Статья "Использование современных технических средств в проектной деятельности по литературе"
Использование современных технических средств в проектной деятельности по литературе.
XXI век – это век информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности привели к тому, что информационные технологии и новые технические средства призваны сыграть системоообразующую и интегрирующую роль. Технические средства используются в образовательном процессе на протяжении многих десятилетий. С каждым годом они дают всё больше возможностей учителю более понятно и качественно донести материал на уроке, повысить качество образования. Технические средства помогают повысить интерактивность и вовлечённость учащихся в учебный процесс, визуализировать информацию, автоматизировать какие-то рутинные задачи, усилить мотивацию учеников и обогатить инструментарий учителя. Зачастую мы уже воспринимаем как должное использование на уроках компьютеров, Интернета, интерактивных досок, мультимедийных проекторов и экранов, различных приложений для образования. Однако многие из этих средств не востребованы, когда речь заходит о внеурочной деятельности по предметам гуманитарного цикла, в частности по литературе.
Мы предлагаем вариант использования современных технических средств в проектной деятельности по литературе. Данный пример проектной деятельности осуществлён в оналайн газете «Гимназист» (https://gimnazist.spb.ru) ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия «АЛЬМА-МАТЕР»». Руководитель проекта - учитель литературы Елена Николаевна Тимофеева. Современные технические средства позволяют сделать обработку аудиозаписей при создании проекта «Пушкин круглый год».
Проект «Пушкин круглый год» (https://gimnazist.spb.ru/material/pushkin-kruglyj-god) направлен на развитие интереса к чтению художественных произведений, развитие навыков выразительного чтения стихотворений и связан с 225-летним юбилеем со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В течение всего учебного года, начиная с октября 2024 года, в онлайн газете «Гимназист» в рубрике «Пушкин круглый год» каждую неделю публиковались стихотворения поэта, некоторые из них, помимо печатного варианта, публиковались в виде аудиозаписи. На записи произведения А.С. Пушкина читались вслух учащимися и сотрудниками гимназии. Как правило, первыми публиковались текст стихотворения или прозаического отрывка из произведений А.С. Пушкина и аудиозапись, сделанная учащимися разных классов, далее публиковались тексты и аудиозаписи, сделанные сотрудниками гимназии (не учителями).
Конечно, публикации аудиофайла предшествовала подготовительная работа. Она включала в себя следующее:
подбор текстов для публикации и озвучивания,
работа над выразительностью чтения текста с каждым учеником,
инструктаж учащихся,
пробные аудиозаписи текстов,
запись аудиофайла и
редактирование аудиозаписи.
Тексты для публикации подбирались с учётом содержания (описываемого времени года; фактов биографии поэта, связанных с данным произведением). Кроме этого, при подборе текста обращалось особое внимание на то, чтобы он был из академического издания произведений поэта, что исключало любые неточности, встречающиеся в сети Интернет. При распечатке текста для учащихся обращалось внимание на отсутствие замены буквы «ё» на «е», что тоже довольно часто встречается в Интернете и существенно затрудняет правильное прочтение текста.
Работа над выразительностью чтения учащихся проводилась регулярно и включала в себя:
1) прослушивание чтения данных ученикам текстов известными артистами (например, И. Смоктуновским, С. Безруковым, О. Далем, Е. Мироновым, М. Козаковым, О. Меньшиковым);
2) чтение текста учителем с комментированием пауз, интонации, ритма стихотворения;
3) обозначение в тексте стихотворения пауз, выделение особо значимых слов, расстановку ударений;
4) чтение учащимися стихотворения с листа с соблюдением всех обозначенных выше условий.
Инструктаж учеников касался технической стороны вопроса и необходим был тем учащимся, которые не часто сталкивались с необходимостью аудиозаписи. Для учеников старших классов это редко требовалось. Современные гаджеты достигли такого технического уровня, что зачастую использование дополнительной аппаратуры не требуется для записи. Учащиеся, как правило, владеют знаниями и умениями, необходимыми для записи аудиофайлов в разных форматах с помощью телефона или микрофона и компьютера. Старшеклассники с лёгкостью корректируют аудиофайлы, так что учителю в большинстве случаев необходимо только получить эти файлы, прослушать их и выбрать лучший вариант.
Обычно предлагается сделать несколько предварительных записей и прислать или принести учителю, чтобы разобрать ошибки и выбрать наиболее подходящий вариант. Однако этот этап работы может отсутствовать. Это зависит от умения конкретного ученика выразительно читать стихотворные тексты и его опыта в области записи и обработки аудиофайлов.
Как правило, запись и обработку аудиофайла доверяется сделать самому учащемуся. Это развивает у учеников чувство ответственности за порученное дело. Для данных целей могут подойти бесплатные аудиоредакторы для базового редактирования Ocenaudio, Wavosaur. Простой и удобный интерфейс предлагают Ocenaudio и WavePad. Кроме этого, можно использовать Movavi Video Editor, который довольно прост в использовании, где также есть необходимые функции и есть российская редакция, содержащая файлы с русскоязычной поддержкой. В некоторых случаях учитель может помочь учащемуся, если у него нет необходимых навыков редактирования аудиофайлов (обычно это относится к ученикам 5-6 классов, старшеклассники справляются с этой задачей самостоятельно), и освоить новые редакторы и приложения. И только после этого файлы отправляются главному редактору газеты «Гимназист» для утверждения и публикации.
Важно отметить, что для участия в проекте приглашались не только те ученики, которые умеют выразительно читать стихотворения и участвуют в различных конкурсах чтецов, но и те, кто обычно не принимает участие в подобных мероприятиях. Для таких детей это возможность проявить себя в области, обычно далёкой от них, почувствовать, что для них нет ничего сложного и невозможного. Ведь очень часто на уроках литературы учителю не хватает времени для того, чтобы подробно объяснить и показать, что означает выразительное чтение, как по-разному можно прочитать один и тот же текст. Кроме этого, у ребёнка появляется ощущение успеха, когда он сам, его одноклассники и родители видят его имя в газете. Конечно, каждое участие в проекте заслуживает высокой оценки, что также повышает мотивацию ученика и веру в свои силы и способности.
В октябре учащиеся 11 класса (5 человек) читали отрывок из стихотворения «Осень». Далее были опубликованы стихотворения «Цветы последние милей…», «Чем чаще празднует Лицей…» (+ запись сотрудника гимназии), «Я помню чудное мгновенье…», в том числе с записью чтения сотрудников гимназии «Альма-Матер».
В ноябре учащийся 11 класса записал выразительное чтение стихотворения «Зима. Что делать нам в деревне?..», далее был опубликован отрывок из 4 главы романа «Евгений Онегин» («Но наше северное лето…»), стихотворения «Воспоминание» («Когда для смертного умолкнет шумный день…») (+ запись сотрудника гимназии), «Бесы».
В декабре ученик 7 класса сделал запись выразительного чтения отрывка из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (глава вторая, «Вожатый»); кроме этого, в рубрике опубликованы стихотворения «Я вас любил…», «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы» (+ запись сотрудника гимназии) и отрывок из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Метель»).
В январе учащийся 11 класса сделал запись чтения стихотворения «Зимнее утро». Далее – «Сожжённое письмо», «Если жизнь тебя обманет…» (+ запись сотрудника гимназии), «Красавица».
Февраль начался с записи стихотворения «Пророк», далее последовали стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Поэту» (+ запись сотрудника гимназии), «Поэт».
Март открылся записью стихотворения «Город пышный, город бедный…»; далее – отрывок из седьмой главы романа «Евгений Онегин» («Гонимы вешними лучами…»), стихотворения «Цветок» (+ запись сотрудника гимназии), «Ещё дуют холодные ветры…».
В апреле рубрика открылась записью стихотворения «Птичка», далее – стихотворения «Ты и вы», «Что в имени тебе моём?..» (+ запись сотрудника гимназии), «На холмах Грузии…» и «Я думал, сердце позабыло…».
В мае рубрику открыло «Признание» А.С. Пушкина («Я вас люблю, хоть я бешусь…»), записанное учащимся, далее – отрывок из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Барышня-крестьянка»), стихотворения «Туча» (+ запись сотрудника гимназии) и «Вновь я посетил…».
Использование современных технических средств в проектной деятельности по литературе способствует
- активизации познавательной деятельности, повышению качества успеваемости учащихся;
- развитию навыков самообразования, самоконтроля;
- повышению уровня комфортности и успешности обучения;
- повышению активности и инициативности;
- развитию интереса к чтению художественных произведений.
Таким образом, использование современных технических средств обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют развитию интереса к чтению у учащихся.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тимофеева Елена Николаевна
→ timofeevaen![]() ![]() ![]() ![]() |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы