Конспект урока русского языка "Олицетворение как лексическое средство выразительности речи"; 6 класс


Предмет: Русский язык

Класс: 6

Тема урока: «Олицетворение как лексическое средство выразительности речи»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: ознакомление обучающихся с понятием «олицетворение», раскрытие существенных признаков данного тропа, формирование способности обучающихся находить олицетворения в тексте.

Оборудование: рабочие листы, презентация, ноутбук, проектор, интерактивная доска

Ход урока

-(слайд 1) Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть, меня зовут Анастасия Викторовна, и я сегодня проведу у вас урок русского языка, садитесь.

Наверняка каждый из вас согласиться, что наш русский язык богатый, меткий, могучий и даже чуточку волшебный. А знаете ли вы, что придаёт ему это волшебство? (выразительные средства)

Правильно. На прошлых уроках вы познакомились с некоторыми из них, давайте вспомним, какие средств выразительности вы уже знаете? (метафора, сравнение, эпитет).

-Молодцы. Перед вами задание: необходимо установить соответствия.

https://learningapps.org/display?v=pso9pk6kn22

Отлично справились! А теперь мы переходим к новой теме, название которой вы мне сами и скажите. Но для этого необходимо посмотреть отрывок из мультфильма. Все внимание на экран.

(показ мультфильма)

Вопросы:

- Что показалось вам необычным? (Ветер выполняет действия, характерные для человека)

-Ребята, а знаете ли вы, как называется такой приём?

Вывод: олицетворением. Теперь мы знаем название темы.

(слайд 2) Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

Тему определили, надо и цели на начало урока поставить.

(слайд 3) Посмотрите на слайд, давайте дополним предложения.

1. Познакомиться с понятием «Олицетворение»;

2. Научиться находить олицетворения в тексте.

3. Определить роль олицетворений в текстах;

Итак, первая цель «познакомиться с понятием олицетворение».

Так, так, так, а может, вы сначала сами попробуете сформулировать определение?

Ребята, а где нам можно посмотреть определения слова, если мы в нем сомневаемся или вовсе не знаем?

- в словаре

- правильно, давайте откроем наш помощник- словарь и узнаем правы вы или нет.

(слайд 4) Какой делаем вывод?

Вывод: вы правы.

-Ну, что, пришло время достигать остальные цели. А что мы должны для этого сделать?

-Правильно, выполнить упражнения.

-Посмотрите на упр. 133, сделаем его устно.

-Молодцы, а теперь переходим к след. заданию, которое вы будете выполнять, работая в группах по 3-4 человека.

-Вам необходимо найти олицетворения, подчеркнуть их и рядом прикрепить смайлик к тем предложениям, где есть олицетворение.

1. Ты вел мечи на пир обильный.

2. Улыбнулись сонные березки.

3. Мама испекла наивкуснейший пирог.

4. Плачет дождь, и воет вьюга.

5. Он был хитёр, как чёрт.

6. Забормотал спросонок гром.

7. Мне подарили разноцветный букет.

8. Темнота подкралась незаметно.

9. Ходит ветер серой волной.

- Поработали, а теперь немножечко отдохнём, давайте встанем и выполним наклоны головой, наклоны туловищем, сожмём наши ладони. Молодцы, садитесь.

- Ребята, выполняем следующее задание. Все внимание на доску. Необходимо вставить олицетворения по смыслу.

https://learningapps.org/watch?v=p5y23qnik22

Первые лучи утреннего солнца ПРОКРАДЫВАЛИСЬ через луг.

Снег УКУТАЛ землю, как мать младенца.

Луна ПОДМИГНУЛА сквозь высь облаков.

Ровно в 6:30 утра мой будильник ОЖИЛ.

Я слышал, как остров ЗОВЕТ меня.

Гром ВОРЧАЛ, как старик.


ЗАДАНИЕ, ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ.

- КАЖДЫЙ ПРИДУМАЙТЕ ПО ОДНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ, В КОТОРОМ БУДЕТ ПРИСУТСТВОВАТЬ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.


Самопроверка знаний.

-Вы большие молодцы.

Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока. Мы их достигли?

- Ребята, какое чудесное время года наступило?

- Зима

- А какой самый главный праздник празднуем зимой?

- Новый год.

- А без какого символа не обходится этот праздник?

- Конечно же, без елки.

-Я хочу, чтобы мы все вместе составили синквейн, да непростой, а волшебный, мы будем использовать за основу елочку, ведь именно она является символом самого чудесного времени года –зимы. Давайте мы ее украсим синквейном.


1 строка – одно существительное, выражающее главную тему нашего cинквейна.

(Олицетворение).


2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. Какой у нас прием олицетворение? Как мы его охарактеризуем?

(литературный, яркий, красочный, выразительный)


3 строка – три глагола, описывающие действия олицетворения. Что оно делает? Какую возможность нам дает?

(оживляет, представлять, рисовать)


4 строка – фраза, которая передает главный смысл олицетворения. Что позволяет олицетворение?

(позволяет предметам оживать)


5 строка – ассоциация с первым словом. Как по-другому можно назвать олицетворение?

(прием, троп)


- Вы сегодня хорошо поработали.

Выставление оценок

- Запишите, домашнее задание в дневники. Оно будет творческим. Вам необходимо написать мини-сочинение на тему «Зимняя сказка», используя олицетворения.

- (слайд 5) Найдите у себя на партах бумажные мобильные телефоны, давайте напишем сообщение маме или другу о том:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что показалось интересным?

- Возникли ли у вас трудности во время урока?

- Кто лучше всех работал по вашему мнению?


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Олицетворение как лексическое средство выразительности речи"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ткачева Анастасия Викторовна  missofnastya99
26.01.2025 0 226 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК