для групп:

- Создайте интеллект-карту по одному из аспектов романов, выделив основные темы, образы, идеи, использованные художественные приёмы.


Примерные задания для групп:

- Первая группа: Темы и идеи романа «Тихий Дон».

- Вторая группа: Образ Григория Мелехова.

- Третья группа: Социальные и исторические аспекты романа «Поднятая целина».


Предполагаемые ответы учеников (по образу Григория Мелехова):

- Основные темы: революция, гражданская война, судьба человека.

- Образы: Григорий Мелехов, его семья, товарищи, враги.

- Идеи: борьба, внутренний конфликт, судьба народа.

- Художественные приёмы: метафоры, символы, реалистичные описания.


8. Обсуждение результатов (15 минут)

Деятельность учителя: Организация презентации результатов групповой работы, обсуждение.

Деятельность учащихся: Презентация интеллект-карт, обсуждение в классе.


Вопросы учителя:

- Какие темы и идеи наиболее ярко выражены в шолоховских эпосах?

- Каковы особенности жанра произведений Шолохова?


Предполагаемые ответы учеников:

- Яркие темы: революция, гражданская война, судьба народа.

- Идеи: борьба, внутренние конфликты, преодоление трудностей.

- Особенности жанра: эпичность, многоплановость, реализм, глубокий психологизм.


9. Рефлексия (10 минут)

Деятельность учителя: Организация обсуждения, подведение итогов урока, формулирование выводов.

Деятельность учащихся: Обсуждение в классе, высказывание собственного мнения о произведениях Шолохова и методике интеллект-карт.


Вопросы учителя:

- Какое впечатление произвели на вас произведения М.А. Шолохова?

- Какие открытия вы сделали, анализируя их с помощью интеллект-карт?


Предполагаемые ответы учеников:

- Произведения вызвали интерес к историческим событиям и судьбам героев.

- Интеллект-карты помогли структурировать информацию и глубже понять идеи и образы произведений.


10. Домашнее задание

Домашнее задание: Написать эссе на тему «Эпичность и реализм в творчестве М.А. Шолохова». Создать интеллект-карту для одного из аспектов романа, не разобранного на уроке.





Полный текст материала Технологическая карта урока литературы "Основные этапы жизни и творчества М.А.Шолохова. История создания шолоховского эпоса"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна  НАТАЛЛ
17.08.2024 0 255 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК