Конспект урока русского языка и литературы "Обособленные члены предложения в художественном тексте как средство выразительности"


Интегрированный урок русского языка и литературы на тему:

«Обособленные члены предложения в художественном тексте как средство выразительности. Основная мысль текста»

(По рассказу Тэффи "Жизнь и воротник")

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель:

  • Учебная: познакомиться с понятием «обособленные члены» как авторским средством выразительности на примере рассматриваемого произведения;

  • Развивающая: совершенствовать умение определять авторскую мысль, находить средства выразительности при работе с текстом;

  • Воспитательная: на примере главной героини показать иронию автора над человеческими пороками

1.Стадия вызова

Разминка «Блиц-опрос»

  • Доброе утро, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, потому что оно объединяет в себе уроки русского языка и литературы.

Объяснительный словарный диктант

Бе_характерное сущ_ство, застенч_вость, завис_мость, смущ_(н/нн)ая (от глаг.сов.в.), (не)об_яснимое влечение, (не)смотря н_ на что, (не)смотря в глаза, определе(н/нн)о треб_вал, (во)преки обст_ятельствам, (на)перекор здравому смыслу.

  • Что такое текст?

  • Что мы называем темой текста? Основной мыслью? Кому она принадлежит?

  • О ком и о чём может говорить писатель в своих произведениях? (О людях, о любви, о жизни, ... о пороках)

  • Почему литературу называют «художественная» и текст (стиль речи) называют так же: «художественный»?

  • Какие изобразительные средства может использовать автор?

Анализ предложений (записать на доске):

Пришла яркая и солнечная весна.

Пришла весна, яркая и солнечная.

  • Прочитайте предложения

  • Что в них общего?

  • Чем различаются эти предложения? С какой интонацией произносятся?

Запишем тему урока:

Обособленные члены предложения в художественном тексте как средство выразительности. Основная мысль текста

  • Что мы должны будем узнать? Чему научиться?

2.Стадия осмысления

1.Прогнозирование

Откройте учебник-хрестоматию на стр____.

  • Как называется рассказ, который мы с вами сейчас прочитаем?

  • Как вы думаете, почему писательница дала такое название? Причём тут воротник?

  • Воспользуйтесь словами из объяснительного диктанта и предположите, о чём пойдёт речь в рассказе.

2.Чтение текста с остановками

  • Сейчас мы с вами прочитаем первый абзац, а затем вы, воспользовавшись таблицами, сформулируете и зададите классу наиболее подходящие по смыслу вопросы. За это вы получаете дополнительный балл к оценке.

Фрагмент - 1

От слов «Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами» до слов «...Олечка смогла купить себе шляпу, пояс и перчатки, подходящие к характеру воротничка»

(Почему человек не властен порой над вещами? Верно ли, что в рассказе речь пойдёт о зависимости человека от вещей?)

«Тонкие и толстые вопросы»

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?


Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?




Фрагмент - 2

От слов «Следующие дни были еще тяжелее...» до слов «...а воротник укреплялся и властвовал»

Фрагмент -3

От слов «Однажды ее пригласили...» и до конца рассказа.

3.Парная исследовательская работа в группах

Дидактический материал:

Вечером, бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила своей бабушке...

Олечка смогла купить себе шляпу, пояс и перчатки, подходящие к характеру воротничка.

Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению.

Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми.

За ужином студент, Олечкин сосед, пожал ей под столом ногу.

Он был бледен и держал в руках ломбардные квитанции, вытащенные из Олечкиного стола.

И, заложив руки в карманы, она громко свистнула.

  • Подумайте, изменится ли смысл каждого предложения, если вы уберёте выделенные конструкции?

  • Какова их роль?

  • Для чего нужны здесь обособленные члены? На какие вопросы они отвечают? Какие это члены?

  • Создаёт ли автор особое впечатление, включая в каждое предложение конструкцию с добавочным или уточняющим значением?

  • Каков ваш общий вывод о героине?

Заполнение кластера: ОЛЕЧКА РОЗОВА (примерные записи: склонность к зависимости, эгоизм, психопатия, ...)

Задание в парах

Выписать по порядку, подчеркивая выделенное как член предложения: 1) предложения с обособленными определениями, 2)предложения с обособленными обстоятельствами, 3)предложения с обособленными приложениями

3.Стадия рефлексии

  • Какой была Олечка Розова вначале? Как и почему она изменилась?

  • Что в рассказе показалось смешным? Перечислите.

  • Что вызывает грусть?

  • Чему учит рассказ? Что нужно делать в жизни и чего, наоборот, не нужно? Почему? Каковы последствия?

  • Какую роль играют обособленные члены предложения в передаче автором основной мысли?

Домашнее задание:

Написать по прочитанному тексту небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Кого называют безвольным человеком?» (около 100 слов)

Одно доказательство вы приводите из прочитанного текста, еще одно, похожее, – из жизни. Подводите итог.

Приложение 1

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?


Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?




Приложение 1

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?


Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?




Приложение 1

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?


Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?




Приложение 2

Дидактический материал для исследования в группах:

Вечером, бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила своей бабушке...

Олечка смогла купить себе шляпу, пояс и перчатки, подходящие к характеру воротничка.

Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению.

Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми.

За ужином студент, Олечкин сосед, пожал ей под столом ногу.

Он был бледен и держал в руках ломбардные квитанции, вытащенные из Олечкиного стола.

И, заложив руки в карманы, она громко свистнула.

Приложение 2

Дидактический материал для исследования в группах:

Вечером, бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила своей бабушке...

Олечка смогла купить себе шляпу, пояс и перчатки, подходящие к характеру воротничка.

Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению.

Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми.

За ужином студент, Олечкин сосед, пожал ей под столом ногу.

Он был бледен и держал в руках ломбардные квитанции, вытащенные из Олечкиного стола.

И, заложив руки в карманы, она громко свистнула.


Полный текст материала Конспект урока русского языка и литературы "Обособленные члены предложения в художественном тексте как средство выразительности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пантин Богдан Васильевич  Публикатор
26.07.2024 0 106 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК