Статья "Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы в 5 - 9 классах"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
Статья
«Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы в 5 - 9 классах»
Автор:
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин
2024
Современное образование требует от учителя постоянного поиска новых методов и подходов к обучению, которые не только способствуют усвоению знаний, но и развивают у учащихся критическое мышление, творческие способности и коммуникативные навыки. Активные методы обучения, включающие различные интерактивные и творческие задания, становятся незаменимыми инструментами в образовательном процессе, особенно на уроках русского языка и литературы в 5 - 9 классах.
1. Ролевая игра
Ролевые игры позволяют ученикам вжиться в образы литературных героев или исторических личностей. НаНапример, при изучении произведений Александра Пушкина, учащиеся могут инсценировать отрывки из "Евгения Онегина", разыгрывая сцены и обсуждая мотивы и поступки персонажей. Это не только делает уроки более интересными, но и способствует глубокому пониманию текста и его анализу.
Например: Ученики готовят сцену бала из "Евгения Онегина", анализируют поведение Онегина и Татьяны, их диалоги и скрытые смыслы.
2. Работа в группах
Работа в группах способствует развитию коммуникативных навыков и учит учащихся работать в команде. На уроках русского языка и литературы можно организовать групповые проекты, где каждая группа анализирует определённый аспект произведения, а затем представляет свои выводы классу.
Например: При изучении "Мёртвых душ" Н.В. Гоголя, одна группа может исследовать образ Чичикова, другая – социальные проблемы, поднятые в произведении, а третья – символику и язык автора.
3. Дискуссии и дебаты
Дискуссии и дебаты развивают критическое мышление и умение аргументировать свою точку зрения. Учитель может предложить учащимся обсудить спорные моменты произведений или высказать своё мнение по актуальным вопросам, затронутым в текстах.
Например: Обсуждение проблемы "лишнего человека" в русской литературе на Напримере романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Ученики делятся на группы и спорят о том, является ли Базаров "лишним человеком" и почему.
4. Интерактивные задания и проекты
Использование мультимедийных технологий и интерактивных заданий помогает разнообразить уроки и привлечь внимание учащихся. Это могут быть презентации, видеоматериалы, интерактивные карты или создание виртуальных экскурсий по местам, связанным с жизнью и творчеством писателей.
Например: Создание интерактивной презентации о жизни и творчестве Л.Н. Толстого с использованием фотографий, видео и аудиозаписей. Ученики могут подготовить проекты, связанные с экранизациями произведений Толстого, и обсудить, насколько верно режиссёры передали идеи автора.
5. Творческие задания
Творческие задания развивают воображение и креативное мышление. Ученики могут писать собственные стихи, эссе, рецензии на прочитанные книги или создавать иллюстрации к литературным произведениям.
Например: После прочтения "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова учащиеся могут написать письмо от имени одного из героев романа или создать иллюстрации к наиболее впечатляющим сценам произведения.
6. Проектная деятельность
Проектная деятельность позволяет ученикам глубже погрузиться в изучаемую тему, развивает исследовательские навыки и умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию.
Например: Проект "Русская литература XIX века": учащиеся исследуют жизнь и творчество различных писателей того времени, создают презентации и доклады, которые затем представляют на уроках.
Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы способствуют не только лучшему усвоению учебного материала, но и всестороннему развитию учащихся. Они делают уроки более динамичными, интересными и эффективными, помогая ученикам не только получать знания, но и применять их на практике, развивать критическое и творческое мышление, навыки общения и работы в команде. Учитель, использующий активные методы обучения, создает среду, в которой ученики становятся активными участниками образовательного процесса, что повышает их мотивацию и интерес к учебе.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна
→ НАТАЛЛ 16.08.2024 0 193 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.