Слайд 1
Презентация к уроку русского языка
в 8 классе
по теме «Составное глагольное сказуемое»
учителя русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 4»
Белошицкой Ольги Алексеевны
Основные вспомогательные глаголы |
||||
Начало, конец, продолжение действия |
Желательность, возможность, необходимость действия |
Эмоциональная оценка действия |
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов |
Глагольно-именной описательный оборот |
начать стать закончить приняться продолжить прекратить |
уметь успеть желать мечтать хотеть стараться |
любить нравиться надеяться бояться стыдиться готовиться |
рад должен готов обязан достоин |
иметь желание сделать усилие дать согласие |
Основные вспомогательные глаголы |
||||
Начало, конец, продолжение действия |
Желательность, возможность, необходимость действия |
Эмоциональная оценка действия |
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов |
Глагольно-именной описательный оборот |
начать стать закончить приняться продолжить прекратить |
уметь успеть желать мечтать хотеть стараться |
любить нравиться надеяться бояться стыдиться готовиться |
рад должен готов обязан достоин |
иметь желание сделать усилие дать согласие |
Основные вспомогательные глаголы |
||||
Начало, конец, продолжение действия |
Желательность, возможность, необходимость действия |
Эмоциональная оценка действия |
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов |
Глагольно-именной описательный оборот |
начать стать закончить приняться продолжить прекратить |
уметь успеть желать мечтать хотеть стараться |
любить нравиться надеяться бояться стыдиться готовиться |
рад должен готов обязан достоин |
иметь желание сделать усилие дать согласие |
Не позволяй душе лениться! Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Чтоб воду в ступе не толочь, Освобождая от работ,
Душа обязана трудиться Она последнюю рубашку
И день и ночь, и день и ночь! С тебя без жалости сорвёт.
Не разрешай ей спать в постели Она рабыня и царица,
При свете утренней звезды, Она работница и дочь,
Держи лентяйку в чёрном теле Она обязана трудиться
И не снимай с неё узды! И день и ночь, и день и ночь!
Н.Заболоцкий
Не позволяй душе лениться! Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Чтоб воду в ступе не толочь, Освобождая от работ,
Душа обязана трудиться Она последнюю рубашку
И день и ночь, и день и ночь! С тебя без жалости сорвёт.
Не разрешай ей спать в постели Она рабыня и царица,
При свете утренней звезды, Она работница и дочь,
Держи лентяйку в чёрном теле Она обязана трудиться
И не снимай с неё узды! И день и ночь, и день и ночь!
Н.Заболоцкий
Не позволяй душе лениться! Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Чтоб воду в ступе не толочь, Освобождая от работ,
Душа обязана трудиться Она последнюю рубашку
И день и ночь, и день и ночь! С тебя без жалости сорвёт.
Не разрешай ей спать в постели Она рабыня и царица,
При свете утренней звезды, Она работница и дочь,
Держи лентяйку в чёрном теле Она обязана трудиться
И не снимай с неё узды! И день и ночь, и день и ночь!
Н.Заболоцкий
Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Найдите в предложениях сказуемые. Определите их вид. Подпишите, чем они выражены.
Матушка в слезах наказ…вала береч(?) свое зд…ровье.
Рыбаки с…дели у костра, м…шкару пугая дымокуром.
В саду ночью ветром по…бивало все яблоки и сл…мало одну старую липу.
Пастухов, под…вая руку, прод…лжал отряхиват(?)ся и огляд…вать свой костюм.
Каждый из нас должен чу…ствовать отве…ственность за пр…роду.
Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Найдите в предложениях сказуемые. Определите их вид. Подпишите, чем они выражены.
Матушка в слезах наказ…вала береч(?) свое зд…ровье.
Рыбаки с…дели у костра, м…шкару пугая дымокуром.
В саду ночью ветром по…бивало все яблоки и сл…мало одну старую липу.
Пастухов, под…вая руку, прод…лжал отряхиват(?)ся и огляд…вать свой костюм.
Каждый из нас должен чу…ствовать отве…ственность за пр…роду.
Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Найдите в предложениях сказуемые. Определите их вид. Подпишите, чем они выражены.
Матушка в слезах наказ…вала береч(?) свое зд…ровье.
Рыбаки с…дели у костра, м…шкару пугая дымокуром.
В саду ночью ветром по…бивало все яблоки и сл…мало одну старую липу.
Пастухов, под…вая руку, прод…лжал отряхиват(?)ся и огляд…вать свой костюм.
Каждый из нас должен чу…ствовать отве…ственность за пр…роду.
Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Найдите в предложениях сказуемые. Определите их вид. Подпишите, чем они выражены.
Матушка в слезах наказ…вала береч(?) свое зд…ровье.
Рыбаки с…дели у костра, м…шкару пугая дымокуром.
В саду ночью ветром по…бивало все яблоки и сл…мало одну старую липу.
Пастухов, под…вая руку, прод…лжал отряхиват(?)ся и огляд…вать свой костюм.
Каждый из нас должен чу…ствовать отве…ственность за пр…роду.
Автор Белошицкая Ольга Алексеевна
Место работы МОУ «СОШ №4»
Должность учитель русского языка и литературы
Дополнительные сведения Урок русского языка в 8 классе по теме «Составное глагольное сказуемое»
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Цель: - закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений,
о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение видеть в тексте разные типы сказуемых, сравнивать, анализиро-вать похожие языковые явления;
- развивать логику, внимание, образное мышление, умение анализировать текст, строить связное устное высказывание;
- прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.
ХОД УРОКА.
1) Организационный момент.
2) Слово учителя.
Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. В течение урока повторим сведения о простом глагольном сказуемом и поговорим о составном глагольном сказуемом. К концу урока вы должны научиться чётко различать простое и составное глагольное сказуемое.
3) Повторение сведений о предложении.
Восстановите определения:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ … и … - это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … . Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … . Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . Сказуемое – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы … . Сказуемые бывают… .
|
4) Комплексное повторение.
Представленные предложения рассыпались на части. Соедините по смыслу части предложений, объясните орфограммы.
Бе…честье с чес…ностью (не) дружит.
И она и?чезла навсегда.
Искру туши до пожара.
Красоту только тронь (не)брежной рукой.
А Беду отведи до удара.
(Не) правда с правдою (не) знает(?)ся.
Каким знаком препинания мы соединяем эти предложения? Почему? Давайте вспомним виды сложных предложений. Какие сложные предложения у вас получились?
Выделите грамматические основы, в составе которых есть простые глагольные сказуемые. В каком наклонении употреблены глаголы? Чем ещё может быть выражено простое глагольное сказуемое? (памятка слайд)
- Рассмотрите таблицу, вспомните, что вы знаете о простом глагольном сказуемом.
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ выражается в форме изъявительного, условного, повелительного наклонения а также может быть выражено: 1) глаголом в форме сложного будущего времени: Я буду писать тебе часто. 2) глагольным фразеологизмом Природа так явно бросалась в глаза человеку. 3) усеченной формой глагола: А он прыг в воду и поплыл. 4) глагольно–именным описательным оборотом: О н принимал участие в соревновании.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ - глаголом
|
5) Понятие о составном глагольном сказуемом.
Сейчас мы познакомимся с еще одним видом сказуемого – Составным глагольным. Записываем тему урока в тетради.
Работаем с учебником. Открываем с. 61, параграф 13.
Итак, рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
|
= |
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ С ЛОВО
грамматическое значение (наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)
|
+ |
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ Ф ОРМА ГЛАГОЛА
лексическое значение |
Запишите схему в тетрадь.
Теперь обратимся к данному предложению.
Он начал писать сочинение.
Как вы думаете, какой из глаголов несёт основное лексическое значение, а какой – дополнительное?
- Какой глагол несёт грамматическое значение?
- Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.
- Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?
(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).
Если вспомогательный глагол можно заменить на другие, значит он может иметь не одно значение.
Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Она дается вам как памятка. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.
Основные вспомогательные слова |
||||
Начало, конец, продолжение действия |
Желательность, возможность, необходимость действия |
Эмоциональная оценка действия |
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов |
Фразеологические сочетания |
начать стать закончить приняться продолжить прекратить |
уметь успеть желать мечтать хотеть стараться |
любить нравиться надеяться бояться стыдиться готовиться |
рад должен готов обязан достоин |
иметь желание сделать усилие дать согласие |
Выпишите из таблицы по 2-3 примера вспомогательных слов разных значений.
6) Закрепление.
Запишите с новой строчки следующие глаголы:
Строить, расстаться, смотреть, приходить, учиться.
Если мы составим с этими глаголами предложения, то они будут выполнять функцию простых глагольных сказуемых. Если мы добавим к ним вспомогательный глагол – они станут составными глагольными сказуемыми.
Добавьте вспомогательные глаголы разных значений. Запишите получившиеся
составные глагольные сказуемые в тетрадь.
Составьте предложение, используя получившиеся сказуемые.
Запись на доске с объяснением.
Обращаемся к учебнику.
Выполняем упражнение 131 устно (1-6) (инструктаж)
Выполняем упражнение 133 письменно у доски.
Выборочный диктант (инструктаж).
На другой стороне памятки находится замечательное стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Давайте прочитаем его. О чем это стихотворение? Найдите в данном тексте фразеологизмы. Как вы понимаете их значение?
Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в чёрном теле И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвёт.
Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н.Заболоцкий
|
Попробуйте самостоятельно найти в отрывке из стихотворения Николая Заболоцкого составные глагольные сказуемые. Выпишите их в тетрадь.
Проверьте себя. У кого все сказуемые выписаны правильно?
Обязана трудиться, вздумаешь дать поблажку).
(дать поблажку – уступить, ослабить, перестать контролировать)
- Назовите в каждом сказуемом глагол, который несёт основное лексическое значение.
- В каком наклонении стоят вспомогательные глаголы?
7) Подведение итогов.
Какой вид сказуемого вы сегодня изучили?
Что включает в себя составное глагольное сказуемое?
Какие значения может иметь вспомогательный глагол?
Какой компонент выражает лексическое значение сказуемого?
Какой компонент сказуемого выражает его грамматическое значение?
8) Домашнее задание.
9) Самостоятельная работа. (программа максимум)
Автор: Белошицкая Ольга Алексеевна
→ Олюнчик28 02.11.2010 7 29462 6447 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.