Конспект урока русского языка "Особенности употребления сложносочинённых предложений в речи"; 9 класс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»












Особенности употребления

сложносочинённых предложений в речи


Урок русского языка в 9 классе














учитель русского языка и

литературы

Шереметьева Е.В.















Тема. Особенности употребления сложносочинённых предложений в речи

Цель: выявить роль ССП в речи; продолжить знакомство со способами выражением в тексте антитезы; познакомиться со стилистической фигурой многосоюзия; продолжить работу над формированием навыка анализа текста.

Задачи.

Лингвистические:

-выявление структурно-семантических особенностей сложносочиненных предложений;

-классификация сочинительных союзов как основного средства связи и способа выражения смысловых отношений в ССП.

Речевые:

-продолжение работы с теоретическими основами функциональной стилистики и ее основными понятиями, постижение закономерностей функционирования ССП в речи;

- установление стилистических и экспрессивных возможностей данных синтаксических конструкций;

-употребление ССП в несложных описаниях;

- развитие навыков и умений оценивать и правильно употреблять ССП в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения.

Основные виды учебной деятельности: синтаксическое исследование, конструирование, подбор примеров с аналогичным строением.

Ход урока:

  1. «Мозговой штурм»

При помощи такого языка можно нарисовать

любую картину, выразить любую мысль,

любое чувство, надо только умело пользоваться им.

М. Исаковский



1) Как вы понимаете смысл эпиграфа?

- Докажите свои высказывания на примере данного текста.

Чем успокаивает шум моря, когда стоишь на берегу? Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля, прибой – это как часы самой планеты, и когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек, звёзд и ежей, то начинается большое раздумье о всей жизни, и твоя маленькая личная скорбь замирает, и чувствуешь её глухо и где-то далеко.

(По М. Пришвину)

Вывод: при помощи каких языковых средств мы можем умело и правильно выразить свои мысли?

(Лексические и грамматические)

2. Слово учителя.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с закономерностями функционирования элементов языка в речи, стремясь тем самым продуманно использовать стилистические богатства нашего языка, способствовать совершенствованию языкового чутья и речевой культуры.

Известно, что одна и та же мысль может быть выражена как при помощи простых самостоятельных предложений, так и сложных.

Если же говорить о сложных предложениях, то они дают богатейшие и разнообразнейшие возможности для выражения смысловых отношений и синтаксических связей между частями высказывания.

Рассмотрим особенности употребления сложносочинённых предложений в различных функциональных стилях речи:

**Широко используются сложносочинённые предложения в художественной и публицистической литературе. Они помогают установлению связей между описываемыми предметами и явлениями действительности.

Солдаты хотели было приподнять Кирджали, но он встал сам… (А. Пушкин);

Эта вещь называлась «социалистический реализм», и в наши дни она подвергается всеобщему осмеянию. (И. Бродский)

**В научном стиле сложносочинённые предложения используются для описания различных фактов, явлений и результатов исследований, наблюдений.

Организмы одного вида сходны, а разные виды различаются по признакам внешнего и внутреннего строения... (В. Пасечник)

**В разговорной и официально-деловой речи сложносочинённые предложения употребляются редко.

В сложносочинённых предложениях в устной речи между частями делается пауза, а на письме ставится запятая (иногда тире), например:

Князь подвёл гостей к окну, || и им открылся прекрасный вид. (А. Пушкин)

3.Тренировочные упражнения.

Задание 1. Работа с текстами. Запишите, вставьте и объясните пропущенные буквы и запятые. Почему в тексте только одно простое предложение? О чем оно?

Далеко за лесом пряталась усадьба чернел старый парк и стоял господский дом с те…асой и в..н..цианскими стеклами.

В этом доме одно лето жил Чехов и здесь он написал “Остров Сахалин” и “Дом с мезонином” бе..конечно грустный рассказ о любви к милой девушк.. Мисюсь. Чеховская грусть осталась и живет она в глубине сыроватых аллей в пустых комнатах большого дома…

Но Чехова нет. В год его смерти мне было двенадцать лет и я видел непоправимое бе..надежное горе отца. У моего отца сразу опустились плечи и затр..слась голова когда ему сказали что умер Чехов…

(По рассказу К. Паустовского “Ильинский омут”)

Для справки

Сложносочиненные предложения в речи:

  • художественное описание - связь между картинами, фактами, чувствами;

  • повествование - плавность, музыкальность речи

  • Простое предложение - подчеркивание отдельных деталей описания


Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и запятые. Убедитесь, что в данным предложениях союз и выражает разнообразные оттенки значений: одновременность (= в то же время) и последовательность (= затем) действий; противопоставление (= но); причина (= так как); условие (=если); равенство, тождество (= так же как и).

  1. На него об..жались и тем не менее люди больше всего нуждались именно в нравстве..ой его требовательност.. .

  2. Вода уже не казалась холодной и жаль было вылезать на берег.

  3. Оглушительно хлопнула дверь втянутая пружиной и Андрей остался один.

  4. Она н.. знала н..кого из прису..ствующих и н..кто н.. знал ее.

  5. Стоило выбрать чере..чур восторже..ое выражение и все рухнуло бы.

  6. В з..ркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака. (По Д. Гранину)

- Нужна ли запятая в шестом предложении?


Задание 3. Вставьте и объясните пропущенные дефисы, буквы и знаки. Какое значение имеют здесь союзы а, но? В каких случаях они образуют стилистическую фигуру антитезу?

  1. Солнце скрылось за пр..тихший сад покинуло пустую гости..ую где оно радос..но бл..стало весь день а теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на п..ркете и боже как мучительна его безмолвная печальная прелесть!.. Поз..ним вечером сад чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой а я лежал в темной комнате и все глядела на меня в окно, с высоты, какая (то) тихая звезда… (По И. Бунину “Жизнь Арсеньева”)

  2. Свободные и ловкие движения. Точный и нежный профиль… Чуть (чуть) горб..тся но это у нее прекрасно. Немножко неправильно строение рта и зубов но в ней это оч..ровательно. Но что в ней прекраснее всего это ласковость которая и..ходила из нее так же просто как свет и тепло из солнца. (А. Куприн “Сказка о затоптанном цветке”)

- Убедись, что второй текст-описание начинают назывные предложения. Какое представление о героине описания они у тебя вызывают?

Для справки

  • Стилистическая фигура – оборот речи, синтаксическое построение, усиливающее выразительность речи.

  • Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления образов, состояний, понятий в художественной речи. На противопоставлении (контрасте, антитезе) может быть основана и композиция литературного произведения, и раскрытие характеров героев.



Задание 4. Вставь и объясни пропущенные буквы и запятые. Какие из них ставятся в сложносочиненных предложениях? Обведи кружком союз и. Одинаково ли звучат предложения с одиночным союзом и повторяющимися союзами? Прочитай два предложения первого и второго типа. В чем выразительность каждого?

  1. Мы шли лесом впереди все светлело светлело потом деревья разбежались по сторонам и нам открылось большое неправдоподобно гладкое розовое под зарей озеро.

  2. Мы вышли из деревни и пошли опушкой мимо крохотных озер мимо болот мимо наполовину съеде..ых прошлогодних стогов и лес налитой предвечерним стекля..ым светом расступался перед нами и сквозь его голые деревья сквозь напряже..ые тугие ветви далеко было видно кругом и во все стороны открывалась нам гулкая мокрая земля… (По рассказу Ю. Казакова “Долгие крики”)

Для справки

Многосоюзие:

  • особая интонация,

  • выделение деталей,

  • единство перечисления,

  • широта описания, его “незавершенность”.

Одиночный союз - конечность действия, завершенность описания.


3. Подведение итогов. Какую же роль играют сложносочиненные предложения в речи?

  • ССП в художественном описании, повествовании усиливают связь между картинами, фактами, чувствами, придают речи плавность, музыкальность;

  • Союз И в ССП выражает разнообразные оттенки значений: одновременность и последовательность действий, противопоставление, причину, условие, равенство;

  • с помощью союзов А, НО ССП могут образовывать стилистическую фигуру антитезу, что усиливает выразительность речи, представляет резкое противопоставление образов, состояний, понятий;

  • использование в ССП многосоюзия придает предложениям особую интонацию, позволяет выделить детали, единство перечисления, показать широту описания, его “незавершенность”; одиночный союз, наоборот, показывает конечность действия, завершенность описания.



4. Домашнее задание.

Представьте себе, что стоите у окна многоэтажного дома, на высоком мосту, на холме… Что вы видите или могли бы увидеть? Напишите этюд об этом. Постарайтесь использовать ССП и стилистическую фигуру многосоюзие, чтобы описание было более выразительным…






Полный текст материала Конспект урока русского языка "Особенности употребления сложносочинённых предложений в речи"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шереметьева Елена Витальевна  Публикатор
24.11.2025 0 819 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.