Конспект урока русского языка "Олицетворение как лексическое средство выразительности речи"; 6 класс
Предмет: Русский язык
Класс: 6
Тема урока: «Олицетворение как лексическое средство выразительности речи»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: ознакомление обучающихся с понятием «олицетворение», раскрытие существенных признаков данного тропа, формирование способности обучающихся находить олицетворения в тексте.
Оборудование: рабочие листы, презентация, ноутбук, проектор, интерактивная доска
Ход урока
-(слайд 1) Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть, меня зовут Анастасия Викторовна, и я сегодня проведу у вас урок русского языка, садитесь.
Наверняка каждый из вас согласиться, что наш русский язык богатый, меткий, могучий и даже чуточку волшебный. А знаете ли вы, что придаёт ему это волшебство? (выразительные средства)
Правильно. На прошлых уроках вы познакомились с некоторыми из них, давайте вспомним, какие средств выразительности вы уже знаете? (метафора, сравнение, эпитет).
-Молодцы. Перед вами задание: необходимо установить соответствия.
https://learningapps.org/display?v=pso9pk6kn22
Отлично справились! А теперь мы переходим к новой теме, название которой вы мне сами и скажите. Но для этого необходимо посмотреть отрывок из мультфильма. Все внимание на экран.
(показ мультфильма)
Вопросы:
- Что показалось вам необычным? (Ветер выполняет действия, характерные для человека)
-Ребята, а знаете ли вы, как называется такой приём?
Вывод: олицетворением. Теперь мы знаем название темы.
(слайд 2) Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
Тему определили, надо и цели на начало урока поставить.
(слайд 3) Посмотрите на слайд, давайте дополним предложения.
1. Познакомиться с понятием «Олицетворение»;
2. Научиться находить олицетворения в тексте.
3. Определить роль олицетворений в текстах;
Итак, первая цель «познакомиться с понятием олицетворение».
Так, так, так, а может, вы сначала сами попробуете сформулировать определение?
Ребята, а где нам можно посмотреть определения слова, если мы в нем сомневаемся или вовсе не знаем?
- в словаре
- правильно, давайте откроем наш помощник- словарь и узнаем правы вы или нет.
(слайд 4) Какой делаем вывод?
Вывод: вы правы.
-Ну, что, пришло время достигать остальные цели. А что мы должны для этого сделать?
-Правильно, выполнить упражнения.
-Посмотрите на упр. 133, сделаем его устно.
-Молодцы, а теперь переходим к след. заданию, которое вы будете выполнять, работая в группах по 3-4 человека.
-Вам необходимо найти олицетворения, подчеркнуть их и рядом прикрепить смайлик к тем предложениям, где есть олицетворение.
1. Ты вел мечи на пир обильный.
2. Улыбнулись сонные березки.
3. Мама испекла наивкуснейший пирог.
4. Плачет дождь, и воет вьюга.
5. Он был хитёр, как чёрт.
6. Забормотал спросонок гром.
7. Мне подарили разноцветный букет.
8. Темнота подкралась незаметно.
9. Ходит ветер серой волной.
- Поработали, а теперь немножечко отдохнём, давайте встанем и выполним наклоны головой, наклоны туловищем, сожмём наши ладони. Молодцы, садитесь.
- Ребята, выполняем следующее задание. Все внимание на доску. Необходимо вставить олицетворения по смыслу.
https://learningapps.org/watch?v=p5y23qnik22
Первые лучи утреннего солнца ПРОКРАДЫВАЛИСЬ через луг.
Снег УКУТАЛ землю, как мать младенца.
Луна ПОДМИГНУЛА сквозь высь облаков.
Ровно в 6:30 утра мой будильник ОЖИЛ.
Я слышал, как остров ЗОВЕТ меня.
Гром ВОРЧАЛ, как старик.
ЗАДАНИЕ, ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ.
- КАЖДЫЙ ПРИДУМАЙТЕ ПО ОДНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ, В КОТОРОМ БУДЕТ ПРИСУТСТВОВАТЬ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
Самопроверка знаний.
Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока. Мы их достигли?
- Ребята, какое чудесное время года наступило?
- Зима
- А какой самый главный праздник празднуем зимой?
- Новый год.
- А без какого символа не обходится этот праздник?
- Конечно же, без елки.
-Я хочу, чтобы мы все вместе составили синквейн, да непростой, а волшебный, мы будем использовать за основу елочку, ведь именно она является символом самого чудесного времени года –зимы. Давайте мы ее украсим синквейном.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему нашего cинквейна.
(Олицетворение).
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. Какой у нас прием олицетворение? Как мы его охарактеризуем?
(литературный, яркий, красочный, выразительный)
3 строка – три глагола, описывающие действия олицетворения. Что оно делает? Какую возможность нам дает?
(оживляет, представлять, рисовать)
4 строка – фраза, которая передает главный смысл олицетворения. Что позволяет олицетворение?
(позволяет предметам оживать)
5 строка – ассоциация с первым словом. Как по-другому можно назвать олицетворение?
(прием, троп)
- Вы сегодня хорошо поработали.
Выставление оценок
- Запишите, домашнее задание в дневники. Оно будет творческим. Вам необходимо написать мини-сочинение на тему «Зимняя сказка», используя олицетворения.
- (слайд 5) Найдите у себя на партах бумажные мобильные телефоны, давайте напишем сообщение маме или другу о том:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что показалось интересным?
- Возникли ли у вас трудности во время урока?
- Кто лучше всех работал по вашему мнению?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ткачева Анастасия Викторовна
→ missofnastya99![]() ![]() ![]() ![]() |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.