Методическая разработка урока литературы по теме «Как Змий Огненный на Василисах женился и лес помогал растить». (7-9 классы, уроки по литер
Автор разработки: Богаделин Александр Аркадьевич
Писатель
Методическая разработка урока литературы по теме «Как Змий Огненный на Василисах женился и лес помогал растить».
(7-9 классы, уроки по литературе, внеклассное чтение, в двух частях)
(ВНИМАНИЕ! Архивированный файл урока содержит все разбираемые тексты).
Тип урока: Урок комментированного чтения с элементами беседы.
Количество часов – 2.
Урок литературы по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие».
Цели урока: Рассказать о представлениях древних славян об огненной стихии, ее персонификациях.
Заложить основы экологического мышления, бережного отношения к природе.
Общие знания и умения: Приобретение навыков абстрактного мышления, понимания, каким образом идеи могут отображаться в сказочные образы и персонажи.
УРОК ПЕРВЫЙ
I. Сообщение темы урока.
II. Виды огня
Славянская мифология по своему разнообразию не уступает греческой или скандинавской. Выстраивая свои отношения с окружающим миром, наши предки наделяли душами предметы, растения, животных и даже стихии (землю, ветер, гром). В результате сложилось мировоззрение, в котором за каждое явление природы или местность отвечали свой бог или дух, а защитниками и помощниками выступали богатыри и мифические животные. (Часть вступительных материалов можно позаимствовать из урока «Живой мир славянской природы». На нем подробно разбирается весь славянский пантеон - http://pedsovet.su/load/183-1-0-4666 ).
Но особо древние славяне почитали огонь. Он воспринимался как живое существо, которое рождается, живет, размножается, «разбрасывая мальчиков», стареет и умирает. У него есть язык, которым он лижет печные камни. Он ест, пьет, спит, когда его гасят, ходит по земле, говорит, гневается и мстит, когда с ним обращаются непочтительно.
Различалось четыре вида огня.
Живой или новый огонь добывался первобытным способом – трением двух кусков сухого дерева. Он считался очистительным, и во время падежа или эпидемий через него прогоняли скотину и перешагивали все жители селения.
Вторым по степени священности был огонь, высекаемый из огнива. Его разжигали в особо торжественных случаях, например, для приготовления свадебной пищи.
Славяне верили, что небесный огонь, возникший от удара молнии, нельзя потушить водой. Поэтому такие пожары гасили молоком от черной коровы, квасом или яйцами.
Обыкновенный, повседневный огонь поддерживался с помощью тлеющих углей. Но даже ими крестьяне неохотно делились друг с другом, считая, что с углями или тлеющей головней из дома может уйти удача и достаток.
III. Персонификация огненной стихии
Отцом огня считался небесный бог Сварог, а потому он часто назывался Сварожичем. Но у этой стихии были и другие воплощения.
Например, божество древних славян – Семаргл, считалось покровителем приношений жертв огню и выполняло роль посредника между богами и смертными. Иногда его изображали в виде собаки с крыльями.
В книге Александра Богаделина «Кикимора и другие» за огненную стихию отвечает Змий Огненный. В отличие от Змея Горыныча, жившего на земле, он относится к небесным божествам и в момент повествования является помощником бога Велеса.
Полет Огненного традиционно сопровождается гулом, громом и молнией, а также сильным ветром, переходящим в ураган.
Но кроме всего прочего, Огненный Змий являлся воплощением необузданного влечения. В обличье прекрасного юноши он проникал в дом к девице или вдове и охватывал ее душу такой страстью, что она больше не могла оставаться с простыми смертными. Дальнейшая жизнь таких женщин весьма печальна – они погружались в вечную тоску по своему возлюбленному и остаток жизни посвящали его поискам.
IV. Велес
Другой главный герой историй, которые мы услышим на сегодняшнем и следующем уроке – это бог Велес. Его жизнь условно можно разделить на небесный и земной периоды. И сразу отметим, что в верхних сферах ему не очень везло.
Вначале жена – Ясуня, влюбилась в Чернобога и родила летучих Змеев. За что была отправлена на землю и лишена молодильных яблок, превратившись в Бабу Ягу.
А потом он и сам у Перуна (Бога-Громовержца), пока тот бился с драконом, увел жену Диву. Возвращение мужа, как всегда, было неожиданным. В незамедлительно последовавшем поединке Велес был побежден и вослед за бывшей женой отправлен на землю. В его новые обязанности входил надзор за природой и поддержание в ней порядка и гармонии.
По преданиям, жил бог на земле в Граде Китеже, куда и была перевезена его библиотека мудрых книг, наиглавнейшей из которых является «Велесова книга».
V. Змий Огненный
А теперь послушаем историю жизни Змия Огненного и новую версию появления на свет русских богатырей – Вольги и Садко.
Далее следует чтение пятой главы из книги «Кикимора и другие…» - «Змий Огненный» (http://proza.ru/2008/05/18/400).
ЗМИЙ ОГНЕННЫЙ
Как-то раз ввечеру собрались у Бабы Яги духи леса Заповедного сказ о временах стародавних послушать. Молодые чертята давно уж к ней подступались – расскажи, мол, да расскажи, как на свете этом богатыри появилися. И решила Яга историю Змия Огненного поведать. Когда тот молодым еще во дворце Велеса залом хранительным заведовал, а не как сейчас с Перуном Громовержцем по небесам летал.
Занятие у него не хитрое было – за книгами мудрыми следить да пыль звездную с них смахивать. Времени это совсем ничего занимало, а потому часто он в селения земные наведывался. Много в нем силы мужской скопилося. Бывало, обернется красавцем, в город войдет, и все девицы встречные по нему сохнуть начинают. Но ежели дело до чего большего дойдет, то горе горемычное той избраннице выпадет.
Всю жизнь оставшуюся, бедная, Змия этого в других молодцах искать будет. Да только где ж его среди смертных найти-то можно. Чай, один такой Огненный пока уродился. Правда, и он всегда отблагодарить избранницу не забывал. Невидимым обернется, вокруг дома ее кольцом уляжется и богатства притягивает. Так что дева тоже в накладе не оставалася и утешение немалое получала.
Все бы шло своим чередом, да только по весне Лада богов на пир невиданный пригласила – медом небесным да яблоками молодильными попотчевать.* Порешил Велес, что Змию и так силу свою девать некуда, и без яблок он вполне прожить сможет. Вот и оставил его дворец небесный сторожить, с просьбами и жалобами разбираться.
Обиделся Огненный, что стороной его обошли, но виду не подал и, как всегда, с утра обязанности свои первостепенные выполнять принялся. Веничком Книги мудрые почистил, шкатулку протер и пойти уж в залу главную собрался. Только стало ему интересно, что же Велес в шкатулке той прячет и даже ему об этом не сказывает.
Долго он в сомнениях пребывал, стоит ли запрет бога всемогущего нарушать, но любопытство молодецкое все-таки верх взяло. Уговорил Змий себя, что только глазком одним внутрь заглянет и более ничего делать не будет. А когда замок волшебный на заклинания его поддаваться не захотел, азарт охватил головушку непутевую. Открыл он таки шкатулку заветную, а в ней пузырек с водицею прозрачною лежит, и более ничего не имеется. Ему бы глупому закрыть все обратно да на место вернуть, только, кто ж на полпути останавливается. Порешил он водицы той из склянки испробовать. Глоток один, думает, и не заметит никто.
Выпил Огненный и не почувствовал ничего. Подивился этому, но испробовать более не решился. Крышечку к пузыречку притер, в шкатулку спрятал да и дальше пошел делами дневными заниматься.
***
На следующий день Велес владения свои обходил. И как в зал хранительный зашел, сразу почувствовал – порядок в чем-то нарушен был. Стал он десницу к сокровищам прикладывать. Книги мудрые все теплые, некасаемые лежали, только шкатулка одна холодная стояла. Открыл он её и сразу понял, что в отсутствие его приключилося.
Вызвал Змия Огненного слово держать, кто это отпить из склянки заветной осмелился. Да тот и не отпирался долго. Признался, что глоток один и сделал всего. Но и это посчитал Велес деянием непростительным и наказал хранителя нерадивого.
Отправил он Змия на земле пожить да над проступком своим подумать. А чтоб раздора тот в жизнь местную не вносил, ожениться повелел. И времени всего полгода дал. Ну а ежели не сумеет он суженую в срок отведенный сыскать, в ужа ползучего обратится.
Обрадовался Огненный, что легко так отделаться смог, и Велес ничего позаковыристей придумать не удосужился. Дела сдал и Дворец хрустальный, на горе высокой стоящий, обживать отправился. Только не знал он, что из склянки невзрачной сурью небесную испробовал.* Мудрость владетелю своему давала она, и отведавший ее обратную сторону вещей видеть начинает.
По началу Змий и не заметил ничего. Как с жилищем новым освоился, сразу во все тяжкие пустился. Только чувствует вдруг – скучно ему на день следующий с девицами становится. От иных и вовсе сбегать стал, богатством одаривать забывая.
Стало его тянуть на темы философские поговорить. А девицы, как услышат речи непонятные, думают – переутомился милой, и сразу морсом клюквенным отпаивать норовят. И уразумел тогда Огненный, что жена ему не только красивая, но еще и умная нужна.
Месяц прошел, другой закончился. Змий немного беспокоиться начал. Пробовал вместо смертных с девами водяными и кикиморами встречаться. Да только и здесь то же самое приключалося.
А еще Велес масла в огонь подливал. Заглянет, бывало, во Дворец хрустальный. Как дела – интересуется, скоро ли свадьбу играть будем, спрашивает. Огненный все от ответа увиливал, только чего ж от бога небесного скрыть-то можно. А под конец тот участливо и спрашивает, присмотрел ли местечко, где в шкуре ужовой ползать собирается.
Страшно Змию стало от слов этих, и бросился он с силой утроенной суженую искать. Уговаривать себя пробовал, мол, не должна жена, мужу подобно, мудрой быть, для другого совсем она надобна. Только более трех дней и этот уговор не действовал.
И пришла тогда ему в голову мысль светлая. Мудрую жену надо там приискивать, где она мудрость свою проявить может.
Только легко дума думается, да не скоро дело делается. Где ж это проявление искать надобно?
– И ко мне, сердечной, советоваться прилетал, – Баба Яга погладила Кота Баюна, пригревшегося у нее на коленях. – Только чем я ему, Старая, помочь могла. Коли он мудрости божественной вкусил и сущность женскую насквозь видел.
***
Отчаялся Змий совсем. Лапки лягушечьи есть пробовал – к участи ужовой приноравливался.
А тут Велес в очередной раз заглядывает и меж всего прочего и говорит. Мол, Школу его, где боги да духи обучаются, заканчивает дочь Царя Морского – Василиса Премудрая.* И аккурат через три дня диспут выпускной состояться должен. Не хочет ли Змий способности свои в последний раз проявить.
Порешил Огненный, что терять все равно уж нечего – до срока конечного неделя оставалася, и в Школу Велесову полетел.* Вдруг невозможное случится, и Премудрая еще и Прекрасной окажется.
Нашел он поляну, где Василиса диспут свой о Яви и Нави вела, уселся в сторонке и слушает. А сам про себя на роль жены ее примеряет. Может, она, конечно, и умная очень, думает, но и покрасивше попадалися. Из всех украшений – цветочки полевые, в волосах заплетенные, да и под платьем широким, что скрывается, понять затруднительно.
Только вдруг выходит на поляну дева, на Василису ту очень похожая, и рядом со Змием усаживается. Одеяние из трав блестящих все тело стройное обтягивает, румяна в тон платью положены, а ресницами взмахнет, того и гляди – улететь может.
Забыл Огненный сразу, зачем в Школу Велесову явился. Но на душе скребло все-таки. Ежели и на этот раз обманется, то путь один и останется – в шкуре ужовой век свой оставшийся коротать.
А диспут тем временем к концу подходить стал. Никто Премудрую переспорить не смог, и ее уж досрочно победителем объявить собираются. Только Змий слово молвить испросил, и о четырех ступенях приближения к Побуду размышлять принялся.*
Как при этом он и с Премудрой беседу вести умудрился, и с сестрицей её об ужине сговориться, одним небесам ведомо. А вскорости, время, для диспута отведенное, к концу подошло, и боги судейские на совещание отправились. Тут и выяснил Змий, что сестрицу тоже Василисой кличут, только Прекрасною. Очень она за Премудрую переживает, ибо не переживет та поражения своего.
Вернулись боги на места свои и решение огласили. Победил в диспуте молодец прекрасный, что последним слово перед всеми держал. У Василисы Премудрой слезы из глаз в два ручья хлынули, и понял Змий, что обеих сестричек зараз потерять может.
Выступил он вперед:
– Не могу, – говорит, – награду эту принять. – Вкусил я сурью небесную, мудрость дающую. А посему победителем признать следует Василису свет Премудрую, звезду нашу восходящую.
Подивились боги честности такой и в награду желание его невеликое исполнить обещали. Но Змий только отужинать с ним Премудрую попросил, ежели воля её на то будет.
Сестрички от радости по поляне прыгали и, конечно же, Огненному согласие свое дали. Обернулся он Змием летучим, а Василисы голубкой да лебедью белой, и во Дворец хрустальный полетели.
А как съедено да выпито немало уже было, понял Змий – не получается у него из двух Василис одну суженую себе выбрать. Но может не стоит в одной сосредоточение всех добродетелей искать, и пусть на двоих разделено все будет. Ум по большей части – отдельно, красота преимущественно – отдельно.
Да и предложил сестричкам замуж за него обеим идти.
А те и так от него без ума были. Премудрая – за то, что в диспуте ее победить смог, а потом от победы сам отказался. А Прекрасная – за манеры его обходительные, да и силу мужскую великую сразу в нем учуяла.
Велес на это побурчал, конечно, но согласие свое дал-таки. Очень уж не хотелось ему Змия Огненного в ужа ползучего обращать. Только, чтоб пример дурной богам да смертным не подавать, свадьбу эту тайной повелел сделать.
С тех пор и жили они в Замке хрустальном на горе высокой. То диспуты умные вели, то развлечения всякие придумывали. А как срок пришел, родились сыновья могучие – Вольга да Садко – богатыри будущие.* Воспитали их в силе и храбрости, да про совесть и честь, чтоб всегда помнили.
Но пришла пора сыновьям гнездышко родимое покидать, по белу свету идти, путь свой земной торить. На пир прощальный сам Велес пожаловал и не просто так, а с подарками. Одарил он Вольгу конем могучим да кольчугой непробиваемой, на небесах кованной. А Садко гуслями волшебными, что море успокаивать могли. Видать, знал, что в жизни не раз они его выручат.
Радовались Василисы со Змием детям своим, только не знали они, что Велес в мед зелье забвения подмешать успел.
Выполнил Огненный в Книге судеб ему предначертанное, и на небеса срок возвращаться пришел. Но знал Велес не понаслышке – лучше зельем опиться, чем жизнь оставшуюся жен прекрасных таких вспоминать. А Василисам забвенье – чтоб не померли от тоски по мужу своему. Но, видать, любили его они сильно, коль с тех пор по свету всему ищут. Только найти, вот, нигде не могут.
Закончила Баба Яга сказ свой, смотрит, притихли духи чего-то. Один Кот Баюн мурлыканье свое продолжает. Только видит – у русалок с лешачихами глаза прямо огнем горят, а мужья их с чертями угрюмые сидят. И поняла она, историй таких поменьше рассказывать надобно. Не ровен час, начнут жены от мужей своих требовать, чтоб все они на Змия Огненного походить начали. А те, в свой черед, Василисами их обернуться попросят. Мирить потом всех замучаешься.
VI. Комментарии
По ходу чтения отрывка рекомендуется прокомментировать несколько эпизодов:
1. …по весне Лада богов на пир невиданный пригласила…
Лада – одна из первых богинь. Вместе с Родом она появляется в мире в момент его творения и помогает ему рассеять мрак.
Покровительница брака и веселья. Символом ее является перстень, а имя иногда переводится как «охраняющая».
Каждую весну в небесных чертогах богини проходили пиры, где собирались все боги, чтобы отведать живой воды и молодильных яблок.
2. …да яблоками молодильными попотчевать.
В Ирии – славянском рае, растет Мировое дерево. На нем зреют особенные молодильные яблоки, позволяющие сохранять молодость и оставаться прекрасными.
Данные яблоки входили в постоянный рацион небесных и некоторых земных богов и всегда были предметом вожделения смертных.
3. …из склянки невзрачной сурью небесную испробовал.
Сурья – особенный медовый напиток, настоянный на целебных травах. Согревал людей во время великих холодов (ледникового периода) и по преданиям был принесен смертным молодым богом Крышенем.
Различают сурью для богов, духов и смертных. Небесная сурья, помимо всего прочего, дает мудрость ее обладателю.
4. Мол, Школу его, где боги да духи обучаются, заканчивает дочь Царя Морского – Василиса Премудрая.
Василиса Премудрая и Василиса Прекрасная – самые знаменитые героини русских народных сказок. Они наделены не только красотой и умом, но и чародейской силой.
В классической интерпретации – Василиса Премудрая была дочерью Морского царя и могла оборачиваться сизой голубкой. А из жизни Василисы Прекрасной широко известен эпизод похищения ее Кощеем и превращения в лягушку. Злые чары спали только когда Прекрасную в таком виде полюбил Иван-царевич и даже женился на ней.
5. …и в Школу Велесову полетел.
У духов Заповедного леса имелась двухступенчатая система образования.
Дети обучались в лесной Школе, а высшие знания постигались в Школе Велеса. При обучении в лесной академии широко использовалась практика средневековых европейских университетов, в частности, диспуты между духами.
Лучший выпускник Школы Велеса зачислялся в штат помощников бога всего живого на земле.
6. …о четырех ступенях приближения к Побуду размышлять принялся.
Славяне выделяли Явь – явленный мир, и Навь – мир посмертный. Человек в своей жизни движется от Яви к Нави. Но правильным считалось придерживаться на этом пути Прави – законов, управляющих миром и данных Родом, Велесом и Колядой.
Путь Прави предполагал четыре ступени.
Первая – служение близким и обществу. Большинство людей так и оставались на ней.
Вторая ступень – постижение знания. Ведомый Учителем, человек познавал законы бытия и постигал, что есть непознаваемое, беспредельное, и причину этого Мира.
Третья ступень – обладание знаниями духовными. Человек избирал духовного наставника и становился послушцем. Он изучал Веды, овладевал звездной наукой и духовными дисциплинами, а также тем или иным волшебным искусством.
Пройдя третью ступень, ученик становился волхвом, чародеем, волшебником или жрецом.
Четвертая ступень – наивысшая. Человек достигал стадии Учителя Учителей или Пробужденного. Славяне его называли также Побудом. Он несет слово и волю богов людям.
7. …Вольга да Садко – богатыри будущие.
Вольга и Садко – герои русских былин и сказок.
Вольга – воин и чародей, умел оборачиваться птицей, рыбой и зверем лесным (серым волком). А Садко так играл на гуслях, что не только на земле, но и под водой все пускались в пляс.
VII. Вопросы о прочитанном:
1. Каким образом Велес определил, что Змий Огненный испробовал небесную сурью?
2. Какое условие поставил Велес Змию Огненному на земле? Какое полагалось наказание в случае его невыполнения?
3. Как Змий Огненный готовился к своему новому облику?
4. Почему Змий Огненный смог победить в диспуте Василису Премудрую?
5. Что подарил Велес детям Василис и Змия Огненного – Вольге и Садко?
УРОК ВТОРОЙ
I. Вступительная часть
На предыдущем уроке мы услышали историю земной жизни Змия Огненного. Выполнив свое предназначение, он вновь вернулся на небеса, но на последнем пиру Велес подмешал в мед зелье забвения, чтобы ни он, ни его жены, ни дети, ни мучались воспоминаниями о совместной жизни.
Но иногда Огненный все-таки спускался с небес, чтобы помочь Велесу в земных делах. И в одном таком путешествии они встречаются с Лешим Задумчивым.
По поверьям славян, Лешие следили за живностью и деревьями на вверенной им территории и наказывали тех, кто без надобности губит природу. Чаще всего с ним имели дело охотники и пастухи, которым он помогал пасти скот и загонять дичь. Пастухи, например, заключая с лесным хозяином договор, читали заговор, запирали замок на ключ и бросали его через плечо в лес.
Леший мог принимать различный облик - бесхвостого медведя, ягненка, коня, кота, совы или даже гриба, и легко менял свой рост: в поле ниже травы, а в лесу выше деревьев. Но мог он также обернуться стариком с длинной бородой, или голым человеком, но в лаптях, надетых не на ту ногу.
II. Продолжение истории про Змия Огненного
Читается двадцать шестая глава из книги Александра Богаделина «Кикимора и другие…» - «Велес, Задумчивый и Змий Огненный» (http://proza.ru/2009/10/28/1178).
ВЕЛЕС, ЗАДУМЧИВЫЙ И ЗМИЙ ОГНЕННЫЙ
Собрались как-то духи леса Заповедного вкруг избушки Бабы Яги и упрашивать её принялись. Продолжение истории Змия Огненного поведать.
Но Старая сказ свой издалека начала.
– Издревле повелось, Велес – бог, за порядком земным следящий, владения свои дозором обходит. Проверяет, усердно ли лешие о лесах заботятся, да водяные в чистоте ли озера с реками содержат. И облик он в странствиях этих любой принять может. Старца ли седовласого, зверя ли бегущего иль птицы летящей.
Горе тому, кто странника встретит неприветливо и трапезу разделить не предложит.* Недоля черная в гости к нему пожалует да так и останется навсегда. Хозяевам же гостеприимным Велес о нитях судьбы поведать может и будущее открыть. Только слова эти услышать и от других отделить уметь надобно.
Посмотрела Яга на Лешего Тихона, Кота Баюна, на коленях ее примостившегося, погладила и дальше сказ повела.
***
Собрался как-то Велес леса дальние проведать, что у гор высоких лежат. Посмотреть, справно ли духи местные службу несут, да в источниках целебных заодно искупаться. И упросил его Змий Огненный с собой взять. Хоть и крепко зелье забвения память его держало, тянуло Огненного с небес спуститься да по земле цветущей погулять.
Так и пошли они. Старец седовласый путь держит, на посох дубовый опирается. А за ним молодец в кольчуге с мечом булатным поспешает.
Любил Велес в странствиях своих деревом, одиноко стоящим, полюбоваться да о природе сущего про себя поразмышлять. Но быстро Змию в тишине идти наскучило, и подступился он к богу с расспросами.
– Вот, ежели у лешего с русалкой любовь великая случится, то на кого дети их похожи будут? И почему звери, птицам подобно, летать не могут?
Осерчал старец на попутчика болтливого и проучить малость решил.
Раздался вдруг треск кустов поломанных, и выполз из леса пред ними дракон свирепый. Землю когтями роет, дым из пасти валит – того и гляди, набросится. Не растерялся Огненный. Змеем летучим к облакам взмыл и на ворога с небес налетел. Пламенем жарким полыхнул и, Велеса прикрыв, на землю опустился. Глядит, исчез дракон, будто и не было. Одна трава выжженная у опушки дымится.
Велес Змия за храбрость похвалил и к проплешине обугленной направился. Стукнул посреди её посохом дубовым, и вмиг место то травой молодой заросло.
Чудно стало Огненному. Что за зверь такой объявился пред ними и куда так быстро исчезнуть мог? Но успокоил его бог, мол, дракон это местный. Мирно в лесу соседнем с незапамятных времен живет. Только есть у него странность одна – страсть как болтунов не любит. Как заслышит такого, сразу проглотить норовит.
Понял Огненный, что Велес пошутить над ним вздумал. Насупился и дальше молча побрел.
Только не заметили они, как мышка-норушка близ места того бежала. Хвостиком сереньким махнула и уголек небольшой в сухостой закатила. Сперва один, а за ним другой стебелек тлеть начал. А вскоре пламя по траве вовсю заскакало и к деревьям лесным подступилося. Разбросал огонь по ветру детишек своих, а те и рады по веткам да кронам наперегонки бегать.
***
В лесу том Леший по прозвищу Задумчивый жил. Пока Огненный с драконом разбирался, сидел он на берегу заводи небольшой, ноги в воду прохладную свесив. Мальки несмышленые вкруг него хороводы водили, солнышко, сквозь кроны дерев пробиваясь, зайчиками по траве да листьям играло.
Но фырканье знакомое тут раздалось, и круги по воде во все стороны пошли. А в центре кругов этих голова Водяного местного показалась.
– Все сидишь? – Лешего строго так спрашивает.
– Сижу, – безмятежно тот отвечает.
– А лисенок, между прочим, лапку сломал, – не унимался Водяной.
– Вылечил, – Задумчивый бросил в воду небольшой камешек, на мгновение распугав мальков.
– А ветер вчера три дерева повалил.
– Убрал.
– А...
– Сделал, – не дал ему закончить Леший.
Водяной, недовольно фыркнув в ответ, скрылся под водой, но вскоре появился вновь.
– Жениться тебе надо, – неожиданно сменил он тему.
– Зачем? – удивился Задумчивый.
– Ну, как зачем? Детишки пойдут.
– А сам-то чего один плаваешь? – Леший потянулся и сорвал травинку.
– Молодой я еще.
– Вот и мне одному хорошо.
– Ненормальный ты. Одно слово – Задумчивый.
Фыркнув на прощание, Водяной обернулся щукой и уплыл вниз по течению.
***
Как увидели Велес с Огненным дым над деревьями, сразу назад бросились. Глядят, Леший местный в одиночку с огнем сражается. Да только языки огненные уж сплошной стеной пошли, и сразу видно было – не справиться ему с ними.
Велес Змия к Перуну послал, чтоб туч дождевых побольше прислал. А сам живность лесную спасать бросился. Но пока Огненный на небеса летал, пока духи горные тучи гнали, сгорел лес подчистую.
Сидит бог на опушке, думает, что с пожарищем делать, да и Леший по их вине без удела остался. Решил он к нему в гости сходить, посмотреть, чем бедолаге помочь можно. А тот, как владения свои бывшие обошел, сразу землянку вместо шалаша сгоревшего рыть принялся.
– Такой не пропадет, – одобрительно Велес подумал. Заговаривать с ним не стал и Водяного местного проведать отправился.
***
– Не обгорел? – Задумчивый сел на обуглившийся пенек на берегу заводи.
– Чуть-чуть не сварился! – Водяной, как всегда фыркнув, появился на поверхности воды.
Заметил Леший сразу – изменился друг его сильно. Шкура блестит – будто новая, а местами переливается даже. Но вида не подал и на переживания великие списал.
– Подожди, я тут спас кое-кого, – нырнул тот под воду и вытащил из-под корня ивы полевую мышку.
– Так ты ж утопил её, – Леший взял в руки серый комочек.
– Все лучше, чем сгореть.
Неожиданно мышка слабо дернула хвостиком.
– Жива! – обрадовался Задумчивый и начал приводить её в чувства.
– Как думаешь, от чего лес сгорел? – спросил он через некоторое время
– Жара вон какая стоит, – Водяной подплыл к самому берегу. – Одной искры достаточно. Ты лучше о другом думай. Без леса источник Живительный захиреет совсем.
– Как захиреет? – испугался Леший. – А как же река великая, из него начало берущая?
– Река-то может и останется, только вот корня у ней совсем не будет. А сам знаешь, коли дереву за землю держаться нечем, от ветра сильного и упасть оно может.
Задумчивый растерянно оглядел почерневшие стволы, обступавшие речку.
– И делать теперь чего?
– Лес вокруг источника вырастить надо, – Водяной выбрался на берег и уселся рядом с Лешим.
– Так это ж двадцать земных лет понадобится!
– Вот и я о том же толкую. К Велесу идти надобно. Только ему под силу чудо живительное сотворить.
Долго еще Водяной с Задумчивым сидели на берегу заводи, обговаривая будущее путешествие, а вокруг них бегала, выискивая в обгорелой земле семена, мышка-полевка.
– Подумать надо, – закончил разговор Леший и, спрятав в ладони спасенного зверька, пошел доделывать крышу землянки.
Безрадостную картину представлял некогда могучий лес. Ни птиц, ни зверья, и только смертники в вышине, высматривающие зорким взглядом добычу.
Около своего нового жилища Задумчивый неожиданно встретил Взъерошенного – лешего из соседнего леса.
– Все сгорело? – участливо поинтересовался тот.
– Как видишь, – буркнул Задумчивый, выпустив из ладони мышку.
– Перебираться не думаешь?
Леший сразу понял, к чему клонит сосед.
– Не бойся, тебя не потесню.
– Вот и хорошо! – сразу обрадовался Взъерошенный. – Если чего надо – заходи.
И, развернувшись, пошагал в сторону своего дома.
– Мог бы и деревьев упавших подбросить, – подумал, глядя ему вслед, Задумчивый. – Ладно, как-нибудь сами управимся.
***
Возвернулся Велес на опушку, а тут и Змий Огненный прилетел. Поведал ему бог о решении своем – лес сгоревший возродить. Только дело это сосредоточения требовало, а потому решил он Змия с Задумчивым погулять ненадолго отправить.
– Поручение тебе имеется, – Огненному говорит. – Водяной местный пожара испугался и к родственникам дальним сбежал. Так что придется тебе им обернуться и с Лешим окрест побродить.
Змий сразу возражать бросился. Дескать, и он помочь лес растить может.
Но бог его слушать не захотел.
– Стой, – говорит, – смирно. Обращать буду.
Дотронулся посохом до Огненного, и сразу тот шкурой и водорослями оброс.
– Так-то оно лучше, – Велес оглядел новоиспеченного Водяного. – Только молод ты больно получился. Местный-то постарше чуток был. На вот, тулупчик накинь – не так заметно будет.
Змий подозрительно оглядел одеяние.
– Подумаешь, воняет немного. Не век в нем ходить будешь. Месячишко, другой – не больше.
Огненный, как услышал, сколько в шкуре ходить придется, взмолиться хотел. Но Велес уже к лесу погоревшему направился.
– Некогда мне тут с тобой разговаривать – дело делать надобно. Иди, в омут полезай. Да не забудь рыбой почаще оборачиваться. Водяные по суше долго ходить не могут.
***
Задумчивый подошел к дому Взъерошенного. Из-за двери сразу же высунулась голова лешонка.
– Папу позови.
Появившийся леший вопросительно уставился на гостя.
– Я того, отлучиться мне надо, – не зная как сказать, начал Задумчивый. – Ты уж посмотри за тем, что осталось.
Взъерошенный с облегчением вздохнул.
– Посмотрю, конечно, посмотрю. Лешонка каждый день посылать буду. А надолго ты?
– Да как получится. Водяного тоже не ищи, он со мной пойдет.
Сосед удивленно посмотрел на Задумчивого.
– Куда это вы собрались?
– Посоветоваться сходим, как лес новый взрастить, – туманно ответил тот.
– И то дело, – около Взъерошенного появился сынишка.
– Пап, – дернул он его за руку.
– А может, и впрямь жениться да детишек завести, – подумал Леший, возвращаясь к себе. – Вот лес подрастет, а там видно будет.
***
Мышка, угол землянки облюбовавшая, ни за что одной оставаться не захотела. Так и пришлось Лешему для нее еще один карман к дорожной суме пришивать.
Как все готово было, присел он на дорожку, вход в землянку завалил и к Водяному отправился. Обещал тот у родственников своих поспрашивать, куда путь держать надобно.
А спутник его уж сам у омута дожидается. Подивился Задумчивый, чего это он посреди жары в тулуп вырядился. Но Водяной только буркнул в ответ, мол, надо так, и вдоль речки зашагал.
Сразу Задумчивый заметил – странный какой-то друг его стал. Даже, что вчера было, не помнит совсем. Стал он к нему с расспросами подступаться. А тот и говорит. Как после пожара тучи над лесом сгустилися да гроза началась, молния одна аккурат в омут его угодила. И так всего перетряхнуло, что память враз и отшибло.
Посочувствовал Леший другу своему и не мучил воспоминаниями больше. Но беспокойство его взяло. Вдруг Водяной от молнии и дорогу их позабыл. Но успокоил его тот – к родственникам он уже после ходил и путь к Велесу хорошо помнит.
***
Огненный поначалу все отмалчивался. Сильно расстраивался он, что в шкуре пахучей пешком тащиться неизвестно куда приходится. Да и жарко ему в тулупе под солнцем идти было, а потому, как речку иль озерцо какое увидит, сразу в воду залезть норовил, поостыть малость.
Только Задумчивый славным Лешим оказался. Так слово за слово и разговорились они. Порой за спорами своими в такие места непроходимые забредали, что с трудом превеликим обратно выбиралися.
Но Леший бездомный – гость не больно желанный. Мало кому уделом собственным, в кормление и надзор полученным, делиться хочется.
Лесовик один, видать, впечатлительный очень, сначала тропинки все запутал-перепутал.* А потом и вовсе с кулаками набросился. Огненный, не задумываясь, лапой, которая теперь рукой была, махнул слегка. Попридержать задиру хотел. Только силу, похоже, не рассчитал. Отлетел лесовик к дереву соседнему и в беспамятство впал. Задумчивый сразу в чувства его приводить бросился, а после Водяного ругать принялся:
– Ты что там, в омуте, по ночам деревья что ли тягал. Силищу накопил, девать некуда.
Оправдывался Огненный, что нечаянно это у него вышло, и впредь обещал руки не распускать.
Стали они после случая этого дома да землянки лесовиков стороной обходить и опушки все больше держаться. Чего народ зря беспокоить.
Но, слава Велесу, не все лешие такими оказалися. Раз шли они мимо леса большого. Так хозяин местный сам их нашел и в гости пригласил. Как узнал он, отчего Задумчивый с Водяным в путь дальний двинулись, сразу пожить у себя предлагать стал.
– Места всем, – говорит, – хватит.
Испугался Огненный, вдруг Задумчивый согласится. Велес велел его назад обязательно привести. Но тот, к радости Змия, тверд в стремлении своем оказался. Поблагодарил лешего сердечно, и дальше они в путь отправились.
***
Чем дальше шли, тем больше сомнений у Задумчивого появлялось. Может, забыл Водяной все-таки дорогу правильную. Казаться Лешему стало, по кругу большому они идут.
Заставил он спутника своего в точности повторить, что ему родственники сказали. А тот в толк никак не возьмет, чего это Леший так беспокоится. Сказано же было – десять дней прямо идти, потом направо у речки петляющей повернуть. А потом еще пару раз направо свернуть, и дорожка к дворцу Велеса прямо и выведет.
– Как же это, в одну сторону все время поворачивать? – не унимался Задумчивый. – Чего-то ты неправильно объяснения понял.
Пришлось Змею согласиться, что, для верности, духов встречных поспрашивать надобно.
И увидели они вскоре старца седовласого. Идет не спеша, на посох дубовый опирается. Обрадовался Огненный – сам Велес навстречу им шествовал.
– Вот у него, – говорит, – и спросим.
– Не так просто дворец бога земного найти, – старец им отвечает. – Часть пути только мне ведома, а дальше духа другого спрашивать придется.
И направил он их в лес Заповедный к Бабе Яге прямиком, а сам дорогой своей дальше отправился.
Расстроился Змий, что мучения его не закончились ещё. Но с богом спорить – себе дороже выйдет. Сказано – в лес Заповедный идти, значит, так тому и быть.
***
Раз заночевали путники на берегу озера небольшого, что вдалеке от дорог проезжих лежало. Просыпается Задумчивый утром, а Водяного и след простыл. Ну, думает, окунуться пошел, выплывет сейчас. Только солнце уж высоко подняться успело, а его все нет и нет.
Свистнул Леший призывно. Водяной завсегда на свист этот откликался. И впрямь, круги по воде сразу пошли, и из озера русалка молоденькая вынырнула. Посмотрела на Лешего молча и вновь под водой скрылася.
Чудно стало Задумчивому. Может, думает, случилось чего. Свистнул еще пару раз и сам в озеро полез. Глядит, а друг его с девами водяными пирует вовсю.
Местный хранитель уж совсем старенький был и летом прошлым на покой отправился. А кого ж в глухомань такую зазовешь. Вот и ублажали русалки Огненного как могли, в надежде, что в озере их останется.
Стал Леший спутника своего укорять, что забыл тот, зачем в путь двинулись. А тот в ответ, мол, чего спешить. Отдохнем недельку-другую и дальше дорогой своей пойдем. Русалки и Задумчивого остаться уговаривали. Много окрест кикимор да лешачих одиноких жило. Может, и ему со второй половиной повезет.
Решил Леший счастью друга не препятствовать и одному дальше идти. Поблагодарил сердечно дев озерных и собираться пошел. Но только пожитки в суму дорожную положить успел да мышку-полевку в карман посадил, как ветер силы невиданной налетел. Деревья, аж до воды самой клонятся, а озеро все ходуном ходит. Водяной сразу из него, как ошпаренный, выскочил и сам уже Лешего торопить начал.
Подивился Задумчивый, чего это он решение свое вдруг переменил, но с расспросами приставать не стал. Да и Водяной все больше молчал и только вздыхал горестно.
***
И лежал их путь чрез леса около гор дальних. Смотрят, на полянке небольшой – богатырь, по плечи самые в землю закопанный. И, видать, давно он уж так маялся, что с устатку заснул малость.
Пока Задумчивый с Водяным вкруг головы кругами ходили да думали, как молодца откопать, появилась на поляне дева пригожая. Защемило сразу сердце у Огненного. Вспомнил он, что Василисой её кличут, только видел где, никак припомнить не мог.
А дева и впрямь Василисой Премудрой оказалась. Велес её за землями предгорными надзирать поставил. Рассказала она путникам, отчего смертный в землю по плечи угодил. Князь, видать, награду великую положил тому, кто Змея Горыныча победить сможет. Вот и потянулся народ в горы за удачей своей.
Но Горыныч зла на воинов не держал. Лапой в землю вобьет и дальше летит.* Откапывать уж замучались.
Достала Василиса ларец невеликий и Лешему с Водяным подальше отойти велела. А то пара молодцов, на все руки мастеров, что в сундучке том сидят, землю от усердия во все стороны разбрасывать норовят.*
Но не пришлось ей ларец свой раскрывать. Выехал на поляну богатырь в доспехах небесных. Не сбавляя хода, руку правую протянул, бедолагу за шкирку из земли выдернул и позади себя на коня могучего посадил. Огляделся кругом, нет ли еще горе-вояки закопанного, и дальше неспешно дозором поехал.
Обрадовалась Премудрая, что все само собой разрешилося. И не надо теперь драконоборца очередного к смертным везти. Путникам дорогу к лесу Заповедному указала и тоже по делам своим отправилась. Не узнала она Змия Огненного в шкуре его.
Всю дорогу оставшуюся Змий вспомнить пытался, где Василису и богатыря в доспехах небесных видеть он мог.
Задумчивый друга не беспокоил. Думал, расстраивается Водяной ещё, что с русалками побыть не удалось.
А Огненному видения казаться начали. То про ужа, по болотам ползающего, то про дворец хрустальный, на горе стоящий. Но к чему это все, никак он вспомнить не мог.
***
– Рано ли, поздно ли, только добрались путники и до меня, Старой, – Баба Яга дух перевела и молочка свеженького хлебнула.
Кот Баюн сразу слово своё вставить решил:
– А я, – говорит, – на опушке их встретил и до самой избушки проводил.
Потрепала Яга его по уху и дальше сказ повела.
– Хоть и много годков я на свете прожила, но духа, под шкурой другой спрятанного, завсегда отличить могу. Пока Леший в избушке обустраивался, отвела я Водяного в сторонку да рассказать все подробно заставила.
Так и пришлось мне, Старой, в подпол лезть. Муки набрала, тесто замесила да в печь поставила. А как испекся кругляш да корочкой твердой покрылся, гостям своим отдала. И идти вослед велела.
Пошли Леший с Огненным за Колобком катящимся. А тот веселым малым оказался. То песенки голоском тоненьким распевает, то загадки загадывает. Так за шутками и прибаутками и время незаметно пролетело.
Раз проходили они мимо леса густого. И заметил Задумчивый в кустах лешонка малого. Но, видать, испугался малец и наутек бросился.
Колобок и говорит, мол, здесь, на опушке, отдохнем чуток. Спутники его возражать не стали. Но только расположились под дубом молодым, как леший из леса показался. Задумчивый объясняться сразу бросился, что не потревожат они владения его и вскоре дальше в путь свой отправятся. Но пригляделся, а это сосед его – Взъерошенный. Поздравил тот путников с возвращением и историю чудную рассказал. Старца седовласого на пожарище часто видели, и деревья с травами не по дням, а по часам росли. И Задумчивому на владения его новые указывает.
Бросился Леший на радостях в лес свой новый. Сосенки да березки молоденькие стоят, птички с ветки на веточку перепархивают, дятел по коре клювом стучит, белочка рыженькая орешек грызет. Заплясал он от радости великой, а потом спохватился и назад на опушку бросился. Но нигде Колобка с Водяным видать уже не было.
***
Тучи на небе солнышко скрыли, и гроза летняя началась. Гром грохочет вовсю, молнии золотистые сверкают, дождичек живительный по листьям бьет. Проведал Задумчивый землянку свою, мышку-полевку из кармана выпустил и к Водяному пошел.
И только к речке подходить стал, как молния извилистая прямо в омут ударила. Бросился Леший друга своего спасать, а тот сам, отфыркиваясь, над водой появился. Но уже без тулупа своего неразлучного, да и постаревший чуток.
– Ну и шандарахнуло, – говорит. – А ты где столько времени пропадал? Гляди, какой лес кругом вырос.
Ничего Задумчивый ему про хождение свое не сказал. Обдумать сначала все хорошенько надо было. Как Велес о беде его узнать смог, да и с кем он по лесам и долам путешествовал.
***
Закончила Яга повествование, на духов притихших смотрит. И тут чертенок Зосима лапу свою тянет.
– Чего тебе, милой? – спрашивает.
– Бабусенька Ягусенька, – тот и говорит, – Неужели Велес Лешего за старания его не наградил?
Улыбнулась Старая, по рожкам чертенка погладила:
– Дар богов не сразу виден бывает. В лесу том источник целебный бить начал. И хоть за тридевять земель владения Задумчивого лежали, потянулись к нему духи из мест ближних и дальних. И кикиморы с русалками, и берегини, и ваш брат – черт, поселились. Так что встретил он вскоре половинку свою. И жили они долго и счастливо, и детишек куча народилась у них.
III. Комментарии
По ходу чтения отрывка рекомендуется прокомментировать несколько эпизодов:
1. Горе тому, кто странника встретит неприветливо и трапезу разделить не предложит.
Боги и духи часто, приняв человеческий облик, путешествовали по земле. И не встретивших их ласково и не предложивших им кров, ждало суровое наказание.
В белорусском фольклоре сохранилась быличка. Постучался как-то ненастной ночью в дверь незнакомец. Впустили его, обогрели, угостили. А это Леший оказался. В знак благодарности разрешил он коров на своих лугах пасти, а если не впустили – погибла бы скотина.
Гость у древних народов считался вестником судьбы. Оттого и старались хозяева как можно лучше встретить его и даже одарить подарками, чтобы отвести от своего дома беду и гнев небес.
2. Лесовик один, видать, впечатлительный очень, сначала тропинки все запутал-перепутал.
Леший может носить разные имена – Лесовик, Лешак, Лесной Хозяин, Водила, Сам.
3. Лапой в землю вобьет и дальше летит.
Хотя часто бой со Змеем Горынычем является центральным событием былин или сказок, само его протекание подробно не описывается. Однако существует одна повторяющаяся закономерность. Змей старается победить не оружием, когтями или зубами, а вбивает богатыря лапой в землю.
4. А то пара молодцов, на все руки мастеров, что в сундучке том сидят…
Двое из ларца одинаковых с лица – известные помощники в русских народных сказках. Они могли по приказу хозяина ларца перенести его в любой уголок земли или за ночь возвести целый дворец.
IV. Вопросы о прочитанном:
1. Каким образом Велес мог отблагодарить гостеприимных хозяев?
2. Отчего сгорел лес Задумчивого?
3. Почему Огненному Змию в образе Водяного пришлось еще носить и тулуп?
4. Как Змий Огненный объяснил Водяному потерю своей памяти?
5. Почему Змий Огненный не остался в озере у русалок?
6. Кого дала Баба Яга Огненному и Задумчивому в проводники?
Список методических разработок уроков по книге Александра Богаделина «Кикимора и Другие»
1. Урок «Живой мир славянской природы» по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (4-5 классы, модуль «Основы мировых религиозных культур»).
На уроке ученики получат представление о религии славян, мировосприятии наших предков, особенностях мироустройства в славянской мифологии.
Они познакомятся с основными богами славянского пантеона, духами, богатырями, мифическими животными, а также представлениями славян о природных стихиях.
http://pedsovet.su/load/183-1-0-4666
2. Методическая разработка урока литературы по теме «Кикимора-предсказательница» по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…» (2-3 класс – детский вариант, 5-6 класс – взрослый вариант).
На уроке ученики не только узнают увлекательную историю о том, как Кикимора решила стать великой предсказательницей, но и смогут попытаться проиллюстрировать услышанную сказку.
В рассказанной истории сделана попытка отойти от шаблонных представлений о славянских духах из мультфильмов и детских фильмов, ввести их в образный мир современных детей 8-13 лет.
http://pedsovet.su/load/28-1-0-3649
3. Методическая разработка урока литературы по теме «Любовь истинная и мнимая» (10-11 класс, внеклассное чтение, в двух частях)
Разбираемые на уроке сказки вполне могут послужить основой для серьезного разговора о проверке истинности чувств, качествах необходимых в семейной жизни и о том, как опора друг на друга помогает справиться с бедами.
http://pedsovet.su/load/28-1-0-3808
4. Методическая разработка урока литературы (или МХК) и творческого конкурса по теме «Старые истории на новый лад» (7-8 класс, внеклассное чтение, в двух частях).
На уроке детям предлагается увлекательное занятие – ответить на вопросы: Почему дед с бабкой так и не смогли разбить золотое яичко, но это с легкостью делает пробегавшая мимо мышка? Кто были те доблестные охотники, которые освободили Бабушку и Красную Шапочку? И почему Лягушка превратилась в Красавицу?
А также самим попытаться сочинить веселые лимерики.
http://pedsovet.su/load/28-1-0-3912
5. Методическая разработка урока литературы (или МХК) и ролевой игры по теме «Рыцарство: история и традиции» (7-8 класс, внеклассное чтение, в двух частях).
На уроке ученики узнают об истории и традициях рыцарства, культе Прекрасной Дамы, Кодексах чести, и о том, как славянские духи в своем лесу решили провести настоящий рыцарский турнир.
А ролевая игра позволит им, хотя бы на время, почувствовать себя Доблестным рыцарем или Дамой Сердца.
http://pedsovet.su/load/28-1-0-4009
6. Методическая разработка урока литературы по теме «Подлинная история Змея Горыныча» (7-9 классы, уроки по литературе, внеклассное чтение, в двух частях).
В русских былинах и сказках Змей Горыныч почти всегда выступает носителем злого начала. Но, на самом деле, это достаточно миролюбивый персонаж, очень страдающий от отсутствия консенсуса между своими головами.
На представляемых уроках ученики услышат новую версию жизни Змея Горыныча. Узнают, за какие природные явления отвечали в славянской мифологии летучие Змеи и что на самом деле послужило их прообразом.
http://pedsovet.su/load/28-1-0-5804
7. Методическая разработка урока литературы по теме «Как Воеводе славянские духи помогли» (9-11 классы, уроки по литературе, внеклассное чтение, в двух частях).
На уроках ученики получат представление о жизни и быте древних славян, их бытовой магии и взаимоотношениях с домашними духами.
А в ходе беседы на тему: «Можно ли отделить Добро и Зло в душе человека» попытаются ответить на вопрос, что обозначает заповедь «Возлюбите врагов ваших».
http://pedsovet.su/load/28-1-0-4510
P.S. Уважаемые преподаватели!
Если вы провели какой-либо урок по моей книге «Кикимора и другие…», большая просьба поделиться впечатлениями.
Для меня это очень важно.
Александр Богаделин
писатель
На странице приведен фрагмент.
Автор: Богаделин Александр Аркадьевич
→ Bogadelin 30.08.2010 0 4750 533 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.