Слайд 1
Всегда, спортсмен,
вьюга, никогда,
баскетбол, салют,
компьютер, спасибо,
футбол, вокзал, барьер,
беседовать, алфавит,
портфель, километр.
Буквы О-А в корне – раст-, -рос-, -ращ-.
Урок – исследование.
(Урок русского языка в 5 классе по учебнику М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженcкой, Л.А.Тростенцовой и др.)
Цели урока: 1) открыть закон правописания А-О в корнях – раст-, -рос-, -ращ-.
2) Научиться применять закон на практике (уметь правильно писать слова с этими корнями).
3) Формировать орфографическую зоркость.
4) Различать безударные и чередующиеся гласные.
5) Дать оценку полученным знаниям.
Оборудование: «Лист учёта знаний», перфокарта, презентация, С.И. Ожегов «Словарь русского языка»
Методическая литература: Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: Кн. для учителя.- Москва 1996
Ход урока.
1 Оргмомент.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
2 Словарный диктант.
Всегда, спортсмен, вьюга, никогда, баскетбол, салют, компьютер, спасибо, футбол, вокзал, барьер, беседовать, алфавит, портфель, километр.
-Взаимопроверка. СЛАЙД 1
-Выставление оценки в «Лист учёта знаний».
-Что такое антонимы?
-Найдите в словарном диктанте антонимы.
- Обратим ещё раз внимание на последние 3 слова. Озвучим их, правильно ставя ударение.
3. Проверка д/з
- упр. 436
-Разборы:
1) Фонетический разбор: чая (Почему буква Я обозначает 2 звука? В каких ещё позициях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука?)
2) Синтаксический разбор: Мы расположились на берегу лесного озера.
4 Новый материал.
- Сегодня на уроке мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать закон, применять его на практике.
В правописании существует свой порядок и дисциплина. Например, когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударную гласную.
Но есть и такие корни, которые в одних словах пишутся, например, с О, а в других – с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне.
-Какие чередующиеся корни мы изучили? (-лаг- , -лож-)
- От чего зависит правописание этого корня? Сформулируем правило. Приведём примеры.
- Сделаем вывод: В правописании чередующегося корня –лаг- - -лож- командир….(суффикс А)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с условиями написания чередующегося корня –раст- - рос- - -ращ-. СЛАЙД 2
-Давайте поставим цели нашего урока.
-Подведём итог. Слайд 3
-Обратите внимание на экран. СЛАЙД 4
-Почему мы сомневаемся в написании гласной в этом корне?
- Какие буквы чередуются?
- Обратите внимание на выделенные буквы в корне, и вы узнаете, когда в корне –раст-,-рос-, -ращ- пишется безударная А, а когда – О.
-Сделаем вывод.
- Мы проделали исследовательскую работу. А сейчас сформулируйте закон правописания орфограммы «Буквы О-А в корне –раст-, -рос-, -ращ»
-Помните, что закон должен отражать главное, формулировка должна быть простой.
-Обратите внимание на экран. СЛАЙД 5 (Исключения)
- Какие слова являются исключениями? Почему?
- Что необходимо сделать с данными словами?
-Дадим лексическое толкование словам-исключениям ОТРАСЛЬ, РОСТОВЩИК, используя «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.
Ростовщик – тот, кто даёт деньги в рост, в долг под большие проценты.
Отрасль 1) Ветвь растения (устар)
2) перен. Потомок, потомство (устар)
3) Отдельная область деятельности, науки, производства.
-У слова ОТРАСЛЬ 3 значения. Как называют такие слова?
- Ответим на один из главных вопросов. Можно ли пользоваться проверочным словом при написании слов с чередующимися гласными?
-Проверим, правильно ли мы сформулировали правило написания орфограммы «Буквы О-А в корне –раст-, -рос-, -ращ». Обратимся к учебнику.
5 Закрепление.
Упр 437 (обозначит графически изученную орфограмму)
-Кто понял тему хорошо, выполняет самостоятельно. Тем, кто затрудняется, предлагаю работать со мной.
Самопроверка. СЛАЙД 6
Выборочный диктант.
Без удобрений не будет растений. 2 Трудно дереву одинокому расти. 3. Где сосна взросла, там она и красна. 4Сломить дерево – секунда, а вырастить - годы.
5 И камень лёжа мхом порастает.
Объясним на слух:
-Какой корень?
Водоросли, росток, разрастаться, Ростов, сращение, отрасль.
Работа с перфокартой. (ПРИЛОЖНИЕ)
1 Выр..стили
2 Подр..сли
3 Отр..сль
5 Взр..щённый
5 Р..стки
6 Разр..статься
7 Пор..сль
8 Вр..сли
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
А |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
О |
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
Работа с текстом. СЛАЙД 7
А. Они заметили, что все канавы, в которых встречалась руда, располагаются среди зарослей высокой травы с фиолетовыми цветами.
Б. Так на помощь геологам часто приходят растения.
В. В одном из районов Сибири геологи искали руду.
С. Исследователи поднялись на вершину, нанесли на карту их местоположение и спустились в лагерь.
-Это текст? Почему это не текст? Назовите признаки текста.
-В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) АВБГ 2)ГАБВ 3)ВАГБ 4)ВГАБ
-Проверим себя. СЛАЙД 8.
-Прочитаем текст.
-А ещё текст можно…(озаглавить)
-Придумаем заглавие.
-Определите стиль текста, тип речи.
- Выпишите слова с пропусками.
(В это время учитель проверяет перфокарты)
-Укажите ошибку в характеристике первого предложения: повествовательное, невосклицательное, двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено)
6. Итог урока.
-Ещё раз озвучим наш закон.
-Достигли ли вы поставленных целей?
-Поставьте себе оценку за урок.
7. Домашнее задание.
Параграф 84, упр 438, 441 (по выбору)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перфокарта.
1 Выр..стили
2 Подр..сли
3 Отр..сль
5 Взр..щённый
5 Р..стки
6 Разр..статься
7 Пор..сль
8 Вр..сли
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
_____________________________________________________________________________
Лист учёта знаний.
Вид работы |
Оценка |
Словарный диктант |
|
Упражнение 437 |
|
Перфокарта |
|
Работа на уроке |
|
Итоговая оценка |
|
Автор: Задиранова Наталья Александровна
→ NatyZ 19.10.2010 7 45284 3322 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.