Конспект урока русского языка "Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённого предложения"; 9 класс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённого предложения
Урок русского языка в 9 классе
учитель русского языка и
литературы
Шереметьева Е.В.
Тема. Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённого предложения
Цель: способствовать развитию умения последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.
Тип и вид урока: урок усвоения знаний и способов действий; учебный практикум.
Планируемые результаты (предметные): проводят синтаксический анализ словосочетания и предложения; понимают коммуникативно – эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и используют их в собственной речевой практике; имеют представление об основных функциях языка.
Личностные результаты: имеют достаточный словарный запас и объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты: владеют всеми видами речевой деятельности. Проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умеют вести самостоятельный поиск информации; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1.Ответы на вопросы (устно)
*Какие предложения называются сложными?
*Дайте определение ССП? Какой математический знак можно поставить между частями
*ССП? Расшифруйте. С чем ассоциируются ССП?
*Назовите, какие еще виды сложных предложений вы знаете?
*Какие сочинительные союзы различаются в ССП по значению?
*Назовите, какие союзы относятся к соединительным? к разделительным? к противительным?
2.Схематический диктант.
А) Сонный ночной ветер зашуршал в темноте по крыше, и мне стало холодно.
Б) Липы цветут, и пахнет липовым мёдом.
В) Мороз, и под ногами скрипит снег.
Г) Вечерело, и с наступлением сумерек пустели улицы города.
Д) Север дышит ветром ночи и полынь колышет.
Е) Пугачёв остановился на крыльце и со всеми поздоровался.
Ж) Цветы и травы покрывают зелёный холм, и никогда сюда лучи не проникают.
II. Работа по теме урока.
2.1Знакомство с планами синтаксического и пунктуационного разбора сложносочинённого предложения (с.243-245)
2.2Образец пунктуационного разбора предложения:
[Длиннее и темнее стали ночи],1 и [уже иные голоса зазвучали в ночи:2 журавлиный стон в аспидно-черном поднебесье,3 грустный переклик казарок,4 сдержанный гогот гусей и посвист утиных крыльев].5
1 зап. – между частями ССП
2 двоеточие – после обобщающего слова (голоса) перед однородными членами (стон, переклик, гогот, посвист)
3-4 зап. – между однородными членами предложения
-5-точка – знак завершения
III Закрепление материала.
1.Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.
Мягко картавя, звучал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха, а вгоняли природу в дремоту.
2.Выборочный диктант по вариантам.
Вариант 1. Выписать сложносочинённые предложения из упражнения 82 на стр. 44, выполнить их синтаксический и пунктуационный разбор.
Вариант 2. Выписать сложносочинённые предложения из упражнения 77 на стр. 41, выполнить их синтаксический и пунктуационный разбор.
IV. Контроль знаний.
1).Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом (знаки препинания не расставлены)
А) Весной жилище суслика прогревается и хозяин выходит из своего жилища.
Б) Цвели кувшинки и было много малины.
В) Строители подойдут к реке и начнётся переправа на другой берег.
Г) Зелёные стены леса раздвинулись и перед нами раскинулось пшеничное поле.
2) В каких предложениях союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены)
А) В саду было тихо и лишь откуда – то издалека доносился шум колёс.
Б) Никто не знал ни его состояния ни его доходов и никто не осмеливался о том его спрашивать.
В) Вмиг вылетел он из печки перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега
Г) Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор.
3) Укажите ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения.
А) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт.
Б) Наступила весна, но было ещё холодно.
В) Потёмки всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры.
Г) Душно стало в комнате, и мы вышли на балкон.
V. Информация о домашнем задании.
& 8, упр.84 (ч.1) +синт. и пункт. Разбор предложения 10.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Шереметьева Елена Витальевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.