Статья "Методика подготовки учащихся к ГИА. Проблемы учащихся в подготовке к сдаче экзамена"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
Методика подготовки учащихся к ГИА.
Проблемы учащихся в подготовке к сдаче экзамена
Выступление на заседании школьного методического объединения
учитель русского языка и
литературы
Шереметьева Е.В.
Методика подготовки учащихся к ГИА включает комплексный подход, который учитывает программу, методы, средства и контроль знаний. Цель — сформировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для выполнения заданий ГИА, с учётом индивидуальных особенностей учеников.
Сдать ОГЭ и ЕГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и, конечно, родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи на уровне каждого учащегося, чётко продумано и выполнено.
Важно учитывать не только знания по предмету, но и «механику» сдачи экзамена: правильную расстановку акцентов в ходе решения теста, грамотное управление временем, сохранение концентрации внимания в стрессовой ситуации.
Выделим некоторые элементы методики подготовки к ГИА:
Изучение процедуры проведения экзамена и правил заполнения бланков. Демонстрационные версии экзамена — ориентиры, показывающие примерные образцы заданий.
Использование контрольно-измерительных материалов (КИМ), которые включают варианты заданий и кодификаторы элементов содержания. Это позволяет согласовывать объём уже имеющихся и необходимых для экзамена знаний, умений и навыков.
Внеурочная работа — индивидуальные и групповые консультации, предметные курсы, предметные кружки
Пробные экзаменационные работы в условиях, приближённых к экзаменационным
Использование методических пособий с тренировочными заданиями с ответами и методическими рекомендациями.
Контроль хода процесса — на первый план выходит не контроль за прохождением занятий, а контроль продвижения вперёд, освоения предмета.
Рассмотрим некоторые элементы программы подготовки к ГИА:
Изучение контрольно-измерительных материалов (КИМов). Учитываются кодификаторы элементов содержания и требования к уровню подготовки учащихся. Это позволяет согласовывать объём уже имеющихся и необходимых для экзамена знаний, умений и навыков.
Информирование учащихся о порядке проведения ГИА, содержании КИМ, заполнении бланков. Например, создание информационного стенда в учебных кабинетах с демонстрационными вариантами КИМов прошлых лет, инструкциями по выполнению работы.
Дифференцированный подход к учащимся, учёт индивидуальных возможностей каждого ученика. Например, использование дополнительного дидактического материала из КИМов, проекция на экран заданий по каждой теме, аналогичных тем, которые представлены в демоверсии.
Некоторые методы подготовки учащихся к ГИА:
Решение типовых и тренировочных заданий с выявлением пробелов в знаниях.
Тематическое повторение в течение года, например, с использованием тематических тестов.
Пробные экзамены — проводятся в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению экзамена. Учащиеся отрабатывают навык заполнения бланков
Использование групповых технологий на этапе практических заданий, например, работа в группах «Консультанты», которые объясняют решение заданий.
Для подготовки учащихся к ГИА используются, например:
Интернет-ресурсы — сайты с демонстрационными заданиями, инструкциями по их заполнению, правилами поведения на экзамене.
Методические пособия с тренировочными заданиями с ответами и методическими рекомендациями
Онлайн-платформы с интерактивными курсами для подготовки к ГИА, например, «Решу ОГЭ», «Учи. Ру».
Для контроля знаний учащихся при подготовке к ГИА используются такие формы как:
Диагностические карты — на каждого учащегося вносятся результаты диагностических, самостоятельных, контрольных работ по каждой теме. Это позволяет проследить степень подготовки учащегося по той или иной теме и контролировать отработку навыков.
Тематические зачёты — зачётная карточка содержит теоретические и практические задания различного уровня: базового и повышенного.
Уроки разноуровневого обобщающего повторения — позволяют дифференцированно повторить и систематизировать материал по наиболее проблемным заданиям диагностической работы.
Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при подготовке к ГИА:
Разрыв между изучаемым на уроках материалом и предъявляемым при проведении экзаменов. Например, сокращение времени, отводимого учебным планом на изучение предмета, и изменение содержания предмета затрудняют получение учащимися высоких результатов при выполнении тестов.
Невнимательность при прочтении заданий, торопливость с решением. Часто школьники невнимательно читают задание, торопятся с решением и допускают элементарные ошибки.
Сложности с выбором стратегии деятельности — ученику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять. Неумение адекватно оценивать свои возможности может привести к выбору неэффективной стратегии.
Для решения проблем необходимо разрабатывать комплексную программу подготовки, учитывать индивидуальные особенности учащихся и использовать современные методические разработки.
Для успешной подготовки обучающихся к сдаче ГИА педагог должен:
- правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
- исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;
- организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения по предмету; - проанализировать результаты муниципальных, пробного тестирования;
- планировать работу по подготовке обучающихся к сдаче ГИА в процессе преподавания предмета.
Опыт проведения ЕГЭ и ОГЭ свидетельствует о необходимости предварительной подготовки не только учащихся, но и учителей к этой форме контроля. Работа учителя не должна сводиться только к работе по тестам. Внедрение педагогом в образовательный процесс технологии тестирования будет более эффективным, если:
- данная деятельность будет протекать в рамках непрерывного использования тестовых технологий в каждом программном разделе;
- формирование и развитие готовности ученика к тестовой форме итоговой аттестации будут ориентированы на учёт личностных особенностей каждого ученика, реализацию принципов, обеспечивающих устойчивую положительную мотивацию к тестовой форме контроля знаний, определение и реализацию знаний и умений, обеспечивающих высокую результативность тестирования.
Итак, исходя из опыта работы нашей школы, можно предложить следующие рекомендации:
1.Работа по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ГИА должна иметь место на протяжении всего обучения начиная с начальной школы;
2.Педагогам необходимо осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход к учащимся;
3.Учителю-предметнику необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы, новые методы обучения, активно привлекать электронные образовательные ресурсы, возможности Интернет-сети;
4.Вести работу по взаимодействию с высшими учебными заведениями РФ;
5.Педагогам активно работать над повышением своей квалификации по данному направлению и заниматься постоянно самообразованием;
6.Постоянно проводить работу с родительской общественностью, качественно и достоверно информировать родителей обо всем, что связано с подготовкой и проведением государственной итоговой аттестации в формате ГИА.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Шереметьева Елена Витальевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.