Конспект урока русского языка и литературы "Обособленные члены предложения в художественном тексте как средство выразительности"
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему:
«Обособленные члены предложения в художественном тексте как средство выразительности. Основная мысль текста»
(По рассказу Тэффи "Жизнь и воротник")
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель:
Учебная: познакомиться с понятием «обособленные члены» как авторским средством выразительности на примере рассматриваемого произведения;
Развивающая: совершенствовать умение определять авторскую мысль, находить средства выразительности при работе с текстом;
Воспитательная: на примере главной героини показать иронию автора над человеческими пороками
1.Стадия вызова
Разминка «Блиц-опрос»
Доброе утро, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, потому что оно объединяет в себе уроки русского языка и литературы.
Объяснительный словарный диктант
Бе_характерное сущ_ство, застенч_вость, завис_мость, смущ_(н/нн)ая (от глаг.сов.в.), (не)об_яснимое влечение, (не)смотря н_ на что, (не)смотря в глаза, определе(н/нн)о треб_вал, (во)преки обст_ятельствам, (на)перекор здравому смыслу.
Что такое текст?
Что мы называем темой текста? Основной мыслью? Кому она принадлежит?
О ком и о чём может говорить писатель в своих произведениях? (О людях, о любви, о жизни, ... о пороках)
Почему литературу называют «художественная» и текст (стиль речи) называют так же: «художественный»?
Какие изобразительные средства может использовать автор?
Анализ предложений (записать на доске):
Пришла яркая и солнечная весна.
Пришла весна, яркая и солнечная.
Прочитайте предложения
Что в них общего?
Чем различаются эти предложения? С какой интонацией произносятся?
Запишем тему урока:
Обособленные члены предложения в художественном тексте как средство выразительности. Основная мысль текста
Что мы должны будем узнать? Чему научиться?
2.Стадия осмысления
1.Прогнозирование
Откройте учебник-хрестоматию на стр____.
Как называется рассказ, который мы с вами сейчас прочитаем?
Как вы думаете, почему писательница дала такое название? Причём тут воротник?
Воспользуйтесь словами из объяснительного диктанта и предположите, о чём пойдёт речь в рассказе.
2.Чтение текста с остановками
Сейчас мы с вами прочитаем первый абзац, а затем вы, воспользовавшись таблицами, сформулируете и зададите классу наиболее подходящие по смыслу вопросы. За это вы получаете дополнительный балл к оценке.
Фрагмент - 1
От слов «Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами» до слов «...Олечка смогла купить себе шляпу, пояс и перчатки, подходящие к характеру воротничка»
(Почему человек не властен порой над вещами? Верно ли, что в рассказе речь пойдёт о зависимости человека от вещей?)
«Тонкие и толстые вопросы»
«Толстые» вопросы |
«Тонкие» вопросы |
Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?
|
Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли?
|
Фрагмент - 2
От слов «Следующие дни были еще тяжелее...» до слов «...а воротник укреплялся и властвовал»
Фрагмент -3
От слов «Однажды ее пригласили...» и до конца рассказа.
3.Парная исследовательская работа в группах
Дидактический материал:
Вечером, бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила своей бабушке...
Олечка смогла купить себе шляпу, пояс и перчатки, подходящие к характеру воротничка.
Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению.
Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми.
За ужином студент, Олечкин сосед, пожал ей под столом ногу.
Он был бледен и держал в руках ломбардные квитанции, вытащенные из Олечкиного стола.
И, заложив руки в карманы, она громко свистнула.
Подумайте, изменится ли смысл каждого предложения, если вы уберёте выделенные конструкции?
Какова их роль?
Для чего нужны здесь обособленные члены? На какие вопросы они отвечают? Какие это члены?
Создаёт ли автор особое впечатление, включая в каждое предложение конструкцию с добавочным или уточняющим значением?
Каков ваш общий вывод о героине?
Заполнение кластера: ОЛЕЧКА РОЗОВА (примерные записи: склонность к зависимости, эгоизм, психопатия, ...)
Задание в парах
Выписать по порядку, подчеркивая выделенное как член предложения: 1) предложения с обособленными определениями, 2)предложения с обособленными обстоятельствами, 3)предложения с обособленными приложениями
3.Стадия рефлексии
Какой была Олечка Розова вначале? Как и почему она изменилась?
Что в рассказе показалось смешным? Перечислите.
Что вызывает грусть?
Чему учит рассказ? Что нужно делать в жизни и чего, наоборот, не нужно? Почему? Каковы последствия?
Какую роль играют обособленные члены предложения в передаче автором основной мысли?
Домашнее задание:
Написать по прочитанному тексту небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Кого называют безвольным человеком?» (около 100 слов)
Одно доказательство вы приводите из прочитанного текста, еще одно, похожее, – из жизни. Подводите итог.
Приложение 1
«Толстые» вопросы |
«Тонкие» вопросы |
Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?
|
Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли?
|
Приложение 1
«Толстые» вопросы |
«Тонкие» вопросы |
Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?
|
Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли?
|
Приложение 1
«Толстые» вопросы |
«Тонкие» вопросы |
Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?
|
Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли?
|
Приложение 2
Дидактический материал для исследования в группах:
Вечером, бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила своей бабушке...
Олечка смогла купить себе шляпу, пояс и перчатки, подходящие к характеру воротничка.
Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению.
Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми.
За ужином студент, Олечкин сосед, пожал ей под столом ногу.
Он был бледен и держал в руках ломбардные квитанции, вытащенные из Олечкиного стола.
И, заложив руки в карманы, она громко свистнула.
Приложение 2
Дидактический материал для исследования в группах:
Вечером, бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила своей бабушке...
Олечка смогла купить себе шляпу, пояс и перчатки, подходящие к характеру воротничка.
Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению.
Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми.
За ужином студент, Олечкин сосед, пожал ей под столом ногу.
Он был бледен и держал в руках ломбардные квитанции, вытащенные из Олечкиного стола.
И, заложив руки в карманы, она громко свистнула.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пантин Богдан Васильевич
→ Публикатор 26.07.2024 0 152 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы