Урок в 5 классе по теме"Буквы О-А в корне -раст-, -рос-, -ращ-"


Буквы О-А в корне – раст-, -рос-, -ращ-.


Урок – исследование.


(Урок русского языка в 5 классе по учебнику М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженcкой, Л.А.Тростенцовой и др.)


Цели урока: 1) открыть закон правописания А-О в корнях – раст-, -рос-, -ращ-.

2) Научиться применять закон на практике (уметь правильно писать слова с этими корнями).

3) Формировать орфографическую зоркость.

4) Различать безударные и чередующиеся гласные.

5) Дать оценку полученным знаниям.


Оборудование: «Лист учёта знаний», перфокарта, презентация, С.И. Ожегов «Словарь русского языка»


Методическая литература: Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: Кн. для учителя.- Москва 1996


Ход урока.


1 Оргмомент.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.


2 Словарный диктант.


Всегда, спортсмен, вьюга, никогда, баскетбол, салют, компьютер, спасибо, футбол, вокзал, барьер, беседовать, алфавит, портфель, километр.


-Взаимопроверка. СЛАЙД 1

-Выставление оценки в «Лист учёта знаний».


-Что такое антонимы?

-Найдите в словарном диктанте антонимы.

- Обратим ещё раз внимание на последние 3 слова. Озвучим их, правильно ставя ударение.


3. Проверка д/з

- упр. 436

-Разборы:

1) Фонетический разбор: чая (Почему буква Я обозначает 2 звука? В каких ещё позициях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука?)

2) Синтаксический разбор: Мы расположились на берегу лесного озера.


4 Новый материал.


- Сегодня на уроке мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать закон, применять его на практике.

В правописании существует свой порядок и дисциплина. Например, когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударную гласную.

Но есть и такие корни, которые в одних словах пишутся, например, с О, а в других – с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне.


-Какие чередующиеся корни мы изучили? (-лаг- , -лож-)

- От чего зависит правописание этого корня? Сформулируем правило. Приведём примеры.

- Сделаем вывод: В правописании чередующегося корня –лаг- - -лож- командир….(суффикс А)


- Сегодня на уроке мы познакомимся с условиями написания чередующегося корня –раст- - рос- - -ращ-. СЛАЙД 2


-Давайте поставим цели нашего урока.

-Подведём итог. Слайд 3


-Обратите внимание на экран. СЛАЙД 4

-Почему мы сомневаемся в написании гласной в этом корне?

- Какие буквы чередуются?

- Обратите внимание на выделенные буквы в корне, и вы узнаете, когда в корне –раст-,-рос-, -ращ- пишется безударная А, а когда – О.


-Сделаем вывод.


- Мы проделали исследовательскую работу. А сейчас сформулируйте закон правописания орфограммы «Буквы О-А в корне –раст-, -рос-, -ращ»


-Помните, что закон должен отражать главное, формулировка должна быть простой.



-Обратите внимание на экран. СЛАЙД 5 (Исключения)

- Какие слова являются исключениями? Почему?

- Что необходимо сделать с данными словами?


-Дадим лексическое толкование словам-исключениям ОТРАСЛЬ, РОСТОВЩИК, используя «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.


Ростовщик – тот, кто даёт деньги в рост, в долг под большие проценты.


Отрасль 1) Ветвь растения (устар)

2) перен. Потомок, потомство (устар)

3) Отдельная область деятельности, науки, производства.


-У слова ОТРАСЛЬ 3 значения. Как называют такие слова?


- Ответим на один из главных вопросов. Можно ли пользоваться проверочным словом при написании слов с чередующимися гласными?


-Проверим, правильно ли мы сформулировали правило написания орфограммы «Буквы О-А в корне –раст-, -рос-, -ращ». Обратимся к учебнику.


5 Закрепление.


  1. Упр 437 (обозначит графически изученную орфограмму)

-Кто понял тему хорошо, выполняет самостоятельно. Тем, кто затрудняется, предлагаю работать со мной.

Самопроверка. СЛАЙД 6


  1. Выборочный диктант.


  1. Без удобрений не будет растений. 2 Трудно дереву одинокому расти. 3. Где сосна взросла, там она и красна. 4Сломить дерево – секунда, а вырастить - годы.

5 И камень лёжа мхом порастает.


  1. Объясним на слух:

-Какой корень?


Водоросли, росток, разрастаться, Ростов, сращение, отрасль.


  1. Работа с перфокартой. (ПРИЛОЖНИЕ)


1 Выр..стили

2 Подр..сли

3 Отр..сль

5 Взр..щённый

5 Р..стки

6 Разр..статься

7 Пор..сль

8 Вр..сли




1

2

3

4

5

6

7

8

А

+


+

+


+



О


+



+


+

+



  1. Работа с текстом. СЛАЙД 7


А. Они заметили, что все канавы, в которых встречалась руда, располагаются среди зарослей высокой травы с фиолетовыми цветами.

Б. Так на помощь геологам часто приходят растения.

В. В одном из районов Сибири геологи искали руду.

С. Исследователи поднялись на вершину, нанесли на карту их местоположение и спустились в лагерь.



-Это текст? Почему это не текст? Назовите признаки текста.


-В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?


1) АВБГ 2)ГАБВ 3)ВАГБ 4)ВГАБ


-Проверим себя. СЛАЙД 8.


-Прочитаем текст.


-А ещё текст можно…(озаглавить)

-Придумаем заглавие.

-Определите стиль текста, тип речи.


- Выпишите слова с пропусками.

(В это время учитель проверяет перфокарты)

-Укажите ошибку в характеристике первого предложения: повествовательное, невосклицательное, двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено)


6. Итог урока.


-Ещё раз озвучим наш закон.

-Достигли ли вы поставленных целей?

-Поставьте себе оценку за урок.


7. Домашнее задание.

Параграф 84, упр 438, 441 (по выбору)






































ПРИЛОЖЕНИЕ



Перфокарта.




1 Выр..стили

2 Подр..сли

3 Отр..сль

5 Взр..щённый

5 Р..стки

6 Разр..статься

7 Пор..сль

8 Вр..сли




1

2

3

4

5

6

7

8

А









О











_____________________________________________________________________________


Лист учёта знаний.


Вид работы

Оценка

Словарный диктант


Упражнение 437


Перфокарта


Работа на уроке


Итоговая оценка



Слайд 1
Всегда, спортсмен, вьюга, никогда, баскетбол, салют, компьютер, спасибо, футбол, вокзал, барьер, беседовать, алфавит, портфель, километр.
Слайд 2
Слайд 3
Цели урока: 1.Открыть закон правописания А-О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. 2. Научиться применять закон на практике ( уметь правильно писать слова с этими корнями) 3. Формировать орфографическую зоркость. 4. Различать безударные и чередующиеся гласные. 5. Дать оценку полученным знаниям.
Слайд 4
Слайд 5
(перед ст и щ) расти выращенный росток Ростов Ростислав ростовщик (перед с) вырос росли ИСКЛЮЧЕНИЯ отрасль
Слайд 6
Вишенка росла, подрастала и, наконец, выросла; сберегли растение; выращенный школьниками сад; небольшой росточек.
Слайд 7
А. Они заметили, что все канавы, в которых встр…чалась руда, ра…пол…гают(?)ся среди зар…слей высокой тр…вы с ф…олетовыми цв…тами. Б. Так на помощ… геологам часто приходят р…стения. В. В одном из районов Сибири геологи искали руду. Г. И(с, сс)ледователи поднялись на в…ршину, нанесли на карту их местопол…жение и спустились в лагерь. 1)А В Б Г 3)В А Г Б 2)Г А Б В 4)В Г А Б
Слайд 8
В одном из районов Сибири геологи искали руду. Они заметили, что все канавы, в которых встр…чалась руда, ра…пол…гают(?)ся среди зар… слей высокой тр…вы с ф…олетовыми цв…тами. И(с, сс)ледователи поднялись на в…ршину, нанесли на карту их местопол…жение и спустились в лагерь. Так на помощ… геологам часто приходят р…стения.

Полный текст материала Урок в 5 классе по теме"Буквы О-А в корне -раст-, -рос-, -ращ-" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Задиранова Наталья Александровна  NatyZ
19.10.2010 7 45067 3322

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК