Статья "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО"
Доклад на ШМО учителей гуманитарного цикла
Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО
"Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать."
Александр Львович Минц
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность."
Бернард Шоу
В стремительном потоке современной жизни, предъявляющей жёсткие требования к человеку – высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а главное – умение ориентироваться в безбрежном море информации и адаптироваться в любой среде – именно школа закладывает фундамент для будущих свершений. Поэтому неудивительно, что приоритеты образования сегодня претерпевают значительные изменения.
Одной из ключевых проблем современной школы становится угасание интереса к учению у многих учащихся. Почему же искра познания гаснет в юных сердцах? Причины этого явления многогранны: перегрузка однообразным учебным материалом, несовершенство традиционных методов и форм обучения, ограниченные возможности для творческой самореализации.
Представление о школе как о простом "раздаточном пункте" знаний, складе готовых формул и правил, безнадежно устарело. Современная школа должна взращивать личность, способную к самосовершенствованию, самостоятельному принятию решений, ответственности за свой выбор, поиску путей реализации – творческую личность в самом широком смысле этого слова.
Речь идет о достижении трех взаимосвязанных групп результатов: личностных, метапредметных и предметных, причем акцент в новых стандартах смещается в сторону метапредметных и личностных достижений. Добиться этих результатов возможно лишь при условии, что вся образовательная деятельность строится на принципах системно-деятельностного подхода.
Его суть проста и гениальна: новые знания не преподносятся в готовом виде, а "открываются" самими учениками в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно всё объяснить, показать и рассказать, а в организации исследовательской работы, направляющей учеников к самостоятельному решению проблемы урока и осознанию алгоритма действий в новых условиях.
Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы обладает рядом неоспоримых преимуществ: учащиеся систематически приобретают навыки общения, сотрудничества и саморегуляции в коллективе. Это происходит в комфортной обстановке микрогруппы, в которой рождается атмосфера психологической безопасности, раскрепощения, свободы выражения мыслей и аргументации собственных выводов. Ученики учатся слушать других, уважать чужую точку зрения, конструктивно спорить, анализировать свои действия и давать им оценку. Так формируется личность, способная оценить ситуацию, увидеть проблему, принять взвешенное решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор.
Современные формы, методы и приёмы работы на уроках русского языка и литературы позволяют:
формировать умения и навыки работы с информацией;
находить, осмысливать и эффективно использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать и представлять информацию в виде схем, таблиц и графиков;
сравнивать явления и объекты, выявлять их существенные признаки;
выявлять проблемы и определять пути их решения, используя различные источники информации.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок по-прежнему остается главной формой организации учебного процесса. И чтобы соответствовать требованиям новых стандартов, урок должен преобразиться, стать современным!
Реализация деятельностного подхода требует от учителя переосмысления своей роли, отказа от привычного объяснения и предоставления ученикам возможности самостоятельно, шаг за шагом, открывать для себя новые горизонты знаний. Именно ученики становятся главными действующими лицами на уроке, а их деятельность приобретает осмысленный и значимый характер.
Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Это предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит активное действие. В образовательной области "Филология" приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно и эффективно общаться на родном русском языке.
Показатели эффективности урока:
Целеполагание (реализация деятельностного способа целеполагания).
Организация и реализация на уроке различных видов деятельности обучающихся (слушание, чтение, письмо, говорение, аудирование, моделирование, прогнозирование, проектирование, конструирование, исследование, обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, сопоставление, проведение аналогии, диагностирование, самостоятельная деятельность и др.).
Создание на уроке условий для активной учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Реализация рефлексии деятельности обучающихся на уроке и оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу.
Современный урок нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
мобилизация (вовлечение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (самостоятельная формулировка целей урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (создание проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Новым смыслом урока становится решение проблем самими школьниками в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Проблемный характер урока можно рассматривать как отказ от репродуктивного подхода. Чем больше самостоятельной деятельности, тем лучше, так как учащиеся приобретают умения решения проблем и информационную компетентность при работе с текстом.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения, таких как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Дискуссия - одна из сложных форм речи, требующая предварительной подготовки. Она особенно эффективна на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться на стадии вызова и на стадии рефлексии. В первом случае ее задача - обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором - переосмысление полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.
Развитию критического мышления способствуют нетрадиционные уроки, повышающие интерес к предмету и к обучению в целом. Творчество на таких уроках проявляется не в развлекательности, а в подборе заданий и дидактического материала, которые своей новизной, необычностью подачи и вызываемым удивлением активизируют внимание и мышление ученика.
Существует множество видов нестандартных уроков: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра и др.
Предмет «Русский язык и литература» занимает особое место среди других школьных предметов, ведь его главная задача – обеспечить речевое развитие учащихся. С каждым годом совершенствуются методики, способы и средства обучения. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитывающую. Целенаправленный отбор текстов для анализа создает тот культурный фон, ту развивающую речевую среду, которая способна положительно влиять на формирование духовных, нравственных и интеллектуальных качеств личности, что соответствует ключевым требованиям ФГОС.
Особое значение приобретает выполнение школьниками учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Самостоятельная работа, по сути, есть форма самообразования, которая в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя.
Особую роль играет итог урока, этап рефлексии, который предполагает:
целостное осмысление и обобщение полученной информации;
присвоение нового знания учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка и интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня, учиться по-новому готовиться к уроку, проводить урок, оценивать достижения обучающихся, взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут быть реализованы.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Алифанова Ольга Геннадиевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.