Конспект урока русского языка "Сравнение прилагательных"; 6 класс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»












Степени сравнения имен прилагательных


Урок русского языка в 6 классе














учитель русского языка и

литературы

Шереметьева Е.В.


















Тема. Степени сравнения имен прилагательных

Цель урока: ознакомление с формами степеней сравнения имен прилагательных; усвоение значения, образования и изменения прилагательных в формах сравнительной и превосходной степени.

Задачи урока:

личностные:.

· проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

· понимает причины успеха в учебной деятельности;

. стремиться к речевому совершенствованию

метапредметные:

извлечение фактуальной информации из учебных текстов; владение приемами отбора и информационной переработки материалов; преобразование визуальной информации в текстовую; соблюдение основных норм современного русского литературного языка; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме.

предметные:

· определять и различать степени сравнения прилагательных

· составлять алгоритмы образования различных форм степеней сравнения

. составлять предложения с использованием различных степеней сравнения имён прилагательных

. определять и исправлять ошибки в употреблении имён прилагательных в сравнительной и превосходной степенях

· выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

· участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Ресурсы: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку

Тип урока: урок открытия нового знания

Межпредметные связи: литература.

Виды учебной деятельности: частично-поисковый (эвристический), наглядный, наблюдение над языковыми явлениями, их анализ, дидактическая игра, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, творческая работа, приемы «Ты мне, я тебе», «Магический квадрат», «Лови ошибку»

Ход урока

  1. Организационный этап.

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

1.Работа с эпиграфом урока.

«Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не памяти». Слайд №2.

Это говорит о том, что вы сегодня сами будете добывать знания, а я лишь помогу вам. Наш урок мы сравним с лабиринтом, из которого надо найти выход. Что такое Лабиринт?

Древнегреческий герой Тезей выбрался из лабиринта. Ему помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение «нить Ариадны» означает путеводная нить.

Нашей путеводной нитью будут знания и умения. Нам придется преодолеть несколько препятствий, которые встретятся в лабиринте.

ІІ. Мотивация к учебной деятельности





Первое препятствие для вас подготовили

1 ученик: Я – часть речи интересная.

Широко в миру известная.

Опишу любой предмет.

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна.

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить.

Определяю я предметы

Они со мной всегда приметны,

Я украшаю вашу речь

Меня вам нужно знать, беречь.

2 ученик: У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них, без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

Учитель: Какая часть речи презентовала себя?

Второе препятствие «Ты -мне, я –тебе».

Учитель: Чтобы преодолеть это препятствие, нужно ответить на вопросы, проверяя знания о прилагательном. 1ряд задает вопрос другому; 2-й - 3-му;3-й – 1-му.(по 2 вопроса). Одновременно у доски запишет свой сенкан:

Вопросы:

1.Что такое имя прилагательное?


2. Какова роль прилагательных в языке?


а) прилагательные нужны, чтобы речь стала яркой, выразительно, красивой;


б) прилагательные дают характеристику людям и животным;


3.Как изменяются имена прилагательные?



4.Какими членами предложения могут быть прилагательные?


5.Сколько разрядов по значению у имени прилагательного? И какие?


6.Назовите примеры прилагательных разных разрядов.

2.Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность



Третье препятствие. Зарядка для ума



Поработаем в парах. Подобрать к существительным прилагательные записать словосочетание определить разряд прилагательного.(1 пара у доски)

Существительные : ученик.карандаш, рюкзак





Перед вами три дома, которые нужно сравнить по высоте. (слайд3)

Слева дом –ВЫСОКИЙ,

справа-ВЫШЕ, а между ними по сравнению с предыдущими - ВЫСОЧАЙШИЙ.



Итак, ВЫСОКИЙ, ВЫШЕ, ВЫСОЧАЙШИЙ



  • -Какое прилагательное просто показывает признак предмета?

  • - Какое прилагательное показывает, что признак предмета проявляется в большей степени? (выше)

  • - Какое прилагательное показывает, что признак предмета превосходит остальные признаки предмета? (высочайший)

  • - Как назовём степень, где признаки сравниваются? (Сравнительная)

  • - Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)



Попробуйте сформулировать тему урока.(Слайд4)

Запишем тему урока «Степени сравнения качественных имен

прилагательных»





  1. Открытие «нового знания».

Дидактическая задача: установить правильность и осознанность выполнения задания всеми учащимися, устранить пробелы в знания всеми учащимися, устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки.



  1. Осознание недостаточности знаний.

Упражнение «Третий лишний»

- Ребята, на экране вам предложен ряд слов. ( на доске).Определите, какое слово лишнее и аргументируйте свой ответ.

Красивый, красивее, более красивый, самый красивейший.

Вывод: для того, чтобы аргументированно ответить на вопрос: почему «самый красивейший» - лишнее, нужны новые знания. И какая цель урока?



(Слайд3)Цель урока:

1.Узнать, как образовываются степени сравнения имен прилагательных.

2. Научиться образовывать самостоятельно степени сравнения.

Работа с таблицей-кластером. (Слайд5)

Рассмотрим таблицу.

Работа с учебником по таблице.(Слайд5)

Что еще нового мы узнали? Каким членом предложения могут быть имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени?

Комментарий ученика.

ІІІ. Проверка понимания учащимися нового материала

Идем по лабиринту дальше.

1.Задание. Спишите пословицы, образовав сравнительную степень:

Слайд №6

1 ряд. Правда (светлый) солнца.

Старый друг (лучший) новых двух.

2 ряд Утро вечера (мудреный).

Дождливое лето (плохое) осени.

3 ряд Здоровье (дорогой) золота.

Трусливый друг (опасный) врага.

Вопросы к заданию:

А каким членом предложения будут прилагательные сравнительной степени? Подчеркнем их.

2.Орфоэпическая минутка. Хорошие речи приятно и слушать(Слайд7)

Мы даем тебе совет:

Скажем ударенью «Нет»,

Если слышим мы вокруг:

Красивее, удобнее,

Спокойнее, свободнее

Скажем ударенью «Да»

Говори ты так всегда:

И красивее, и удобнее

И спокойнее, и свободнее

Кто запомнил, как правильно нужно произносить слова?

Запишите эти слова и поставьте в них ударение



3. Упражнение на развитие слуховой памяти.

Прослушайте отрывок из текста Василия Ивановича Белова. Выпишите прилагательные и образуйте простую превосходную степень.



Если не считать подснежную клюкву, то самой первой после зимы появляется в лесу земляника. Трудно даже представить, сколько людей воспитала эта ранняя, яркая, душистая, сладкая ягода! Именно воспитала, поскольку главное воспитание происходит в детстве.

(ярчайшая, душистейшая , сладчайшая)

4.Прием «Потерянное прилагательное». Работа в парах(Слайд8)

Это информация из Книги рекордов Гиннесса. Вставьте прилагательное в нужной форме.

Что вы знаете об этой книге?

Книга рекордов Гиннесса - это сборник мировых рекордов, выпускаемый ежегодно. В книгу попадают как достижения человека, так и природные величины. Книга была впервые опубликована в 1955 г. по заказу ирландской пивоваренной компании "Гиннесс". В настоящее время этот сборник пользуется огромной популярностью в любой стране и почти на всех языках - Книга Рекордов Гиннесса издается более чем в ста странах мира, на более чем двадцати трех языках. В 2005 году вышло юбилейное, 50-е издание данного сборника. В настоящее время сборник рекордов является книгой с самым большим тиражом, из книг, издающихся по всему миру. Тем самым Книга рекордов Гиннесса завоевала рекорд, который поместили в нее саму. Только Библия, Коран имеют больший тираж. Идея выпускать этот справочник пришла в голову бывшему управляющему пивоваренной компании Guinness Brewery Хью Биверу. Бивер тогда счёл, что сборник мировых рекордов будет незаменимым компаньоном завсегдатаев пивных пабов в их постоянных спорах при поисках ответов на вопросы самых разнообразных викторин.

Вставьте прилагательное в нужной форме. (Слайд9)


  • В Гималаях находится ………гора мира Эверест.

  • Голубой дог Джордж (2 м) – …………….собака в мире.

  • Гепард ……

  • Девочка по имени Тейлор, родившаяся в США весит 275 граммов. Это

………………… ребенок на планете.

  • Житель США Уильям Джеймс Сидис, айкью которого равно 250 -…………………. человек в мире.

  • ………………………… слово – название белка, состоящее из 513 букв.

  • Голубой кит ………………. животное в мире. Его вес 150 тонн.



ІV. Первичное закрепление нового знания

1. Работа в парах по карточкам.(Слайд10)

В карточках допущены ошибки. Найдите ошибки и исправьте их, результат запишите в тетрадь.

Эта ложка железнее, чем та.

Моя мама молодее твоей.

Это самый огромнейший салют, который я видел.

Река Волга – наиболее длиннейшая в Европе.

Конфета сладче пряника.

Осень – очень красивейшее время года.

Добрые слова хорошее мягкого пирога.

Этот путь более короткий.



Проверка – взаимопроверка. Сверка с эталоном.(Слайд11)

2.Тестовое задание.(Слайд12)


Проверь, как ты усвоил тему.

1. Укажи, какое прилагательное не имеет степеней сравнения.

1) умный 2) жесткий 3) красивый 4) стальной


2. Какое прилагательное записано в форме простой превосходной степени?

1) более звонкий 2) громадный 3) ярчайшая 4) лучше


3. Укажи ошибку в употреблении степеней сравнения.

1) самый смешной 2) тишайший 3) более красивее 4) наиболее близкий


4. Напиши, чем выражено сказуемое в данном предложении.

Алмаз твёрже остальных минералов.


5. Напиши, какую функцию в данном предложении выполняет прилагательное.

Сегодня медики используют более эффективные методы

лечения, чем прежде.


  • Проверь себя(Слайд)

1 – 4)

2 – 3)

3 – 3)

4. Сказуемое выражено прилагательным в простой сравнительной степени.

5. Прилагательное является определением.





3.Прием «Магический квадрат». Работа в парах

Вам предложен список из 25 фраз. Выберите только 10 ответов, в которых форма степени сравнения прилагательного образована правильно. Запишите последовательность цифр - правильных ответов.

1. Рассказ смешнее

9. Задача более легче.

17. Дружба крепче

2. На самой высочайшей горе

10. Самый любимый праздник

18. Пространство более огромнее

3. Более холодная зима

11. Более слабый детеныш

19. Событие более веселее

4. Удар самый больнее

12. Ярчайшая звезда

20. Более враждебный человек

5. Самый уютнейший дом

13.Чудеснейший день

21. История страшнее

6. Более глупейшие ошибки

14. Голос звончее

22. Комната более уютней

7. Река более глубже

15. Конфета сладее

23.Самый важнейший день

8. Поступок хужее

16. Квартира более грязнее

24. Младше меня



25. Дорога более ширее



1,3,10,11,12,13,17,20,21,24

V.Самопроверка и самоконтроль. Сравнение с эталоном.

Дидактическая задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, способами действий.(Слайд15)

Формы



прилагательные


Сравнительная степень


Превосходная степень


простая


составная


простая


составная

Острый





Строгий





Умный









VІ.Включение новых знаний. Создание творческого продукта

Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Задание.-Составить диалог с одноклассником, используя в нем прилагательные различных степеней сравнения.

М.: Зачем сравнивать предметы?

Д.: Чтобы узнать, что лучше. Давай мы сравним что-нибудь.

М.: У тебя волосы длиннее моих, глаза голубее, а на физкультуре ты более быстрая, чем я, и уроки готовишь старательнее. Видно, я совсем никудышний.

Д.: Ну что ты, постой, а знаешь, ты уже выучил сегодняшний урок.

М.: Не может быть, когда?

Д.: Ты только что привел примеры сравнительной степени прилагательных: длиннее, голубее, старательнее.

М.: Ах, вот откуда произошло название степени – от сравнения.

Д:Ты самый сообразительный, самый добрый и самый замечательный друг.

VII.Обобщение.\

Ребята, вы молодцы! Скажите, мы достигли цели урока? Научились образовывать степени сравнения имени прилагательного? Вопросы есть по теме?

VIII. Рефлексия.

Ребята, поделитесь своим мнением об уроке. Вам понравился урок? Было ли вам легко на уроке? Кого следует отметить?



Домашнее задание.(Слайд16)

1.Пар.33, выучить правила, упр.250 (образовать и записать все возможные степени сравнения имен прилагательных)

2.Составьте запись для «Книги рекордов вашей школы», используя прилагательные в форме превосходной степени. ИЛИ

3.Составьте 5-6 предложений по теме «Зимний день», используя в своей работе имена прилагательные различных степеней сравнения.








Полный текст материала Конспект урока русского языка "Сравнение прилагательных"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шереметьева Елена Витальевна  Публикатор
12.11.2025 0 86 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.