Статья "Формирование гражданской компетентности учащихся через уроки русского языка и литературы в школе для детей со слуховой депривацией"


Формирование гражданской компетентности учащихся через уроки русского языка и литературы в школе для детей со слуховой депривацией

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Школа- интернат№18»

г. Анжеро - Судженска Кемеровской области - Кузбасс

Иршенко Л.Г.


Социальный заказ государства требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны.

Работая учителем, чувствуешь ответственность за каждого из учеников. Поэтому реализовать цель помогают задачи:

  • учить применять знания на практике через содержание, методику и формы преподавания предметов «Русский язык» и «Литература»;

  • приобщать учащихся к основополагающим ценностям гражданина и гражданского общества;

  • совершенствовать гражданские компетенции учащихся.

Уроки русского языка и литературы в школе для глухих и слабослышащих детей обладают большими возможностями для решения поставленных целей и задач.

На своих уроках я стараюсь убедить учащихся в том, что языковая культура – это выражение гражданской позиции. «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку», - эти слова К.Г. Паустовского хорошо всем знакомы. Бережное отношение к языку, правильная литературная речь, отсутствие в ней жаргонизмов, сквернословия – одно из главных требований к речи любого человека. При этом важно, чтобы дети исправляли ошибки в речи не только своей и своих сверстников, но и в речи взрослых.

Любовь к родной природе – важная составляющая такого большого чувства, как любовь к своей Родине. Воспитание этого чувства зависит и от учителя русского языка, поэтому и в данном направлении используются разные формы работы. В своей деятельности я практикую такие: экскурсии на природу, беседы по картинам с изображением русской природы; уроки-практикумы по описанию картины природы; интегрированные уроки русского языка и литературы, на которых тексты с описанием природы из художественных произведений становятся основой для работы.

При изучении раздела «Лексика» уделяю внимание работе с такими словами, которые помогают определиться с позицией по отношению к асоциальным явлениям и выработке правильной гражданской позиции. По возможности предлагаю русские синонимы словам: толерантность – терпимость; патриотизм - любовь к Родине; адаптация – приспособление; гуманизм – человечность; креативность - способность к творчеству.

На уроках как русского языка, так и литературы в активном и осознанном употреблении учащихся звучат слова: добросовестность; ответственность; родина; гражданин; гражданский долг; активная гражданская позиция; здоровый образ жизни; права и обязанности, достоинство, честь, совесть, милосердие, сострадание, благородство. В результате работы происходит осмысление значений слов, включение их в активный словарный запас.

Один из методов личностно ориентированного обучения – чтение вслух, причём медленное - активно использую на уроках литературы. При этом очень важно, чтобы проблема была сформулирована учащимися, стала актуальна для них. Тогда ученик после прочтения текста сможет сделать выбор (за себя, за героя) - интеллектуальный, нравственный или волевой. Такие вопросы, как:

- что мне нравится (не нравится) в этом герое?

- как бы объяснил поступок героя?

- как бы я поступил на месте героя?

- как можно было разрешить конфликт, проблему героя?

- какие похожие ситуации я наблюдал (знаю)?

подталкивают учеников к разрешению собственных проблем, к осознанию норм поведения в обществе, к нравственному и гражданскому становлению личности.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) также направлена прежде всего на формирование вдумчивого , внимательного читателя, а если представить современные востребованные профессии в обществе: юрист, экономист, управленец и т.д., то можно заметить, что они связаны с глубоким проникновением в смысл прочитанного текста, а умение внимательно читать - один из навыков, необходимых этим людям.

Чтобы помочь ученикам разобраться в сложных общественных ситуациях и явлениях, дать оценку тем или иным героям, включаю в урок просмотр фильмов, мультфильмов, спектаклей, снятых или поставленных по художественным текстам. «Очарованный странник», «Горе от ума», «Ревизор», «Преступление и наказание», «Алые паруса», видеоуроки как по русскому языку, так и по литературе. Просмотры эпизодов или полных версий ведут учащихся к активному восприятию текстов и заинтересованности в чтении, а также усвоению межпредметных связей: литература и кино, литература и музыка, литература и театральное искусство, литература и изобразительное искусство.

Таким образом, формирование гражданской компетентности в учебном процессе происходит не столько благодаря содержанию учебных дисциплин гуманитарного цикла, сколько благодаря оптимальному подбору педагогом методов обучения, направленных именно на развитие гражданских знаний, качеств, навыков, ценностей. Определение таких методов, а также организационных форм обучения и является одной из важнейших задач современной педагогики.


Литература

1. Азаров Ю. Ж. Педагогическое искусство патриотического

воспитания [Текст] // Воспитание школьников. – 2008 - №6. - С. 3–11.

2. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание [Текст] // Пед. психология. – М.,1991.

3. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие [Текст]. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64с.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст]. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с. ― (Стандарты второго поколения).



Полный текст материала Статья "Формирование гражданской компетентности учащихся через уроки русского языка и литературы в школе для детей со слуховой депривацией" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иршенко Лариса Геннадьевна  Публикатор
11.10.2024 0 37 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК