Статья "Использование тестовых заданий при подготовке к итоговой аттестации"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
Использование тестовых заданий
при подготовке к итоговой аттестации
Выступление на заседании школьного методического объединения
учитель русского языка и
литературы
Шереметьева Е.В.
Использование тестовых заданий при подготовке к итоговой аттестации
Тестовые задания — эффективный инструмент подготовки учащихся к итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ и др.). Их систематическое применение позволяет комплексно решать учебные и психолого‑педагогические задачи.
Использование тестовых заданий при подготовке к итоговой аттестации позволяет:
Оценить уровень знаний. Тестирование даёт возможность выявить общие и индивидуальные пробелы в знаниях учащихся.
Обеспечить индивидуализацию учебного процесса. Если вести учёт выполненных и невыполненных заданий по каждому учащемуся, можно создать наглядную картину учебных достижений и пробелов как отдельного ученика, так и класса в целом.
Провести оперативную корректировку программы подготовки. Это возможно, когда есть информация о результатах тестирования по всем темам.
Сформировать навыки работы с тестовыми материалами. Элементы тестирования нужно включать в образовательный процесс с ранних стадий обучения, чтобы к выпускному классу у учащихся были устойчивые навыки работы с современными тестовыми материалами.
Снизить предэкзаменационные нервные напряжения. Тесты ставят всех учащихся в равные условия, используя единые критерии оценки.
Ключевые функции тестовых заданий
Учётно‑контрольная — систематическая фиксация результатов обучения, оценка успеваемости, выявление пробелов.
Контрольно‑корректирующая — оперативная обратная связь для корректировки методики преподавания.
Обучающая — повторение материала, акцентирование на ключевых идеях, разбор типичных ошибок.
Воспитательная (мотивационная) — стимулирование учебной активности, развитие самоконтроля и самооценки.
Аттестационная — объективная оценка уровня подготовки к итоговой аттестации.
Некоторые виды тестовых заданий:
С однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный.
С многозначным ответом. В варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах.
На дополнение. Задания оформляются с пропущенными словами или символами, которые нужно заполнить.
Перекрёстного выбора. Предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним.
Идентификации. В них используются графические объекты или аналитические описания.
Однако у тестирования есть и недостатки, поэтому его целесообразно сочетать с традиционными методами контроля.
Некоторые методы подготовки к тестовым заданиям:
Создание плана. Нужно определить, сколько времени можно посвятить подготовке, разбить материал на части и составить расписание, учитывая сложность каждого раздела.
Сбор учебных материалов. Важно определить, какие ресурсы нужны для подготовки, чтобы не тратить время на поиск информации в последний момент.
Использование разных источников. Можно применять конспекты с лекций, дополнительную литературу, обучающие видео, статьи в интернете
Конспектирование и выделение главного. Можно создать опорный конспект или ментальную карту по изучаемой теме, чтобы закрепить и организовать полученные знания.
Выполнение практических заданий. Можно решать тесты прошлых лет, использовать онлайн-ресурсы, где есть задания, похожие на те, что будут на тестировании.
Отслеживание результатов. После каждого задания нужно анализировать ошибки, чтобы увидеть слабые места и сосредоточиться на их улучшении.
Планирование и распределение времени. Нужно оценить общее количество задач и время на всю работу, рассчитать примерное время на задачу.
Выполнение лёгких заданий в начале. Этот метод помогает укрепить уверенность в себе, ведь становится ясно, сколько вопросов ещё предстоит решить и сколько времени осталось.
Использование мнемоник и ассоциаций. Они помогут быстрее вспомнить нужную информацию
Чтобы эффективно использовать мнемонические приёмы, можно придерживаться нескольких рекомендаций:
Пробовать разные стратегии. Нет однозначного мнения о том, какой приём лучше работает, поэтому нужно найти те стратегии, которые подходят лично.
Придерживаться намеченной программы. Чтобы мнемотехническая стратегия дала результат, требуется не менее 90 дней — именно столько времени нужно для формирования устойчивой привычки.
Поставить перед собой цель. Например, выучить 300–500 слов на иностранном языке и понять базовую грамматику.
Заниматься часто. Можно практиковаться, даже когда человек занят другими делами: по дороге на работу, в спортзале или когда моет посуду.
Использовать ключевые принципы мнемотехники. К ним относятся яркость, ассоциативность, упорядоченность и эмоциональность.
Некоторые мнемонические приёмы, которые можно использовать:
Акронимы и акростихи. Чтобы запомнить информацию, нужно составить слова так, чтобы из их первых букв образовывалось слово.
Двойное кодирование. Нужно комбинировать вербальную информацию с визуальным подкреплением — делать рисунки, схемы, диаграммы.
Разделение на части. Если нужно запомнить длинную цепочку чисел, нужно разбить её на короткие кусочки.
Истории. Чтобы запомнить новые слова или другую информацию, нужно придумать рассказ. Он не обязательно должен быть логичным, наоборот, чем больше юмора и абсурда будет в истории, тем легче она запомнится.
Метод Цицерона, или «Дворец памяти». Нужно мысленно разместить элементы информации в хорошо знакомом пространстве, например в своей квартире или на дороге до работы.
Пиктограммы. В тексте, который нужно запомнить, нужно выделить ключевые тезисы и выписать их. К каждому тезису нужно нарисовать простую картинку — пиктограмму.
Виды тестов по целевым задачам
Тренирующие (тренажёры) — для осмысления и закрепления материала, сопровождаются комментариями и обратной связью.
Контролирующие — для итоговой оценки усвоения темы (без комментариев).
Этапы организации тестового контроля
Определение вида и цели тестирования.
Выделение ключевых понятий и тем, входящих в итоговую аттестацию.
Планирование времени и количества заданий.
Отбор содержания и структурирование заданий (от простого к сложному).
Подготовка вспомогательных материалов (инструкции, бланки).
Рекомендации по составлению тестов
Валидность: соответствие заданий учебной программе.
Надёжность: стабильность результатов при повторном тестировании.
Объективность: независимость оценки от субъективных факторов.
Репрезентативность: охват всех ключевых тем курса.
Достоверность: защита от фальсификации ответов.
Оптимальный объём: не более 50 заданий в одном тесте.
Градация сложности: включение заданий базового, повышенного и высокого уровней.
Преимущества тестового контроля
Экономия времени на проверку знаний.
Объективность оценивания.
Возможность дифференциации и индивидуализации обучения.
Психологическая подготовка к формату итоговой аттестации.
Оперативное выявление пробелов в знаниях.
Ограничения и риски
Риск «натаскивания» на тесты без глубокого понимания материала.
Невозможность оценить развёрнутое логическое рассуждение (в закрытых тестах).
Вероятность угадывания ответов (в заданиях с выбором варианта).
По данному вопросу
Вывод: тестовые задания — важный элемент системной подготовки к итоговой аттестации. Их эффективное использование требует продуманного подхода к отбору содержания, структурированию и интерпретации результатов.
Практические советы для педагогов (в проект решений)
Комбинировать закрытые и открытые типы заданий:
закрытые (выбор варианта, соответствие);
открытые (краткие ответы, развёрнутые решения).
Включать задания, имитирующие формат итоговой аттестации.
Проводить регулярные мини‑тесты для отслеживания динамики.
Анализировать ошибки и корректировать программу подготовки.
Обучать «технике сдачи теста»:
самоконтроль времени;
оценка сложности заданий;
проверка результатов.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Шереметьева Елена Витальевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.