Статья "Методика подготовки учащихся к ГИА. Проблемы учащихся в подготовке к сдаче экзамена"


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»












Методика подготовки учащихся к ГИА.

Проблемы учащихся в подготовке к сдаче экзамена

Выступление на заседании школьного методического объединения




учитель русского языка и

литературы

Шереметьева Е.В.























Методика подготовки учащихся к ГИА включает комплексный подход, который учитывает программу, методы, средства и контроль знаний. Цель — сформировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для выполнения заданий ГИА, с учётом индивидуальных особенностей учеников.

Сдать ОГЭ и ЕГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и, конечно, родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи на уровне каждого учащегося, чётко продумано и выполнено.

Важно учитывать не только знания по предмету, но и «механику» сдачи экзамена: правильную расстановку акцентов в ходе решения теста, грамотное управление временем, сохранение концентрации внимания в стрессовой ситуации. 

Выделим некоторые элементы методики подготовки к ГИА:

  • Изучение процедуры проведения экзамена и правил заполнения бланков. Демонстрационные версии экзамена — ориентиры, показывающие примерные образцы заданий. 

  • Использование контрольно-измерительных материалов (КИМ), которые включают варианты заданий и кодификаторы элементов содержания. Это позволяет согласовывать объём уже имеющихся и необходимых для экзамена знаний, умений и навыков. 

  • Внеурочная работа — индивидуальные и групповые консультации, предметные курсы, предметные кружки

  • Пробные экзаменационные работы в условиях, приближённых к экзаменационным

  • Использование методических пособий с тренировочными заданиями с ответами и методическими рекомендациями. 

  • Контроль хода процесса — на первый план выходит не контроль за прохождением занятий, а контроль продвижения вперёд, освоения предмета.

 

Рассмотрим некоторые элементы программы подготовки к ГИА:

  • Изучение контрольно-измерительных материалов (КИМов). Учитываются кодификаторы элементов содержания и требования к уровню подготовки учащихся. Это позволяет согласовывать объём уже имеющихся и необходимых для экзамена знаний, умений и навыков. 

  • Информирование учащихся о порядке проведения ГИА, содержании КИМ, заполнении бланков. Например, создание информационного стенда в учебных кабинетах с демонстрационными вариантами КИМов прошлых лет, инструкциями по выполнению работы. 

  • Дифференцированный подход к учащимся, учёт индивидуальных возможностей каждого ученика. Например, использование дополнительного дидактического материала из КИМов, проекция на экран заданий по каждой теме, аналогичных тем, которые представлены в демоверсии. 

Некоторые методы подготовки учащихся к ГИА:

  • Решение типовых и тренировочных заданий с выявлением пробелов в знаниях. 

  • Тематическое повторение в течение года, например, с использованием тематических тестов. 

  • Пробные экзамены — проводятся в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению экзамена. Учащиеся отрабатывают навык заполнения бланков

  • Использование групповых технологий на этапе практических заданий, например, работа в группах «Консультанты», которые объясняют решение заданий. 

Для подготовки учащихся к ГИА используются, например:

  • Интернет-ресурсы — сайты с демонстрационными заданиями, инструкциями по их заполнению, правилами поведения на экзамене. 

  • Методические пособия с тренировочными заданиями с ответами и методическими рекомендациями

  • Онлайн-платформы с интерактивными курсами для подготовки к ГИА, например, «Решу ОГЭ», «Учи. Ру». 

Для контроля знаний учащихся при подготовке к ГИА используются такие формы как:

  • Диагностические карты — на каждого учащегося вносятся результаты диагностических, самостоятельных, контрольных работ по каждой теме. Это позволяет проследить степень подготовки учащегося по той или иной теме и контролировать отработку навыков.

  • Тематические зачёты — зачётная карточка содержит теоретические и практические задания различного уровня: базового и повышенного.

  • Уроки разноуровневого обобщающего повторения — позволяют дифференцированно повторить и систематизировать материал по наиболее проблемным заданиям диагностической работы.


 Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при подготовке к ГИА:

  • Разрыв между изучаемым на уроках материалом и предъявляемым при проведении экзаменов. Например, сокращение времени, отводимого учебным планом на изучение предмета, и изменение содержания предмета затрудняют получение учащимися высоких результатов при выполнении тестов. 

  • Невнимательность при прочтении заданий, торопливость с решением. Часто школьники невнимательно читают задание, торопятся с решением и допускают элементарные ошибки. 

  • Сложности с выбором стратегии деятельности — ученику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять. Неумение адекватно оценивать свои возможности может привести к выбору неэффективной стратегии. 

Для решения проблем необходимо разрабатывать комплексную программу подготовки, учитывать индивидуальные особенности учащихся и использовать современные методические разработки.

Для успешной подготовки обучающихся к сдаче ГИА педагог должен:

- правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

- исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;

- организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения по предмету; - проанализировать результаты муниципальных, пробного тестирования;

- планировать работу по подготовке обучающихся к сдаче ГИА в процессе преподавания предмета.

Опыт проведения ЕГЭ и ОГЭ свидетельствует о необходимости предварительной подготовки не только учащихся, но и учителей к этой форме контроля. Работа учителя не должна сводиться только к работе по тестам. Внедрение педагогом в образовательный процесс технологии тестирования будет более эффективным, если:

- данная деятельность будет протекать в рамках непрерывного использования тестовых технологий в каждом программном разделе;

- формирование и развитие готовности ученика к тестовой форме итоговой аттестации будут ориентированы на учёт личностных особенностей каждого ученика, реализацию принципов, обеспечивающих устойчивую положительную мотивацию к тестовой форме контроля знаний, определение и реализацию знаний и умений, обеспечивающих высокую результативность тестирования.

Итак, исходя из опыта работы нашей школы, можно предложить следующие рекомендации:

1.Работа по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ГИА должна иметь место на протяжении всего обучения начиная с начальной школы;

2.Педагогам необходимо осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход к учащимся;

3.Учителю-предметнику необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы, новые методы обучения, активно привлекать электронные образовательные ресурсы, возможности Интернет-сети;

4.Вести работу по взаимодействию с высшими учебными заведениями РФ;

5.Педагогам активно работать над повышением своей квалификации по данному направлению и заниматься постоянно самообразованием;

6.Постоянно проводить работу с родительской общественностью, качественно и достоверно информировать родителей обо всем, что связано с подготовкой и проведением государственной итоговой аттестации в формате ГИА.


















Полный текст материала Статья "Методика подготовки учащихся к ГИА. Проблемы учащихся в подготовке к сдаче экзамена" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шереметьева Елена Витальевна  Публикатор
15.11.2025 0 54 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.