Конспект урока русского языка "Правописание букв и-ы после Ц"; 5 класс
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема урока: «Гласные буквы Ы - И после Ц».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: Через погружение в учебную проблему сформировать у учащихся знания об условиях написания И - Ы после Ц.
Задачи:
- обучающая: помочь учащимся усвоить правило, выработать умение обосновать выбор букв И –Ы после Ц в корне, в суффиксе, окончании.
- развивающая: развивать орфографическую зоркость, навык графического обозначения данной орфограммы, развивать память, внимание, логическое мышление, расширять словарный запас учащихся.
- воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, вежливое общение, умение работать в паре.
Технология : развитие « критического мышления»
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
1) уметь извлекать информацию из правила в учебнике;
2) уметь систематизировать материал, полученный из учебника в виде таблицы;
3) уметь формулировать условия написания изучаемой орфограммы;
4) уметь на основе анализа материала делать выводы;
Коммуникативные УУД:
1) уметь слушать и понимать других;
2) уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) уметь оформлять свои мысли в устной форме;
4) уметь определять цель учебной деятельности;
5)уметь организовать работу в парах;
Регулятивные УУД:
1) уметь высказывать своё предположение на основе работы с орфографическим правилом;
2) уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) уметь прогнозировать предстоящую работу (заполнять таблицу, создавать кластер);
4) уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1)уметь определять цель учебной деятельности;
2) слушать собеседника;
3) уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые результаты:
Предметные:
1)Знать условия написания гласных И – Ы после Ц
2)Уметь определять написание гласных И-Ы после Ц, комментировать условия выбора.
Личностные:
- Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
- Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
Оборудование: учебники русского языка «Практика» 5 класс, «Теория» 5- 9 класс, доска, карточки с заданиями, листы для составления кластера,
Структура урока:
1) Организационный момент
2) Актуализация знаний.
3) Фаза урока «Вызов»
4) Фаза урока «Осмысление»
5) Фаза урока «Рефлексия» (подведение итогов занятия).
6) Информация о домашнем задании (комментирование).
7) Выставление оценок за урок.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветственное
слово учителя
- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Приветствие учащихся.
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- С каким правилом вы познакомились на прошлом уроке?
-Буквы 0- Е после шипящих в корне слова.
-Когда в корне слова пишется О, а когда Е? Приведите примеры.
Ученик рассказывает правило, приводит свои примеры.
Сегодня мы продолжим работу над правилом, в котором встречается буква Ц.
3. Фаза урока «Вызов»
3.1. Материал для наблюдения.
В записанных на доске словах вставить пропущенные буквы.
Ц..рк, синиц.., ц..ган, сестриц…н, революц..я.
Учащиеся выполняют задание в тетради.
-Кто не смог выполнить задание? Что вы не смогли сделать? Почему возникли трудности?
-Не знаем, когда пишется И, а когда Ы.
3.2. Постановка учебной задачи.
-Какова будет цель нашего урока?
-Узнать правило написания гласных Ы-И после Ц.
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Дети формулируют тему и записывают ее в тетрадь. Правописание букв Ы- И после Ц
4.Фаза урока «Осмысление»
-С помощью какого источника мы можем выяснить, когда после Ц пишется Ы, а когда И?
-Нужно обратиться к учебнику,
Класс делится на 2 группы, заполняют таблицу:
1группа - выписывает условия, при которых после Ц пишется Ы.
2группа - выписывает условия, при которых после Ц пишется И.
-Обратите внимание при заполнении таблицы, в какой части слова пишутся гласные буквы.
4.1.Осмысление опорных знаний
На доске появляется таблица. Представители каждой группы идут к доске и заполняют ее, формулируют правило, приводят свои примеры.
И |
Ы |
1 ) В слова. Н-р: цилиндр, цинк |
1 )В им.сущ.во мн.ч. Н-р:синицы |
2)В словах на -ЦИЯ. Н-р: репетиция |
2 )В прилагательных.Н-р: куцый |
|
3 )В прилагательных.Н-р: царицын |
В словах -исключениях: цыган, цыц, |
на цыпочках, цыпленок, цыкнуть. |
-Почему в словах цыган, цыц, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть вы написали Ы, а не И ?
-Это слова- исключения, потому что гласный И пишется в корне слова.
-Давайте обратимся к учебнику «Практика», на стр 132 дается графическое обозначение изучаемой орфограммы.
Ученики знакомятся с графическим обозначением изучаемой орфограммы.
4.2Закрепление полученных знаний на практике.
1.Обратимся к словам, с которыми вы работали в начале урока. Учащиеся по цепочке объясняют условия выбора орфограммы.
2.Лексический диктант. Учитель читает предложения, задача детей записать ответы. (1ученик работает на скрытой доске)
1)Знак для обозначения числа на письме. (Цифра)
2)Детеныш курицы. (Цыпленок)
3)Круглое, зрелищное учреждение, в котором выступают клоуны. (Цирк)
4)Устаревшее обозначение парикмахера. (Цирюльник)
5)Стриженый и крашеный мех овцы. (Цигейка)
6)Механизм для стрижки волос. (Ножницы)
7)Хирургом была успешно проведена (операция)
8)Перед Новым годом в школе проходила (репетиция)
Ученик читает с написанные слова, остальные проверяют, исправляют ошибки.
-С какими новыми словами вы познакомились в ходе диктанта?
Физкультминутка.
Если в слове пишется Ы, нужно подпрыгнуть, а если И тянемся выше.
Улицы, цилиндр, ресницы, птицы, лекция. циркач, циркуль, цыганочка.
3.Самостоятельная работа (на листочках)
Лекц..я
Лестниц..
Чернильниц..
Лисиц..н
Акац..я
Ц..кнуть
Станц..я
Братц..
Ц..почки
Ц..клон
Авиац..я
Дефец..т
Взаимопроверка в парах, выставляют оценки.
Критерии:11-12 б- «5», 8-10 б –«4»,6-7 б –«3»,5и менее б-«2
5.Фаза «Рефлексия»
5.1.Закрепление и обобщение знаний по теме.
Предлагаю составить структурно - логические схемы (кластеры).
Учащиеся работают над созданием структурно- логической схемой (кластером), затем представляют свои работы.
КЛАСТЕР
Буквы Ы- И после Ц
И Всегда И, кроме слов – исключений.
В словах на – ЦИЯ
Ы В им. прилагательных ЫН
В им. прилагательных ЫЙ
В им. существительных мн.ч Ы
5.2.Рефлексия.
1.Я сегодня на уроке открыл(а) для себя…
Правило написания букв Ы –И после Ц.
2.На уроке я узнал(а)..
Когда пишется Ы, а когда И.
3.Новым для меня стало…
Слова – исключения.
4.Самым интересным было..
Создание кластеров.
6.Домашнее задание разноуровневое.
1)Выучить правило п.43, упр
2)Составить кроссворд, используя слова на изученную орфограмму.
3)Сочинить сказку о приключениях букв Ы-И после Ц.
7.Выставление оценок. Учитель благодарит за работу на уроке и прощается с учащимися.
3.Самостоятельная работа (на листочках) 3.Самостоятельная работа (на листочках)
1.Лекц..я 1. Лекц..я
2.Лестниц.. 2. Лестниц..
3.Чернильниц.. 3. Чернильниц..
4.Лисиц..н 4.Лисиц..н
5.Акац..я 5. Акац..я
6.Ц..кнуть 6. Ц..кнуть
7.Станц..я 7. Станц..я
8.Братц.. 8. Братц..
9.Ц..почки 9. Ц..почки
10.Ц..клон 10. Ц..клон
11.Авиац..я 11. Авиац..я
12.Дефец..т 12. Дефец..т
Взаимопроверка в парах, выставляют оценки. Взаимопроверка в парах, выставляют оценки.
Критерии:11-12 б- «5», 8-10 б –«4»,6-7 б –«3»,5и менее б-«2 Критерии:11-12 б- «5», 8-10 б –«4»,6-7 б –«3»,5и менее б-«2
Ответы Ответы
1.И 1.И
2.Ы 2.Ы
3.Ы 3.Ы
4.Ы 4.Ы
5.И 5.И
6.Ы 6.Ы
7.И 7.И
8.Ы 8.Ы
9.Ы 9.Ы
10.И 10.И
11.И 11.И
12.И 12.И
Домашнее задание разноуровневое.
1)Выучить правило п.43, упр
2)Составить кроссворд, используя слова на изученную орфограмму.
3)Сочинить сказку о приключениях букв Ы-И после Ц.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Домашнее задание разноуровневое.
1)Выучить правило п.43, упр
2)Составить кроссворд, используя слова на изученную орфограмму.
3)Сочинить сказку о приключениях букв Ы-И после Ц.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Домашнее задание разноуровневое.
1)Выучить правило п.43, упр
2)Составить кроссворд, используя слова на изученную орфограмму.
3)Сочинить сказку о приключениях букв Ы-И после Ц.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Домашнее задание разноуровневое.
1)Выучить правило п.43, упр
2)Составить кроссворд, используя слова на изученную орфограмму.
3)Сочинить сказку о приключениях букв Ы-И после Ц.
КЛАСТЕР
Этапы урока |
Методы обучения |
Методические приемы |
Виды деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Время |
||
1.Организа- ционный момент
|
Информац.-рецептивн. |
Слово учителя |
Слушание, говорение. |
Приветственное слово учителя
- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
|
Приветствие учащихся.
|
1 минута |
||
2.Атуализация знаний. Проверка дом. задания |
Репродуктивный |
Фронт. опрос |
Слушание, говорение |
Учитель выясняет степень усвоенного на прошлом уроке теоретического материала, задает вопросы классу |
Учащиеся внимательно слушают вопросы учителя, отвечают на них. |
2 минуты |
||
3.Фаза «Вызова» 3.1.Материал для наблюдения |
Исследовательский |
Упражнение, беседа |
Письмо, говорение, слушание |
В записанных на доске словах вставить пропущенные буквы. Ц..рк, синиц.., ц..ган, сестриц…н. -Кто не смог выполнить задание? Что вы не смогли сделать? Почему возникли трудности?
|
Учащиеся выполняют задание в тетради.
Не знаем, когда пишется И, а когда Ы.
|
3 минуты |
||
3.2. Постановка учебной задачи.
|
Проблемный |
Беседа |
говорение, слушание |
-Какова будет цель нашего урока?
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
|
-Узнать правило написания гласных Ы-И после Ц.
Дети формулируют тему и записывают ее в тетрадь. Правописание букв Ы- И после Ц
|
2минуты |
||
4.Фаза урока «Осмысление»
|
Исследовательский |
Самост. работа с книгой в парах, заполнение таблицы |
Чтение, письмо |
-С помощью какого источника мы можем выяснить, когда после Ц пишется Ы, а когда И? - |
Нужно обратиться к учебнику, Класс делится на 2 группы, заполняют таблицу:
|
1 минута |
||
4.1.Осмысление опорных знаний
|
Репродуктивный |
Работа с таблицей |
Чтение, письмо, говорение, слушание |
Учитель предлагает заполнить таблицу на доске представителям каждой пары.
-Давайте обратимся к учебнику «Практика», на стр 132 дается графическое обозначение изучаемой орфограммы.
|
Ученики заполняют таблицу, остальные проверяют, исправляют.
Ученики знакомятся с графическим обозначением изучаемой орфограммы. |
4 минуты |
||
4.2Закрепление полученных знаний на практике.
|
Репродуктивный |
Выполнение упр с коммента-рием, лексический диктант, самост. работа. |
Чтение, письмо, говорение, слушание |
Учитель предлагает выполнить задания 1.Упр428 2.Лексический диктант. 3.Самостоятельную работу |
Дети выполняют предложенные учителем задания 1.Упр428 (письменно) по цепочке объясняют условия выбора орфограммы. 2.Лексический диктант. Учитель читает предложения, задача детей записать ответы. (1ученик работает на скрытой доске). 3.Самостоятельная работа Взаимопроверка в парах, выставление оценок.
|
25 минут |
||
.Фаза «Рефлексия» 5.1.Закрепление и обобщение знаний по теме.
5.2 Рефлексия |
Творческий
Частично- поисковый |
Создание кластера
Беседа
|
Письмо, говорение, слушание
говорение, слушание
|
Учитель предлагает составить структурно- логические схемы (кластеры). Буквы Ы- И после Ц В корне В суффиксе В окончании Создает условия для осознания результатов урока и своей деятельности, Проводит рефлексию 1.Я сегодня на уроке открыл(а) для себя… 2.На уроке я узнал(а).. 3.Новым для меня стало… 4.Самым интересным было..
|
Учащиеся работают над созданием структурно- логические схемы (кластеры) затем представляют свои работы.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя |
5 минут
2 минуты |
||
6.Домашнее задание разноуровневое.
|
Информационно- рецептивный |
Слово учителя |
Слушание, письмо |
Задает домашнее задание на выбор, одно – творческое. |
Записывают домашнее задание в дневники. |
1 минута
|
||
7.Итог урока |
Информационно- рецептивный |
Слово учителя |
Слушание, письмо, говорение |
Выставляет оценки за урок. Благодарит за работу на уроке. Прощается с учащимися. |
Ставят оценки в дневники. Прощаются с учителем |
1 минута |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Талалаева Лариса Вячеславовна
→ Публикатор![]() ![]() ![]() ![]() |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы