Урок русского языка по теме "Путешествие в галактику Словария" для 5-6 классов
Автор: Шадрина Елена Александровна
Место работы: МОУ «Змеиногорская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» Змеиногорского района Алтайского края
Должность: учитель русского языка и литературы
Тема: Путешествие в галактику Словария
Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке.
Анатоль Франс
Цель:
Создать условия для формирования коммуникативной, речеведческой, культуроведческой компетенций.
Задачи:
Повторить и закрепить знания учащихся о понятиях «лексическое значение слова», «этимология», «фразеологизм», «орфография», «орфоэпия».
Совершенствовать навыки работы со словарями.
Развивать интерес к изучению лингвистики через работу с лингвистическими словарями.
Формировать навык работы в группе.
Воспитывать бережное отношение к книге.
Оборудование:
Выставка лингвистических словарей.
Рисунки обложек лингвистических словарей.
«Путевые листы» - карточки с заданиями для команд-«экипажей»
Форма работы:
Групповая (6 команд – «экипажей»)
Ход урока:
1 Оргмомент
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы совершим необычное путешествие в галактику Словария. Поистине словари можно назвать целой галактикой или Вселенной. Именно так назвал французский писатель Анатоль Франс словари.
- А как вы понимаете его высказывание «Словари – это Вселенная в алфавитном порядке»? (словари содержат все слова, они расположены в них по алфавиту)
- А в каких случаях словари приходят к нам на помощь? (когда нам что-то не понятно, нужно уточнить сведения, узнать новое)
- На какие группы делятся все словари? (энциклопедические и лингвистические)
Давайте повторим виды изученных вами лингвистических словарей, совершив увлекательное путешествие в Словарию.
- Экипажи готовы? (да)
- Тогда в путь!
3. Основная часть
Учащиеся заранее нарисовали обложки словарей: Толкового словаря, Словаря иностранных слов и выражений, Этимологического словаря, Орфографического словаря, Орфоэпического словаря. Каждый из словарей лежит на отдельном столе – «планете».
Задание:
- Определите, к какому словарю нарисованные обложки. Распределите их по «планетам» галактики Словария:
планета Происхождение;
планета Правописание;
планета Толкование;
планета Произношение;
планета Фразеология;
планета Иностранные слова.
Выполнение практических заданий группами.
- Путешествовать по «планетам» галактики Словария мы будем группами-«экипажами». Капитаны получите путевые листы (карточки с заданиями по каждому виду словарей – «планет»). На каждой «планете» вы можете находиться только 4 минуты, постарайтесь успеть выполнить задания и «улететь» на другую «планету» согласно нумерации «планет» в вашем путевом листе.
Путевой лист №1 |
|
1 Планета Толкование |
Объясните значение слов: циновка, фаворит
|
2 Планета Происхождение |
Объясните происхождение 3 слов по теме «Звери»
|
3 Планета Правописание |
Напишите правильно слова: стюарде…а, гри…аса
|
4 Планета Произношение |
Расставьте ударение в словах: агент, баловать
|
5 Планета Фразеология |
Найдите фразеологизмы со словом глаз
|
6 Планета Иностранные слова |
Объясните происхождение и значение иноязычных слов: файл, имидж
|
Путевой лист №2 |
|
1 Планета Происхождение |
Объясните происхождение 3 слов по теме «Рыбы»
|
2 Планета Правописание |
Напишите правильно слова: инте…генция, а…ликация
|
3 Планета Произношение |
Расставьте ударение в словах: диспансер, звонит
|
4 Планета Фразеология |
Найдите фразеологизмы со словом нос
|
5 Планета Иностранные слова |
Объясните происхождение и значение иноязычных слов: чартер, ералаш
|
6 Планета Толкование |
Объясните значение слов: заурядный, мобильный
|
Путевой лист №3 |
|
1 Планета Правописание |
Напишите правильно слова: га…ерея, ко…ерсант
|
2 Планета Произношение |
Расставьте ударение в словах: хаос, цемент
|
3 Планета Фразеология |
Найдите фразеологизмы со словом рука
|
4 Планета Иностранные слова |
Объясните происхождение и значение иноязычных слов: ипотека, реформа
|
5 Планета Толкование |
Объясните значение слов: невежда, невежа
|
6 Планета Происхождение |
Объясните происхождение 3 слов по теме «Деревья»
|
Путевой лист №4 |
|
1 Планета Произношение |
Расставьте ударение в словах: щавель, договор
|
2 Планета Фразеология |
Найдите фразеологизмы со словом голова
|
3 Планета Иностранные слова |
Объясните происхождение и значение иноязычных слов: пандус, кадет
|
4 Планета Толкование |
Объясните значение слов: шаблон, мавзолей
|
5 Планета Происхождение |
Объясните происхождение 3 слов по теме «Цветы»
|
6 Планета Правописание |
Напишите правильно слова: а…улировать, пери…а
|
Путевой лист №5 |
|
1 Планета Фразеология |
Найдите фразеологизмы со словом нога
|
2 Планета Иностранные слова |
Объясните происхождение и значение иноязычных слов: Колледж, шопинг
|
3 Планета Толкование |
Объясните значение слов: тариф, махинация
|
4 Планета Происхождение |
Объясните происхождение 3 слов по теме «Птицы»
|
5 Планета Правописание |
Напишите правильно слова: а…лодисменты, ми…ион
|
6 Планета Произношение |
Расставьте ударение в словах: углубленный, тефтели
|
Путевой лист №6 |
|
1 Планета Иностранные слова |
Объясните происхождение и значение иноязычных слов: мюсли, сенсорный
|
2 Планета Толкование |
Объясните значение слов: постамент, пансионат
|
3 Планета Происхождение |
Объясните происхождение 3 слов по теме «Одежда»
|
4 Планета Правописание |
Напишите правильно слова: су…огат, а…алогия
|
5 Планета Произношение |
Расставьте ударение в словах: столяр, обеспечение
|
6 Планета Фразеология |
Найдите фразеологизмы со словом сердце
|
4. Итог урока
- Вот и закончилось наше путешествие по галактике Словария. Капитанов попрошу сдать «путевые листы», правильность их выполнения проверит жюри.
- Давайте еще раз прочитаем эпиграф к нашему уроку. Согласны ли вы с этими словами?
5. Домашнее задание:
Составить словарик (15-20 слов) по темам (на выбор):
Словарь самых главных слов
Словарь добрых слов
Словарь вежливых слов
Словарь комплиментов
Словарь волшебных слов и предметов
6. Подведение итогов. Выставление оценок.
7. Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Интересен ли вам был урок?
- Какой момент вызвал у вас затруднение?
- С каким настроением вы уходите с урока?
Использованные источники:
1. Мерзликина Г. В гостях у «Словарей»//Учитель, 1997, №3, стр.33-38.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шадрина Елена Александровна
→ shadrina03081977 05.11.2010 3 4859 655 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.