"Приемы организации деятельности учащихся на этапах целеполагания и рефлексии уроков русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС"


Отдел управления образованием Динского района Краснодарского края














Методическая разработка





Тема:



«Приемы организации деятельности учащихся на этапах целеполагания и рефлексии уроков русского языка и литературы в рамках реализации

ФГОС 3 поколения»







Автор: Кирюшенко Ольга Гавриловна,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ СОШ № 29 МО Динской район













Ст. Новотитаровская


Содержание

Актуальность опыта………………………………………………3

Теоретическое обоснование………………………………………5

Ведущая педагогическая идея………………………………….…8

Технология опыта………………………………………………….8

Результативность опыта…………………………………………..21

Библиографический список……...……………………………….23

Приложение к опыту…………………………………………… 24













































Целостное описание опыта работы.

  1. Сведения об авторе опыта:

Кирюшенко Ольга Гавриловна, БОУ СОШ № 29, педагогический стаж 23 года, преподаваемый предмет – русский язык и литература, специальность "Филология - психология".

  1. Тема опыта: Приемы организации деятельности учащихся на этапах целеполагания и рефлексии уроков русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС 3 поколения.

  2. Условие возникновения, становления опыта.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Наше образовательное учреждение МАОУ СОШ № 29 не стало исключением. С сентября 2012 г. школа в пилотном режиме реализовала стандарты ФГОС основного общего образования. И хотя поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. Для того чтобы эффективно реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным. И вот уже внедрены ФГОС 3 поколения. А вопрос построения урока продолжает быть актуальным.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы он не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения. Это первый этап урока – целеполагание. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Всем известно, что эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Скажем: «Как цель поставишь, таким и будет результат». И хотя этап целеполагания занимал ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Поэтому перед учителем возникает вполне естественный вопрос, как сделать этап целеполагания наиболее эффективным? Какие конкретные приёмы ввести на данном этапе урока?

Ещё одним из важных этапов современного урока - рефлексия. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией, так как она является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.

Уже существует довольно обширный методический инструментарий, включающий различные приёмы оценивания деятельности учащихся и процесс выявления целей, но большинство из них рассчитаны на младший школьный возраст.

В нашей школе работа по реализации ФГОС второго поколения осуществляется третий год, и осуществляется она, в том числе, и с учащимися среднего школьного возраста, поэтому уже имеется достаточный практический опыт по реализации вышеперечисленных этапов урока - целеполагания и рефлексии именно в данном возрастном отрезке на уроках русского языка и литературы.

  1. Актуальность педагогического опыта.

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: "узнать, найти, доказать". «Целеполагание необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий, с уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя». Как известно, цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат.

Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. В личностно – ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.

Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

Целеполагание тесно связана с рефлексией. Ведь постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Поэтому обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Осуществление рефлексивной деятельности делает возможным управление нравственными процессами, поскольку любая рефлексия ориентирована на собственную модель мира школьника. Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, в частности регулятивных, а также достижению метапредметных результатов обучения.

В чем ценность рефлексии для человека? Рефлексия «поворачивает» сознание человека на свой внутренний мир. Задача учителя - воспитать мышление, предусматривающее смещение акцентов в усвоении знаний с увеличения объема информации на выработку личностного отношения к знаниям, критическое их осмысление. Поэтому на уроке мы учим выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать.

Для того, чтобы в процессе изучения учебного материала реализовалась человеческая способность к обучению, способ описания проблемы должен содержать возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы, позволять усомниться в своих решениях и вернуться к началу. Совершая ошибки и исправляя их, ученик вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию. Это становится возможным благодаря рефлексивному компоненту содержания.

Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.

В педагогике рефлексия исследовалась многими учёными (Б.Г.Мещерикова, В.П. Зинченко В.И.Загвязинский), но все они сходятся на том, что результативность воздействия педагога на обучаемых благодаря активизации рефлексивных процессов" - отмечает И. Н. Щербо: "Рефлексия - это переосмысление и перестройка личного опыта".

Академик Международной педагогической академии профессор А.В. Хуторский определяет рефлексию в образование как мыследеятельный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Рефлексивно-деятельный подход А В Хуторского мы и положили в основу нашего опыта.

Рефлексия в обучении относится к содержанию предметных знаний и деятельности субъекта, подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результата и повышения ее эффективности в целом.

Овладение навыками рефлексии предполагает последовательное освоение следующих уровней:

припоминание учеником выполненной деятельности;

фиксация рассматриваемого содержания, его границ;

выявление своих результатов и способов их получения;

выявление имеющихся или возникающих противоречий;

выявление причин и способов разрешения противоречий;

вербальные (словесные) формы деятельности за небольшой промежуток времени;

эмоционально-образные способы рефлексии.

Способность к рефлексии дает возможность человеку:

- осознать свои поступки, отношения, ценности;

- формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные:

- управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами:

- формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности:

-обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.

Кроме того, рефлексивная практика помогает избавиться от страха, способствует открытому общению людей, сплочению команды, коллектива.

Актуальность темы нашей работы не подлежит сомнению. Она посвящена приёмам целеполагания и оценки рефлексивной деятельности на уроках русского языка в рамках внедрения ФГОС и затрагивает учащихся среднего школьного возраста. А именно в этом возрасте дети начинают задумываться о себе, как о личности и учатся анализировать себя и свои действия. Именно в этом возрасте они учатся осознанно ставить цели.

В соответствии с этим, на современных уроках особое внимание и уделяется этапам целеполагания и рефлексивной деятельности учащихся.

Представляемый педагогический опыт соответствует региональной образовательной политике, профессиональным интересам педагогической общественности. Работа актуальна в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения.

Материалы нашего педагогического могут быть использованы на уроках русского языка в общеобразовательных школах, в классах с углубленным преподаванием гуманитарных дисциплин в лицеях и гимназиях, на факультативных занятиях по русскому языку и полезны учителям, работающим по новым стандартам.

В данной работе описывается организация этапов целеполагания и рефлексии на уроке, приведена классификация рефлексии и даны приёмы её конкретной организации на уроках русского языка и литературы с учащимися среднего школьного возраста.


5. Особенности этапа целеполагания на уроках в рамках внедрения ФГОС.

Как же построить современный урок? Урок, стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

Как сделать так, чтобы он не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.


Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обу­чающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

Цели должны быть:

    • реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы

    • сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата

    • соотносимы с типом и содержанием урока

    • личностно ориентированы


Обучающие цели-урока включают в себя овладение уча­щимися системой знаний, практическими умениями и навыка­ми 

Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать  глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

«выбрать»,

«назвать»,

«дать определение»,

«проиллюстрировать»,

«написать»,

«перечислить»,

«выполнить»,

«систематизировать»...

Воспитывающие цели способствуют: воспитанию положи­тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро­ванию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адек­ватного поведения в любом обществе.

Воспитательная работа на уроке должна планироваться  самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки  при постановке воспитательной цели:

вызвать интерес,

пробудить любознательность,

пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,

выразить свое отношение…

 прививать, укреплять... навыки;

Развивающие цели содействуют: формированию обще­учебных и специальных умений; совершенствованию мысли­тельных операций; развитию эмоциональной сферы, моноло­гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

Например:

учить сравнивать,

учить выделять главное,

учить строить аналоги,

развивать глазомер,

развивать мелкую моторику рук,

развивать умение ориентироваться на местности.

 В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?


Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные:

  • Тема-вопрос

  • Работа над понятием

  • Ситуация яркого пятна

  • Исключение

  • Домысливание

  • Проблемная ситуация

  • Группировка.

         2. Аудиальные:

  • Подводящий диалог

  • Собери слово

  • Исключение

  • Проблема предыдущего урока.


Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

 Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –  формулируется  домашнее задание.


Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

учет уровня знаний и опыта детей,

доступность, т.е. разрешимая степень трудности,

толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,

вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.


Традиционный

подход к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

ознакомить учащихся с …

будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…


воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…


Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

Рассмотрим конкретные приёмы постановки целей урока по русскому языку на этапе целеполагания:


Тема-вопрос

Тему урока учитель формирует в виде вопроса. Например, для темы урока "Самостоятельные и служебные части речи?" ставится вопрос "Какие части речи вы знаете?"

Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для того, чтобы ответить на вопрос "Какие части речи вы знаете?", учащиеся

построили план действий:

1. Повторить знания о частях речи.

2. Привести примеры частей речи.

3. Определить, все ли части речи все ли части речи равнозначны в предложении..

4. Определить, на какие группы их можно разделить, выявить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.


Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока "Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, тема урока "Словосочетание".


Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных слов, букв, морфем одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Например, тема урока в 5 классе " Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-".


Группировка

Ряд слов предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.


Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.


2. Определить причину объединения слов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока по теме " Текст и стили речи. Официально- деловой стиль речи." предлагаю детям ряд слов и ставлю вопрос: "Что объединяет все слова? А с каким стилем речи мы будем работать на уроке? ".

Официально- деловой

Научный

Публицистический

Художественный


Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

Самостоятельное решение

Коллективная проверка результатов

Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

Постановка цели урока.

Например, на уроке по теме " Бессуффиксальный способ образования имён существительных" для самостоятельной работы предлагается определить способ образования ряд слов:


Сын - сынок широкий - ширь

школа - школьный бежать - бег

шёл - пришёл заносить - занос

берёза - подберёзовик далёкий - даль.


Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»:

- Отсроченная отгадка. Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит  «тысячища»? " В конце одного из уроков по фразеологизмам можно задать вопрос"В выражении бить баклуши, что такое баклуши?" Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.

 

Рассмотрим конкретные приёмы постановки целей урока по литературе на этапе целеполагания:


Проблема предыдущего урока (содержание этого приёма мы рассматривали выше, поэтому приводим только сам приём).

«На запоминание и воспроизведение»:

- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

 «На понимание и синтез»:

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя  к другому; представить, что встретились с героями  перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софьи Фамусовой.

«На понимание и применение»:

- Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.

- Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в 5-6 классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.

Приёмы целеполагания (См. Приложение 1).



  Организация рефлексии на современном уроке словесности в школе.


Функции рефлексии в педагогическом процессе

Психологами доказано, что обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Мы уже отметили, что в современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь

Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей. Что нужно учитывать при организации рефлексии? Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. В педагогическом процессе можно выделить:


- диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств. Здесь рефлексия выступает как психологическая настройка на урок и способствует формированию благоприятного микроклимата. Неразрешенные проблемы, невысказанные участниками мысли и чувства препятствуют полноценному восприятию происходящего на уроке. Поэтому важно настроить ребенка на урок. А для этого порою необходимо дать ему возможность высказаться о том, что его беспокоит, тревожит в данный момент. «Изобрази телом свое настроение» - этого рефлексивно упражнения порою достаточно, чтобы снять у ребенка мышечное напряжение перед уроком (здесь реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии), дать ему возможность избавиться от проблем, перейти в состояние «здесь и сейчас». Потратив 1-2 минуты в начале урока, вы дадите возможность не только проявить себя, свои способности (для пластичных, творческих детей), но и ощутить свою значимость, потому что дети остро переживают ощущение своей разобщенности с этим миром, свойственную сегодня и многим взрослым. Отметим, что рефлексия здесь является еще и способом самовыражения учащихся.


- проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;


- организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;


- коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;


- смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;


- мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;


- коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.

Рефлексивная деятельность, как и любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой формах. Ценность групповой рефлексии заключается еще и в том, что переживания участников, связанные с приобретением нового опыта, складываются в единую многоцветную картину. И тогда уже всем становится понятен смысл высказывания: «Мир богаче наших представлений о нем». Так закладываются основы толерантности.

Рефлексия – это сигнал о завершении урока, своего рода точка в конце занятия. В этом случае она будет выполнять психотерапевтическую, здоровьесберегающую функцию: проговаривая свои ощущения, размышления, ребенок еще раз фиксирует происходящее на уроке, что создает основу для повторения, закрепления материала (это тоже одна из функций рефлексии) и освобождает место для информации следующего урока, что повышает его эффективность и исключает переутомление школьников.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, воспринятого каждым. Ее цель – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.


1. Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.


2. Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.


3. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.


Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.


Классификация рефлексии:

В педагогике принято выделять следующие виды и формы рефлексии:


1) По содержанию: устная и письменная.


2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.


3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.


4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).


Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация (А. В. Хуторский):

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала;

- рефлексия конца урока. (См. Приложение 2).


Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности (См. Приложение 3).


Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Для этого применяются карточки с изображением лиц, цветовое отражение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).


Смайлики

Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.


Использование различных изображений:


«Букет настроения».

В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».


«Дерево чувств»

Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.


« Погодные ассоциации».

Учитель предлагает ребятам подобрать погодную ассоциацию своему настроению.


Эмоционально-художественное оформление.


«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.



Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»


«Слова».

Учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за пять минут все слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать).


«Шкала настроения».

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.


Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, приемы: “лестницы успеха”, “письмо самому себе”, “телеграмма”. Составление телеграммы, инструкции, памятки – отбор наиболее важной информации из прочитанного и представление её в сжатом, лаконичном виде.

Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость» («Правописание приставок пре- и при-, «Буквы н, нн в причастиях» или на выбор), кластера - пучок, созвездие, грабли, гроздь.

Приведём конкретные приёмы реализации рефлексии деятельности.


Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

    • "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

    • "Я похвалил бы себя…";

    • "Особенно мне понравилось…";

    • "После урока мне захотелось…";

    • "Я мечтаю о …";

    • "Сегодня мне удалось…";

    • "Я сумел…";

    • "Было интересно…";

    • "Было трудно…";

    • "Я понял, что…";

    • "Теперь я могу…";

    • "Я почувствовал, что…";

    • "Я научился…";

    • "Меня удивило…" и т.п.

"Каким было общение на уроке?.

- занимательным

- познавательным

- интересным

- игровым

- необычным

- скучным

-радостным

-дружелюбным


Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.


1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был



7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным



Рефлексия "Благодарю…"

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.


Рефлексия "Плюс – минус – интересно"

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


Оценочная лесенка

Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий


«Бассейн»: на доске или листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак


На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.


«Мишень»










Слон”

Ученикам дается задание на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.

Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность


Пятерочка “

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.


«10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

Я“ 0________10

Мы“ 0________10

Дело“ 0________10


«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.


Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял


«Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.


Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием “дерева целей”, оценки “приращения” знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… – Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Рефлексия "Синквейн"

. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.


На уроке литературы. изучая творчество А. С. Пушкин. с помощью синквейна можно вывести следующую фрмулу:

Пушкин

Великий, талантливый.

Думает, страдает, любит.

Чувства добрые пробуждает.

Гений.


Хокку (хайку) – нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5), развивает способность к лаконичному изложению мыслей.


Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

  • 1, 7 строки - имена существительные (антонимы)

  • 2 - два прилагательных к первому существительному

  • 3 – три глагола к первому существительному

  • 4 – два словосочетания с существительными

  • 5 - три глагола ко второму существительному

  • 6 – два прилагательных ко второму существительному

Этот приём очень хорошо работает, когда нужно сравнить две противоположности.

Например, на уроке литературы в 6 классе при изучении повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба", анализируя образы Остапа и Андрия можно этот приём выразить следующей формулой:

Остап

смелый, упрямый

дерётся, терпит, не предаёт

верный сын, неверный сын

мечтает, любит, предаёт

красивый, смелый, чувствительный

Андрий


ПОПС-формула - интерактивный приём, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права. Ответ по ПОПС-формуле – это лаконичный и ёмкий ответ по законам риторики.

Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.

А самое главное, мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию.

Следует отметить, что все вышеперечисленные приёмы очень эффективно работать на уроках литературы.

Также приведём конкретные приёмы для проведения рефлексии по анализу содержания учебного материала на уроках русского языка.

«Поезд».

На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика


«Поляна»

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.


«Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.


«Дерево»

Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.


Рефлексия в конце урока

Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Приёмы, используемые на данном этапе, очень многочисленны.


Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


«Плюс-минус-интересно»

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


Плюс

Минус

Интересно




Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.


Анкета.

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.


1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был



7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным


«Мои ответы».

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» - не ответилю


«Комплимент».

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.


Приём «Что, если…?»

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей? (Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).


Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку.



Т. к. приёмы, используемые на данном этапе, очень многочисленны, то их полное собрание представлено в Приложении 1).

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Профессиональные успехи любого учителя так или иначе связаны с психологическим, методическим и предметно-практическим осмыслением. И если процесс усвоения детьми специально-профильных знаний по русскому языку, умений и навыков - это уже устоявшаяся «профессиональная» система, то уровень психологический, обеспечивающий педагогическую результативность за счет вовлечения в учебный процесс, например, рефлексивных моментов, должна стать постоянно обновляющейся системой воспитательно-образовательного пространства класса.

Рефлексия направлена на формирование способности школьников к фиксированию соб­ственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, по­строению и реализации выхода из затруднений. Все учителя-предметники знают, что рефлексирующий ученик осознает смысл своих действий, он знает ответы на вопросы:

  1. Что я делаю?

  2. С какой целью?

  3. Почему я делаю это так?

  4. Каковы результаты моей деятельности?

  5. Как я этого достиг?

  6. Можно ли это сделать по-другому?

  7. Какой вариант лучше?

  8. Насколько необходимо мне то, что я сегодня сделал?

  9. Что я буду делать дальше?


Но чтобы ученик на уроке смог на них ответить, ему для этого нужны условия, которые и должен обеспечить любой учитель-предметник:

  1. Важно настроить участников на рефлексию.

  2. Прекрасно, если рефлексия связана с общей канвой урока, а не является «инородным» телом.

  3. При проведении рефлексии учитель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

  4. Важно, чтобы в процесс рефлексии были вовлечены и учащиеся, и учитель. Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

  5. Следите за тем, чтобы обратная связь оставалась краткой и индивидуальной и не перерастала в серьезный личностный анализ.

  6. Рефлексия – это всегда творчество. Нет ничего скучнее однообразной рефлексии. Выбор рефлексий очень широк. Много идей можно почерпнуть в психологической литературе, адаптируя предлагаемые методики к своему уроку.

Ценность рефлексии для развития человека не вызывает сомнений. Не стоит только забывать о том, что рефлексия обязательно должна стать основой для последующих действий.


8. Длительность работы над опытом.

Систематическая работа над изучением этапов целеполагания и рефлексии была начата в рамках работы над методической темой школы «Создание условий для профессионального развития педагогов школы в условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и перехода на ФГОС НОО и ФГОС ООО» и продолжается второй год.


9. Диапазон опыта.

Диапазон опыта охватывает систему рабочих уроков при формирующем эксперименте и контрольных уроков при контрольном эксперименте.

Диапазон опыта включает в себя единую систему «урок – внеклассная работа».

Цель системы работы учителя: создание условий для развития творческой, самостоятельной личности ученика, развитие необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

10. Результативность опыта.

Таким образом, в рефлексии открывается не только способность человека «познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы», но и как способность, характеризуется тем, что человек уже «не просто знает, а знает, что знает». Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние.

Всё, что делается на уроке по организации целеполагательной и рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что рассмотренный нами опыт имеет положительную динамику в развитии регулятивных универсальных учебных действий учащихся.

Положительные результаты достигаются за счёт систематического использования предложенных приёмов по организации целеполагательной и рефлексивной деятельности учащихся.

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий по итогам диагностики являются умения:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Результативность педагогической деятельности по данному опыту проявляется в следующем:

- положительная динамика уровня обученности учащихся, рост качества знаний

5Д - начало 2013-2014 учебного года – 52%, конец – 64%

5Е – начало 2013-2014 учебного года – 52%, конец – 60%





Преимущества данного опыта определяются его актуальностью, созданием атмосферы сотворчества; технологичностью (воспроизводимость в иных условиях); широкие возможности для творческого применения.

По сравнению с другими приёмами изучения организации целеполагательной и рефлексивной деятельности данный опыт предполагает:

  • использование на уроках русского языка и литературы;

  • развитие навыков самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся;

  • возможное использование для учащихся среднего школьного возраста;,

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • возможность осуществления индивидуального подхода к учащимся.









Преимущества данного опыта определяются его актуальностью, созданием атмосферы сотворчества; технологичностью (воспроизводимость в иных условиях); широкие возможности для творческого применения.

По сравнению с другими методами и техниками формирования познавательных УУД данный опыт предполагает:

  • экономию времени на уроке,

  • развитие навыков самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся,

  • формирование культуры ответа ученика,

  • развитие творческих способностей учащихся,

  • возможность осуществления индивидуального подхода к учащимся.









Библиографический список.

  1. Ариян М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам», журнал «ИЯШ» №6, 1997.

  2. Винярская О.А.  «Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка»,  журнал «Учитель.ru» , 2001.

  3. Глушкова О.В. «Рефлексия на уроке: вопросы и ответы». Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы: сб.ст. по материалам межрегионой науч.-практ.конф. / редкол.: Е.А. Рябухина. – Пермь, 2008.

  4. Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.

  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003.

  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004.

  7. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002.

  8. «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004.

  9. Подходы к целеполаганию на уроке. http://www.eidos.ru.

  10. Рубцов В.В. Психологические основы исследования совместных учебных действий у детей (к вопросу о рефлексивных механизмах происхождения учебно-познавательного действия) // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования / Под ред. И.С. Ладенко.- Новосибирск, 1987.

  11. Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005.

  12. Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru

  13. А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

  14. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. Пособие для учителя. – М.: «Интерпракс», 1994.

  15. Юнина Е.А. Лекции / Е.А.Юнина. – Лысьва, 2004.

  16.  Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе -  М.: «Сентябрь», 1996.




Полный текст материала "Приемы организации деятельности учащихся на этапах целеполагания и рефлексии уроков русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кирюшенко Ольга Гавриловна  Публикатор
24.10.2024 0 313 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.