Конспект урока литературы "А. С. Грибоедов. Комедия "Горе от ума". Смысл названия произведения"; 9 класс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»












А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

Смысл названия произведения.


Урок литературы в 9 классе














учитель русского языка и

литературы

Шереметьева Е.В.

















Тема. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Смысл названия произведения.


Цель урока: понять глубинный смысл заглавия комедии, увидеть его связь с основным конфликтом и идейным содержанием произведения.

 Задачи:

1) совершенствовать умение анализировать  драматическое произведение;

2) совершенствовать  умение точно и лаконично формулировать свои высказывания;

3) воспитывать любовь к художественной литературе.

Образовательные технологии: технология критического мышления

Формирование УУД.

Личностные: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Регулятивные: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Предметные: учащиеся научатся выразительному чтению и навыкам анализа драматического произведения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Стадия вызова. Актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учащимися собственных целей обучения

В центре нашего внимания на последних уроках литературы был А.С. Грибоедов,  его жизнь и творчество, а именно комедия «Горе от ума».

 Мы говорили об авторе этого произведения и героях его комедии: об Александре Андреевиче Чацком, Алексее Степановиче Молчалине, Софье Павловне Фамусовой и Павле Афанасьевиче Фамусове.

  - Прочитайте высказывание и предположите цель нашего урока.

Первоначальное заглавие комедии «Горе уму»  автор  впоследствии несколько изменил - «Горе от ума». Изменилась  не только форма слов, но и смысл фразы.

- Какой вопрос возникает? Какова цель нашего урока? (определить смысл названия комедии). Запишите тему. 

3. Проверка домашнего задания.

Судя по заглавию, слово «ум»- ключевое слово данного произведения.

Докажем это предположение. Дома вы ещё раз перечитали страницы комедии и обратили внимание на имена персонажей, которые их произносят.

  Проверим знание текста. Определите, кому принадлежит фраза. Запишите, сохранив цифру.

  1. Как платья, волосы, так и умы коротки.

  2. И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних,

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений.

  1. Есть люди важные, слыли за дураков:

Иной по армии, иной плохим поэтом,

Иной…боюсь назвать, но признано всем светом,

Особенно в последние года,

что стали умны хоть куда

  1. Да умный человек не может быть не плутом.

  2.  Конечно, нет в нем этого ума,

что гений для иных, а для иных чума,

который скор, блестящ и скоро опротивит,

который свет ругает наповал,

чтоб свет о нем  хоть что – нибудь сказал…

  1.   Ученье -  вот чума, ученость – вот причина,

что нынче пуще, чем когда, безумных развелось

 людей, и дел, и мнений.

- В каких ещё строках, которые здесь отсутствуют,  встречается слово «ум» и однокоренные слова?  Запишите.

Вывод: слово «ум», действительно, является ключевым словом произведения, поэтому оно и вынесено в заглавие.

4.Осмысление содержания. Получение новой информации.

 Давайте разберемся в заглавии комедии.

1). Как понять словосочетания «горе уму» и «горе от ума»?

Вывод: «горе уму» - это горе умному человеку от окружающих, «горе от ума» - это горе окружающим от умного человека.

2). А как сам А.С. Грибоедов отвечал на этот вопрос?

Грибоедов писал: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». 

- Кого имел в виду писатель?

Обратите внимание, Грибоедов называет Чацкого «здравомыслящим человеком», а представителей «фамусовского» общества - глупцами. Это в очередной раз доказывает, что проблема ума стоит в центре произведения.

3). Мы сказали, что автор причисляет Фамусова к глупцам.

- А как вы считаете, умен ли Фамусов? Умен ли Чацкий?

Одинаково ли отвечают Фамусов и Чацкий на вопрос: «Что значит быть умным человеком?»

Какого же человека считает умным Фамусов? А Чацкий?

Записываем в тетрадь таблицу, заполнять которую будем во время  урока.

               Умный человек в понимании

                        Фамусова                    

                   Чацкого



Чтобы ответить на эти вопросы, послушаем героев.

5. Анализ монолога Фамусова « Вот то-то, все вы гордецы…»

1) Выразительное чтение учеником наизусть монолога Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…».

Какого же человека считает «умным» Фамусов? Учащиеся отвечают, доказывая цитатами из текста, и записывают определения в таблицу (богат, знатен, имеет власть, почет и уважение сильных мира сего).

- Обратим внимание, Фамусов использует слово «смышлен». Почему «смышлен», а не «умен»?

Смысл употребления этого синонимичного слова проясняется лишь во время обращения к словарю, автор которого В.И.Даль  был современником А.С. Грибоедова.

Прочитаем словарные статьи.

 Смышленый  человек - изворотливый, находчивый, догадливый, расторопный

 или сметливый. (В.И. Даль. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.:Эксмо.2002г., стр.603)

 Умный человек – кому Бог дал ясный, проницательный ум,   понимающий не всякому доступное, рассудительный и заключающий здраво, прямо, верно. (Там же, стр.674.)

- Почему же автор комедии в монологе Фамусова использует слово «смышлен», а не «умен»?

На какую черту характера «умного человека»,  в понимании Фамусова,  обращает внимание автор? Учащиеся дописывают в тетрадь определения «изворотливый, сметливый».

- Обобщите, каким же должен быть умный человек с точки зрения Фамусова.(Развернутый ответ на вопрос)

- Почему Фамусов считает, что это хорошо, когда человек обладает таким умом? (Это спокойная, сытая жизнь без проблем.)

6.Анализ отрывка из  монолога Чацкого «А судьи кто?» 

- Давайте разберемся, какого человека считаем умным Чацкий. Послушайте монолог этого героя «А судьи кто?» в исполнении профессионального актера и подумайте над этим вопросом.

- Как понять выражения «враг исканий», «в науки он вперит ум, алчущий познаний»?

Какие черты характера симпатичны Чацкому? (Ученики продолжают заполнять таблицу, вписывая определения «самостоятельный, порядочный, любознательный, волевой» и др.)

Обратим внимание на выражение:

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным.

- Что мы называем высоким и прекрасным? (Служение Отечеству, людям, науке, любовь к Родине).

Именно об этих высоких и прекрасных порывах говорил А.С. Пушкин в стихотворении «К Чаадаеву», обращаясь к прототипу Чацкого:

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Обобщите, каков же умный человек в понимании Чацкого. (Вывод формулируют ученики).

     Мы видим, что герои произведения  по-разному смотрят на жизнь, по-разному определяют ее смысл: один берет от жизни все,  устраивая личное счастье, для другого на первом месте стоит служение людям, Отечеству. Они сделали свой выбор, и каждый из них считает правым себя.

    Каждый человек в жизни  определяет  для себя быть «берущим» или «дающим».  Какой выбор сделаете вы, зависит только от вас. Но хочется верить, что в такие минуты, когда вы будете стоять перед подобным выбором, вам вспомнятся слова из священного писания: «Будьте готовы служить! «Слуги», «дающие» - на пути к величию» (Мат.20:26).

 Служение людям – такой выбор  сделал и А.С.Грибоедов, и герой его комедии Чацкий.

- А какой выбор делают Софья и Молчалин? Чьи взгляды на «умного человека» разделяют они? ( Софья и Молчалин разделяют точку зрения Фамусова)

7.Подведем итоги. Вспомним цель урока. Сегодня на уроке мы должны определить, в чем смысл названия комедии. Обратимся к схемам, с которыми мы уже сегодня работали.

Вывод к уроку: само название пьесы уже подводит читателей к пониманию основного конфликта произведения – противостояния Чацкого и «фамусовского» общества. На первый взгляд, победителей нет: Чацкий изгнан из этого общества и страдает, чувствуя свою невостребованность, а само общество напугано появлением в их среде подобного человека.  А.С.Грибоедов, изменив название комедии, считает, что победитель – Чацкий. Он не принят этим обществом, но остался верен своим принципам.  Именно в этом и заключается смысл названия комедии «Горе от ума».


8.Домашнее задание.  

Напишите небольшое рассуждение, продолжив фразу: «Если бы А.С.Грибоедов жил в наше время и писал о современном Чацком, то он назвал бы свою комедию…».




Полный текст материала Конспект урока литературы "А. С. Грибоедов. Комедия "Горе от ума". Смысл названия произведения"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шереметьева Елена Витальевна  Публикатор
20.11.2025 0 84 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.