Статья "Изучение мирового и отечественного опыта по формированию продуктивного чтения"


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»












Изучение мирового и отечественного опыта по формированию продуктивного чтения

Выступление на заседании школьного методического объединения










учитель русского языка и

литературы

Шереметьева Е.В



















Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Изучение мирового и отечественного опыта по формированию продуктивного чтения включает анализ технологий, направленных на формирование читательской компетенции, и опыта их применения в образовательных учреждениях. Цель — обеспечить понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Мировой опыт

  • Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской. Опирается на «природосообразную теорию формирования типа правильной читательской деятельности». Цель — сформировать грамотного читателя, который умеет самостоятельно понимать текст. Некоторые особенности технологии:

    • Работа с текстом до чтения — ученики прогнозируют содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. 

    • Работа с текстом во время чтения — ученики ведут диалог с автором: задают вопросы, прогнозируют ответы, проверяют себя по тексту. 

    • Работа с текстом после чтения — ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст, беседуют и уточняют позицию автора

Отечественный опыт

  • Технология продуктивного чтения в образовательной системе «Школа 2100». Авторы программ литературного чтения Е.В. Бунеева и О.В. Чиндилова творчески переработали подходы Н.Н. Светловской и создали технологию продуктивного чтения. Некоторые элементы опыта:

    • Использование приёма «прогнозирования» — ученикам предлагают сначала ориентировочные действия (рассмотреть заглавие, иллюстрации, обратить внимание на жанр, структуру произведения), затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения

    • Применение творческих заданий — например, составление вопросов по содержанию текста, иллюстрирование отрывков из произведений, создание диафильма по произведению. 

    • Использование библиотечных уроков — на них обучающиеся получают возможность поработать с дополнительной литературой, углубить свои знания, выполнить продуктивные задания на поиск и понимание прочитанного. 

Некоторые методы оценки эффективности продуктивного чтения:

  • Мониторинг читательских умений. Оценивают, например, умение обращать внимание на название произведения, фамилию автора, иллюстрации и делать выводы, определять ключевые слова, извлекать информацию из текста, вести диалог с автором и так далее. 

  • Контрольные тесты. В начале и в конце обучения ученикам предлагают прочитать два контрольных текста, которые примерно одинаковы по степени сложности для понимания и запоминания. Затем сравнивают результаты чтения. 

  • Определение скорости чтения. Для этого используют формулу Сч = О : t, где О — длина текста, t — время чтения. 

  • Оценка качества чтения. Ответ каждого ученика сопоставляют с эталонным ответом, и за каждый ответ ставят определённый процент (весовую долю). В случае неполноты ответа снижают весовую долю, отсутствие ответа засчитывают за ноль. В итоге суммируют все весовые доли и определяют коэффициент понимания текста

  • Аппаратные методы. Опираются на технические устройства и позволяют получить объективные данные о психофизиологических основах когнитивных процессов в текстовой деятельности. Например, запись окулограмм (движений глаз в процессе чтения) и миограмм (речедвижения).

При интерпретации результатов оценки качества чтения важно учитывать, что характеристика сформированности навыка чтения определяется по совокупности ряда параметров (способ, темп, правильность, понимание) с учётом смысловой сложности текста. 

Некоторые уровни, которые выделяют при оценке качества чтения, и их описание:

  • Высший (625 баллов и выше). Учащиеся могут воспринимать текст целостно и в то же время понимать отдельные единицы текста в их взаимосвязи, могут опираться на текст для обоснования собственных интерпретаций авторской позиции.

  • Высокий (550 баллов). Учащиеся могут понимать существенные сообщения текста, делать собственные умозаключения, основываясь на тексте, оценивать как содержание, так и форму текста, обращать внимание на его языковые особенности.

  • Средний (475 баллов). Учащиеся могут находить в тексте информацию, делать на её основе умозаключения, используя при этом некоторые особенности формы и языка текста.

  • Низкий (400 баллов). Учащиеся могут вычитать из текста информацию, которая сообщается в явном виде и которую легко локализовать.

Также важно учитывать, что скорость чтения не является приоритетным показателем навыка чтения, главное — осознанное чтение, то есть понимание читаемого текста

Нет однозначного мнения о том, какие техники активного чтения наиболее эффективны. Несколько подходов, которые могут помочь глубже осмыслить прочитанное и лучше усвоить информацию:

  • Метод SQ3R (Survey, Question, Read, Recite, Review). Подход состоит из пяти шагов: предварительный обзор, постановка вопросов, внимательное чтение, пересказ своими словами и повторное рассмотрение. Метод подходит для учебной и профессиональной литературы. 

  • Диалог с автором. При чтении нужно делать пометки на полях, отмечать важные моменты, писать свои мысли и вопросы. Также можно выделять противоречия, если авторская позиция вызывает сомнения

  • Конспектирование. Можно использовать, например, метод Корнелла, когда страницу делят на три части: основные идеи, заметки и резюме. Ещё один вариант — создание интеллект-карт, где визуализируют связи между идеями. 

  • Правило 80/20. Нужно искать ключевые главы, пропускать длинные описания и повторы, фокусироваться на практических выводах. 

  • Визуализация. Схемы, диаграммы и ментальные карты помогают структурировать материал и облегчают процесс запоминания. Также можно подбирать метафоры и аналогии к сложным понятиям. 

  • Регулирование скорости чтения. Можно замедляться, чтобы лучше понять новую или более сложную информацию, или ускоряться, если с содержанием уже знакомы. 

  • Чтобы активное чтение было эффективным, можно использовать специальные приложения, которые упрощают работу с текстом, помогают систематизировать знания и даже напоминают о повторении материала.

  • Таким образом, необходимо: 


1. Проанализировать используемые технологии по формированию навыков смыслового чтения.

2. Наметить основные этапы в работе по формированию навыков смыслового чтения.

3. Выделить эффективные методы и приёмы, отобрать специальные упражнения, отвечающие цели исследования.

4. Провести диагностическое исследование техники чтения, понимания, пересказа текста.


















Полный текст материала Статья "Изучение мирового и отечественного опыта по формированию продуктивного чтения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шереметьева Елена Витальевна  Публикатор
15.11.2025 0 47 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.