Конспект урока литературы "А. С. Грибоедов. Комедия "Горе от ума". Смысл названия произведения"; 9 класс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».
Смысл названия произведения.
Урок литературы в 9 классе
учитель русского языка и
литературы
Шереметьева Е.В.
Тема. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Смысл названия произведения.
Цель урока: понять глубинный смысл заглавия комедии, увидеть его связь с основным конфликтом и идейным содержанием произведения.
Задачи:
1) совершенствовать умение анализировать драматическое произведение;
2) совершенствовать умение точно и лаконично формулировать свои высказывания;
3) воспитывать любовь к художественной литературе.
Образовательные технологии: технология критического мышления
Формирование УУД.
Личностные: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Регулятивные: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Предметные: учащиеся научатся выразительному чтению и навыкам анализа драматического произведения.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Стадия вызова. Актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учащимися собственных целей обучения
В центре нашего внимания на последних уроках литературы был А.С. Грибоедов, его жизнь и творчество, а именно комедия «Горе от ума».
Мы говорили об авторе этого произведения и героях его комедии: об Александре Андреевиче Чацком, Алексее Степановиче Молчалине, Софье Павловне Фамусовой и Павле Афанасьевиче Фамусове.
- Прочитайте высказывание и предположите цель нашего урока.
Первоначальное заглавие комедии «Горе уму» автор впоследствии несколько изменил - «Горе от ума». Изменилась не только форма слов, но и смысл фразы.
- Какой вопрос возникает? Какова цель нашего урока? (определить смысл названия комедии). Запишите тему.
3. Проверка домашнего задания.
Судя по заглавию, слово «ум»- ключевое слово данного произведения.
Докажем это предположение. Дома вы ещё раз перечитали страницы комедии и обратили внимание на имена персонажей, которые их произносят.
Проверим знание текста. Определите, кому принадлежит фраза. Запишите, сохранив цифру.
Как платья, волосы, так и умы коротки.
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних,
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений.
Есть люди важные, слыли за дураков:
Иной по армии, иной плохим поэтом,
Иной…боюсь назвать, но признано всем светом,
Особенно в последние года,
что стали умны хоть куда
Да умный человек не может быть не плутом.
Конечно, нет в нем этого ума,
что гений для иных, а для иных чума,
который скор, блестящ и скоро опротивит,
который свет ругает наповал,
чтоб свет о нем хоть что – нибудь сказал…
Ученье - вот чума, ученость – вот причина,
что нынче пуще, чем когда, безумных развелось
людей, и дел, и мнений.
- В каких ещё строках, которые здесь отсутствуют, встречается слово «ум» и однокоренные слова? Запишите.
Вывод: слово «ум», действительно, является ключевым словом произведения, поэтому оно и вынесено в заглавие.
4.Осмысление содержания. Получение новой информации.
Давайте разберемся в заглавии комедии.
1). Как понять словосочетания «горе уму» и «горе от ума»?
Вывод: «горе уму» - это горе умному человеку от окружающих, «горе от ума» - это горе окружающим от умного человека.
2). А как сам А.С. Грибоедов отвечал на этот вопрос?
Грибоедов писал: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим».
- Кого имел в виду писатель?
Обратите внимание, Грибоедов называет Чацкого «здравомыслящим человеком», а представителей «фамусовского» общества - глупцами. Это в очередной раз доказывает, что проблема ума стоит в центре произведения.
3). Мы сказали, что автор причисляет Фамусова к глупцам.
- А как вы считаете, умен ли Фамусов? Умен ли Чацкий?
Одинаково ли отвечают Фамусов и Чацкий на вопрос: «Что значит быть умным человеком?»
Какого же человека считает умным Фамусов? А Чацкий?
Записываем в тетрадь таблицу, заполнять которую будем во время урока.
Умный человек в понимании
|
Чацкого |
|
|
|
|
Чтобы ответить на эти вопросы, послушаем героев.
5. Анализ монолога Фамусова « Вот то-то, все вы гордецы…»
1) Выразительное чтение учеником наизусть монолога Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…».
Какого же человека считает «умным» Фамусов? Учащиеся отвечают, доказывая цитатами из текста, и записывают определения в таблицу (богат, знатен, имеет власть, почет и уважение сильных мира сего).
- Обратим внимание, Фамусов использует слово «смышлен». Почему «смышлен», а не «умен»?
Смысл употребления этого синонимичного слова проясняется лишь во время обращения к словарю, автор которого В.И.Даль был современником А.С. Грибоедова.
Прочитаем словарные статьи.
Смышленый человек - изворотливый, находчивый, догадливый, расторопный
или сметливый. (В.И. Даль. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.:Эксмо.2002г., стр.603)
Умный человек – кому Бог дал ясный, проницательный ум, понимающий не всякому доступное, рассудительный и заключающий здраво, прямо, верно. (Там же, стр.674.)
- Почему же автор комедии в монологе Фамусова использует слово «смышлен», а не «умен»?
На какую черту характера «умного человека», в понимании Фамусова, обращает внимание автор? Учащиеся дописывают в тетрадь определения «изворотливый, сметливый».
- Обобщите, каким же должен быть умный человек с точки зрения Фамусова.(Развернутый ответ на вопрос)
- Почему Фамусов считает, что это хорошо, когда человек обладает таким умом? (Это спокойная, сытая жизнь без проблем.)
6.Анализ отрывка из монолога Чацкого «А судьи кто?»
- Давайте разберемся, какого человека считаем умным Чацкий. Послушайте монолог этого героя «А судьи кто?» в исполнении профессионального актера и подумайте над этим вопросом.
- Как понять выражения «враг исканий», «в науки он вперит ум, алчущий познаний»?
Какие черты характера симпатичны Чацкому? (Ученики продолжают заполнять таблицу, вписывая определения «самостоятельный, порядочный, любознательный, волевой» и др.)
Обратим внимание на выражение:
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным.
- Что мы называем высоким и прекрасным? (Служение Отечеству, людям, науке, любовь к Родине).
Именно об этих высоких и прекрасных порывах говорил А.С. Пушкин в стихотворении «К Чаадаеву», обращаясь к прототипу Чацкого:
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Обобщите, каков же умный человек в понимании Чацкого. (Вывод формулируют ученики).
Мы видим, что герои произведения по-разному смотрят на жизнь, по-разному определяют ее смысл: один берет от жизни все, устраивая личное счастье, для другого на первом месте стоит служение людям, Отечеству. Они сделали свой выбор, и каждый из них считает правым себя.
Каждый человек в жизни определяет для себя быть «берущим» или «дающим». Какой выбор сделаете вы, зависит только от вас. Но хочется верить, что в такие минуты, когда вы будете стоять перед подобным выбором, вам вспомнятся слова из священного писания: «Будьте готовы служить! «Слуги», «дающие» - на пути к величию» (Мат.20:26).
Служение людям – такой выбор сделал и А.С.Грибоедов, и герой его комедии Чацкий.
- А какой выбор делают Софья и Молчалин? Чьи взгляды на «умного человека» разделяют они? ( Софья и Молчалин разделяют точку зрения Фамусова)
7.Подведем итоги. Вспомним цель урока. Сегодня на уроке мы должны определить, в чем смысл названия комедии. Обратимся к схемам, с которыми мы уже сегодня работали.
Вывод к уроку: само название пьесы уже подводит читателей к пониманию основного конфликта произведения – противостояния Чацкого и «фамусовского» общества. На первый взгляд, победителей нет: Чацкий изгнан из этого общества и страдает, чувствуя свою невостребованность, а само общество напугано появлением в их среде подобного человека. А.С.Грибоедов, изменив название комедии, считает, что победитель – Чацкий. Он не принят этим обществом, но остался верен своим принципам. Именно в этом и заключается смысл названия комедии «Горе от ума».
Напишите небольшое рассуждение, продолжив фразу: «Если бы А.С.Грибоедов жил в наше время и писал о современном Чацком, то он назвал бы свою комедию…».
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Шереметьева Елена Витальевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.