Конспект урока литературы "А. С. Пушкин. Художественное своеобразие лирики южного периода"; 9 класс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»












А. С. Пушкин. Художественное своеобразие лирики южного периода


Урок литературы в 9 классе














учитель русского языка и

литературы

Шереметьева Е.В.








Тема.А. С. Пушкин. Художественное своеобразие лирики южного периода

Цель урока: раскрыть особенности романтической лирики А. С. Пушкина периода южной ссылки (1820–1824), проанализировать ключевые мотивы и художественные приёмы, проследить эволюцию лирического героя.

Задачи:

  • познакомить учащихся с биографическими обстоятельствами южного периода творчества Пушкина;

  • выявить основные темы и мотивы южной лирики;

  • проанализировать художественные особенности стихотворений;

  • развить навыки текстологического анализа поэтического произведения;

  • сформировать представление о романтическом мироощущении поэта.

Планируемые результаты

1. Предметные

- формировать умения определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества поэта в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений XIX века со временем написания, с современностью и традицией;

- анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность;

- овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

- формировать устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других культур.

2. Метапредметные

- способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

- использовать компьютерные технологии для решения учебных задач.

Регулятивные:

- выдвигать версии;

- способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

Коммуникативные:

- уметь сотрудничать в коллективе;

- формулировать собственное мнение;

- обосновывать свою точку зрения.

3. Личностные

- совершенствование языковой и читательской культуры;

- организовать деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений;

- воспитание уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Методы урока:

  • объяснительно-иллюстративный (рассказ учителя, демонстрация презентации);

  • репродуктивный (задания на воспроизведение информации);

  • проблемный (проблемные вопросы и задания);

  • частично-поисковый (эвристическая беседа).

Оборудование: тексты стихотворений («Погасло дневное светило…», «К морю», «Узник» и др.), портрет Пушкина, карта юга России (Крым, Кавказ, Кишинёв), мультимедийный проектор (по возможности).

Ход урока

I. Организационный момент

  • Приветствие.

  • Проверка готовности к уроку.

  • Постановка цели и задач.

II. Актуализация знаний

  • Краткий опрос о предшествующих периодах творчества Пушкина (лицейский, петербургский).

  • Обсуждение понятия «романтизм» как литературного направления:

    • культ свободы и индивидуальности;

    • конфликт личности и общества;

    • экзотика и природа как отражение душевных переживаний;

    • образ изгнанника, странника.

III. Биографический контекст южного периода

  • 1820 год — ссылка на юг за вольнолюбивые стихи.

  • Места пребывания: Кишинёв, Одесса, Крым, Кавказ.

  • Влияние южной природы, встреч с декабристами, ощущения изгнания.

  • Усиление романтических настроений: жажда свободы, одиночество, разлад с миром.

IV. Основные темы и мотивы южной лирики

  1. Тема свободы

    • центральный мотив («Узник», «К морю»);

    • свобода как абсолютная ценность, недостижимый идеал;

    • антитеза «неволя — воля».

  2. Мотив изгнания и странничества

    • лирический герой — изгнанник, странник («Погасло дневное светило…»);

    • путешествие как символ душевных исканий.

  3. Природа как отражение внутреннего мира

    • море, горы, степь — живые стихии, созвучные переживаниям героя;

    • романтический пейзаж (мощь, величие, необузданность).

  4. Разочарование и тоска

    • разрыв между идеалом и реальностью;

    • мотив утраченных надежд («Погасло дневное светило…»).

  5. Любовь и дружба

    • светлые, но часто печальные чувства;

    • память о прошлом как утешение.

V. Художественные особенности

  • Романтический герой:

    • одинокий, мятежный, жаждущий свободы;

    • противопоставлен обществу и судьбе.

  • Символика:

    • море — свобода, стихия, судьба;

    • орёл, клетка — неволя и стремление к воле («Узник»);

    • путь, дорога — жизнь как странствие.

  • Пейзаж:

    • экспрессивный, динамичный;

    • отражает переживания героя (психологический параллелизм).

  • Стилевые приёмы:

    • возвышенная лексика;

    • риторические вопросы и восклицания;

    • антитезы («неволя — свобода», «тьма — свет»);

    • метафоры и олицетворения (море «ждёт», «зовёт»).

  • Стихосложение:

    • четырёхстопный ямб (частый размер южной лирики);

    • перекрёстная и кольцевая рифмовка;

    • плавность и музыкальность интонации.

VI. Анализ ключевых стихотворений

  1. «Погасло дневное светило…» (1820)

    • жанр: элегия;

    • тема: прощание с прошлым, размышления о судьбе;

    • образ моря как символа неизведанного будущего;

    • контраст между прошлым и настоящим.

  2. «Узник» (1822)

    • символ неволи (клетка, решётка);

    • мотив побега, устремлённость к свободе;

    • параллелизм: узник — орёл.

  3. «К морю» (1824)

    • прощание с романтизмом;

    • море как воплощение свободы и рока;

    • рефлексия о судьбе поэта и эпохи.

VII. Эволюция лирического героя

  • От восторженного романтического бунтаря — к размышляющему, разочарованному страннику.

  • Нарастание философских мотивов: осмысление свободы, судьбы, творчества.

  • Подготовка к переходу к реализму (в последующих периодах).

VIII. Закрепление материала

  • Вопросы для обсуждения:

    1. Какие черты романтизма наиболее ярко проявились в южной лирике Пушкина?

    2. Как природа становится соучастником переживаний лирического героя?

    3. Почему море в стихотворении «К морю» — не только пейзаж, но и символ?

    4. В чём отличие лирического героя южной лирики от героя петербургского периода?

  • Выразительное чтение отрывков.

IX. Рефлексия

  • Что нового узнали о Пушкине-романтике?

  • Какие чувства вызвала южная лирика?

  • Какое стихотворение запомнилось больше всего и почему?

Итог урока: южный период — вершина романтизма в лирике Пушкина. Через мотивы свободы, изгнания и природы поэт раскрывает внутренний мир романтического героя, одновременно намечая переход к более зрелому, философскому осмыслению жизни.

X. Домашнее задание

  1. Выучить наизусть одно из стихотворений южной лирики (по выбору).

  2. Письменный анализ стихотворения «К морю» по плану:

    • тема и основная мысль;

    • образ лирического героя;

    • художественные средства;

    • значение произведения в творчестве Пушкина.

  3. Дополнительно: подготовить сообщение о влиянии южной природы на творчество Пушкина.



Полный текст материала Конспект урока литературы "А. С. Пушкин. Художественное своеобразие лирики южного периода"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шереметьева Елена Витальевна  Публикатор
20.11.2025 0 2651 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.