Статья "Использование тестовых заданий при подготовке к итоговой аттестации"


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»












Использование тестовых заданий

при подготовке к итоговой аттестации


Выступление на заседании школьного методического объединения














учитель русского языка и

литературы

Шереметьева Е.В.







Использование тестовых заданий при подготовке к итоговой аттестации

Тестовые задания — эффективный инструмент подготовки учащихся к итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ и др.). Их систематическое применение позволяет комплексно решать учебные и психолого‑педагогические задачи.

Использование тестовых заданий при подготовке к итоговой аттестации позволяет:

  • Оценить уровень знаний. Тестирование даёт возможность выявить общие и индивидуальные пробелы в знаниях учащихся.

  • Обеспечить индивидуализацию учебного процесса. Если вести учёт выполненных и невыполненных заданий по каждому учащемуся, можно создать наглядную картину учебных достижений и пробелов как отдельного ученика, так и класса в целом.

  • Провести оперативную корректировку программы подготовки. Это возможно, когда есть информация о результатах тестирования по всем темам.

  • Сформировать навыки работы с тестовыми материалами. Элементы тестирования нужно включать в образовательный процесс с ранних стадий обучения, чтобы к выпускному классу у учащихся были устойчивые навыки работы с современными тестовыми материалами.

  • Снизить предэкзаменационные нервные напряжения. Тесты ставят всех учащихся в равные условия, используя единые критерии оценки.

Ключевые функции тестовых заданий

  1. Учётно‑контрольная — систематическая фиксация результатов обучения, оценка успеваемости, выявление пробелов.

  2. Контрольно‑корректирующая — оперативная обратная связь для корректировки методики преподавания.

  3. Обучающая — повторение материала, акцентирование на ключевых идеях, разбор типичных ошибок.

  4. Воспитательная (мотивационная) — стимулирование учебной активности, развитие самоконтроля и самооценки.

  5. Аттестационная — объективная оценка уровня подготовки к итоговой аттестации.


Некоторые виды тестовых заданий:

  • С однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

  • С многозначным ответом. В варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах.

  • На дополнение. Задания оформляются с пропущенными словами или символами, которые нужно заполнить.

  • Перекрёстного выбора. Предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним.

  • Идентификации. В них используются графические объекты или аналитические описания.

Однако у тестирования есть и недостатки, поэтому его целесообразно сочетать с традиционными методами контроля.

Некоторые методы подготовки к тестовым заданиям:

  • Создание плана. Нужно определить, сколько времени можно посвятить подготовке, разбить материал на части и составить расписание, учитывая сложность каждого раздела. 

  • Сбор учебных материалов. Важно определить, какие ресурсы нужны для подготовки, чтобы не тратить время на поиск информации в последний момент. 

  • Использование разных источников. Можно применять конспекты с лекций, дополнительную литературу, обучающие видео, статьи в интернете

  • Конспектирование и выделение главного. Можно создать опорный конспект или ментальную карту по изучаемой теме, чтобы закрепить и организовать полученные знания. 

  • Выполнение практических заданий. Можно решать тесты прошлых лет, использовать онлайн-ресурсы, где есть задания, похожие на те, что будут на тестировании. 

  • Отслеживание результатов. После каждого задания нужно анализировать ошибки, чтобы увидеть слабые места и сосредоточиться на их улучшении. 

  • Планирование и распределение времени. Нужно оценить общее количество задач и время на всю работу, рассчитать примерное время на задачу. 

  • Выполнение лёгких заданий в начале. Этот метод помогает укрепить уверенность в себе, ведь становится ясно, сколько вопросов ещё предстоит решить и сколько времени осталось. 

  • Использование мнемоник и ассоциаций. Они помогут быстрее вспомнить нужную информацию

Чтобы эффективно использовать мнемонические приёмы, можно придерживаться нескольких рекомендаций:

  • Пробовать разные стратегии. Нет однозначного мнения о том, какой приём лучше работает, поэтому нужно найти те стратегии, которые подходят лично.

  • Придерживаться намеченной программы. Чтобы мнемотехническая стратегия дала результат, требуется не менее 90 дней — именно столько времени нужно для формирования устойчивой привычки.

  • Поставить перед собой цель. Например, выучить 300–500 слов на иностранном языке и понять базовую грамматику.

  • Заниматься часто. Можно практиковаться, даже когда человек занят другими делами: по дороге на работу, в спортзале или когда моет посуду.

  • Использовать ключевые принципы мнемотехники. К ним относятся яркость, ассоциативность, упорядоченность и эмоциональность.

 

Некоторые мнемонические приёмы, которые можно использовать:

  • Акронимы и акростихи. Чтобы запомнить информацию, нужно составить слова так, чтобы из их первых букв образовывалось слово. 

  • Двойное кодирование. Нужно комбинировать вербальную информацию с визуальным подкреплением — делать рисунки, схемы, диаграммы. 

  • Разделение на части. Если нужно запомнить длинную цепочку чисел, нужно разбить её на короткие кусочки. 

  • Истории. Чтобы запомнить новые слова или другую информацию, нужно придумать рассказ. Он не обязательно должен быть логичным, наоборот, чем больше юмора и абсурда будет в истории, тем легче она запомнится. 

  • Метод Цицерона, или «Дворец памяти». Нужно мысленно разместить элементы информации в хорошо знакомом пространстве, например в своей квартире или на дороге до работы. 

  • Пиктограммы. В тексте, который нужно запомнить, нужно выделить ключевые тезисы и выписать их. К каждому тезису нужно нарисовать простую картинку — пиктограмму.

Виды тестов по целевым задачам

  • Тренирующие (тренажёры) — для осмысления и закрепления материала, сопровождаются комментариями и обратной связью.

  • Контролирующие — для итоговой оценки усвоения темы (без комментариев).

Этапы организации тестового контроля

  1. Определение вида и цели тестирования.

  2. Выделение ключевых понятий и тем, входящих в итоговую аттестацию.

  3. Планирование времени и количества заданий.

  4. Отбор содержания и структурирование заданий (от простого к сложному).

  5. Подготовка вспомогательных материалов (инструкции, бланки).

Рекомендации по составлению тестов

  • Валидность: соответствие заданий учебной программе.

  • Надёжность: стабильность результатов при повторном тестировании.

  • Объективность: независимость оценки от субъективных факторов.

  • Репрезентативность: охват всех ключевых тем курса.

  • Достоверность: защита от фальсификации ответов.

  • Оптимальный объём: не более 50 заданий в одном тесте.

  • Градация сложности: включение заданий базового, повышенного и высокого уровней.

Преимущества тестового контроля

  • Экономия времени на проверку знаний.

  • Объективность оценивания.

  • Возможность дифференциации и индивидуализации обучения.

  • Психологическая подготовка к формату итоговой аттестации.

  • Оперативное выявление пробелов в знаниях.

Ограничения и риски

  • Риск «натаскивания» на тесты без глубокого понимания материала.

  • Невозможность оценить развёрнутое логическое рассуждение (в закрытых тестах).

  • Вероятность угадывания ответов (в заданиях с выбором варианта).

  • По данному вопросу

  • Вывод: тестовые задания — важный элемент системной подготовки к итоговой аттестации. Их эффективное использование требует продуманного подхода к отбору содержания, структурированию и интерпретации результатов.


Практические советы для педагогов (в проект решений)

  1. Комбинировать закрытые и открытые типы заданий:

    • закрытые (выбор варианта, соответствие);

    • открытые (краткие ответы, развёрнутые решения).

  2. Включать задания, имитирующие формат итоговой аттестации.

  3. Проводить регулярные мини‑тесты для отслеживания динамики.

  4. Анализировать ошибки и корректировать программу подготовки.

  5. Обучать «технике сдачи теста»:

    • самоконтроль времени;

    • оценка сложности заданий;

    • проверка результатов.



















Полный текст материала Статья "Использование тестовых заданий при подготовке к итоговой аттестации" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шереметьева Елена Витальевна  Публикатор
14.11.2025 0 56 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.