Конспект урока русского языка "Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённого предложения"; 9 класс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»












Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённого предложения


Урок русского языка в 9 классе














учитель русского языка и

литературы

Шереметьева Е.В.











Тема. Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённого предложения


Цель: способствовать развитию умения последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

Тип и вид урока: урок усвоения знаний и способов действий; учебный практикум.

Планируемые результаты (предметные): проводят синтаксический анализ словосочетания и предложения; понимают коммуникативно – эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и используют их в собственной речевой практике; имеют представление об основных функциях языка.

Личностные результаты: имеют достаточный словарный запас и объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты: владеют всеми видами речевой деятельности. Проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умеют вести самостоятельный поиск информации; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

     

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1.Ответы на вопросы (устно) 

*Какие предложения называются сложными? 

*Дайте определение ССП? Какой математический знак можно поставить между частями

*ССП? Расшифруйте. С чем ассоциируются ССП? 

*Назовите, какие еще виды сложных предложений вы знаете? 

*Какие сочинительные союзы различаются в ССП по значению? 

*Назовите, какие союзы относятся к соединительным?  к разделительным?  к  противительным? 

2.Схематический диктант.

А) Сонный ночной ветер зашуршал в темноте по крыше, и мне стало холодно.

Б) Липы цветут, и пахнет липовым мёдом.

В) Мороз, и под ногами скрипит снег.

Г) Вечерело, и с наступлением сумерек пустели улицы города.

Д) Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

Е) Пугачёв остановился на крыльце и со всеми поздоровался.

Ж) Цветы и травы покрывают зелёный холм, и никогда сюда лучи не проникают.


II. Работа по теме урока.

2.1Знакомство с планами синтаксического и пунктуационного разбора сложносочинённого предложения (с.243-245)

2.2Образец пунктуационного разбора предложения:

[Длиннее и темнее стали ночи],и [уже иные голоса зазвучали в ночи:2 журавлиный стон в аспидно-черном поднебесье,3 грустный переклик казарок,4 сдержанный гогот гусей и посвист утиных крыльев].5

1 зап. – между частями ССП

2 двоеточие – после обобщающего слова (голоса) перед однородными членами (стон, переклик, гогот, посвист)

3-4 зап. – между однородными членами предложения

-5-точка – знак завершения

III Закрепление материала.

1.Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

Мягко картавя, звучал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха, а вгоняли природу в дремоту.

2.Выборочный диктант по вариантам.

Вариант 1. Выписать сложносочинённые предложения из упражнения 82 на стр. 44, выполнить их синтаксический и пунктуационный разбор.

Вариант 2. Выписать сложносочинённые предложения из упражнения 77 на стр. 41, выполнить их синтаксический и пунктуационный разбор.


IV. Контроль знаний.

 1).Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом (знаки препинания не расставлены)

А) Весной жилище суслика прогревается и хозяин выходит из своего жилища.

Б) Цвели кувшинки и было много малины.

В) Строители подойдут к реке и начнётся переправа на другой берег.

Г) Зелёные стены леса раздвинулись и перед нами раскинулось пшеничное поле.

2) В каких предложениях союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены)

А) В саду было тихо и лишь откуда – то издалека доносился шум колёс.

Б) Никто не знал ни его состояния ни его доходов и никто не осмеливался о том его спрашивать.

В) Вмиг вылетел он из печки перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега

Г) Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор.

3) Укажите ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения.

А) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт.

Б) Наступила весна, но было ещё холодно.

В) Потёмки всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры.

Г) Душно стало в комнате, и мы вышли на балкон.


V. Информация о домашнем задании.

& 8, упр.84 (ч.1) +синт. и пункт. Разбор предложения 10.






Полный текст материала Конспект урока русского языка "Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённого предложения"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шереметьева Елена Витальевна  Публикатор
22.11.2025 0 341 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.