Урок-экскурсия в музей Д. Лондона «Насколько человек побеждает страх, настолько он человек» (по рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни»)













Урок- экскурсия в музей Д. Лондона.

6 класс.




« Насколько человек побеждает страх,

настолько он человек».

( по рассказу Д.Лондона « Любовь к жизни».)








учитель

Грибанова Елена Борисовна








Цели урока: познакомить учащихся с биографией писателя;

вызвать интерес к его творчеству;

показать характерные особенности героев Д. Лондона;

закрепить теоретические знания об особенностях жанра рассказа;

выработка умений анализа прозаического произведения небольшого

объёма.




Оборудование урока: фотовыставка, иллюстрации к произведениям Д.Лондона, оформленные в виде стендов музея; выставка книг писателя; карта США; киноплёнка

для создания киносценария; рисунки учащихся.




Методические приёмы: лекция с показом иллюстрированных материалов;

словарная работа; работа над литературоведческими понятиями; беседа по вопросам; выразительное и комментированное чтение; выбор отдельных эпизодов; устное

рисование.




















  1. Слово учителя.

Сегодня я вас приглашаю Вас посетить воображаемый музей американского писателя Джека Лондона, жизнь которого была невероятно насыщенной и необычайной, а масса жизненных впечатлений стала основой его литературных произведений. Этот писатель любим во всём мире. Почему?

Думаю, на этот вопрос смогут ответить наши ребята- экскурсоводы, которые расскажут Вам о жизни и творчестве Д. Лондона.

  1. Экскурсия

Благодарю ребят за интересное и познавательное сообщение. Приглашаю всех занять

места в читальном зале нашего музея и принять самое активное участие в обсуждении рассказа

Д. Лондона « Любовь к жизни».

Закрываем последнюю страницу рассказа и остаёмся один на один со своими

размышлениями, впечатлениями от прочитанного. Надеюсь, никто из Вас не остался равнодушным. Верно?

  1. Беседа о прочитанном


  • Что так привлекает читателей произведений Д. Лондона?

Его герои - мужественные люди, не теряющие человеческой сути в любых ситуациях. Сила духа,

мужество, воля к жизни, необыкновенная выдержка, борьба – отличительные черты героев, благодаря которым Д. Лондон стал одним из любимых писателей для многих людей. Рассказ

« Любовь к жизни» – подтверждение этому.

  • Дайте определение жанра рассказа. Назовите его особенности.

Повествовательное произведение небольшого объёма.


  • Какие события жизни писателя легли в основу рассказа

« Любовь к жизни»?

Путешествие Д. Лондона на Север, на Аляску, впечатления от встреч с людьми, охваченными

« золотой лихорадкой», стали основой рассказа.


  • Когда происходит действие в рассказе?

В конце 19 в. во время освоения и исследования американского Севера. Золотоискатель добирался к людям в конце короткого полярного лета.


  • Как ведётся повествование? В чём его особенности?

Речь идёт от третьего лица, от лица автора. Создаётся впечатление, что мы пропустили большой кусок повествования- путешественники давно продвигаются по бесконечной, ледяной пустыне. Создаётся впечатление, что повествование идёт от первого лица, как будто он сам смотрит на себя со стороны. Невыносимо тяжёлый путь героя описывается небольшими эпизодами, создаётся впечатление монотонности длительности его мучений.

  • Прочитайте начало рассказа. Известно ли, кто эти люди? Откуда? Какие детали указывают на род их занятий?

Автор не тратит время, чтобы познакомить нас с героями, объяснить кто они такие, как появились в этих местах. Автор просто называет их « Один», « второй», будто экономит силы. Но мы догадываемся, что эти люди – золотоискатели, т. к. в руках каждого – мешочек из оленьей шкуры.




  • Представьте, что в моих руках тот же мешочек из оленьей шкуры, что был и у наших героев. Но вместо золота там монеты иного, интеллектуального значения. На них написаны слова, лексическое значение которых я предлагаю Вам объяснить.

Тюк (большой мягкий перевязанный свёрток)

Фактория ( торговая контора или поселение)

Валун (большой округлый камень)

Пергамент (бумага, не пропускающая жиров и влаги)

Фунт (единица веса 400г)

Мокасины (кожаная обувь, без твёрдой подошвы)

Миля (единица длины суша 1609; море 1852)

Магазин (часть ружья, предназначенная для вкладывания патронов)

  • В каких условиях находятся наши герои? Найдите в тексте детали, по которым мы можем судить о состоянии героев в начале рассказа.

Герои находятся в одинаково трудных условиях, посреди снежной пустыни, почти без средств к существованию. Они измотаны. Подтверждение этому – их действия: « прихрамывая»,

« зашатался», « споткнувшись», « устали», « выбились из сил», « оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз».

  • Как ведут себя люди в одинаковых условиях?

  • Какой эпизод вы считаете завязкой сюжета? Зачитайте.

Человек попал в беду и просит о помощи. Стр. 359


  • Почему Билл не остановился и даже не оглянулся, когда товарищ вывихнул ногу?

Билл оставляет своего товарища, зная , что тот будет для него обузой. Он считает, что одному легче выжить, спасти жизнь. От усталости и лишений он потерял человеческий облик. Осталось лишь животное чувство самосохранения.


  • Как реагирует на предательство товарища герой? Опишите его состояние.

Этот человек тоже отупел от усталости, сначала он не поверил, что Билл его бросил.

Губы его дрожали, пересохли.« Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду.»


  • Как описания природы помогают понять состояние героя?

Они подчёркивают беспомощность героя, безнадёжность его положения. Природа к нему равнодушна, как будто человек уже вычеркнут из жизни. Стр.36



  • Проследим день за днём тот путь, который прошёл герой рассказа. Предлагаю цитаты, размещённые на доске расположить так, чтобы чувствовалось нарастание трагизма положения героя.


- Он торопливо взбирался на вершину холма, за гребнем которого скрылся Билл.

- Он ничего не ел уже два дня. Тои дело он нагибался. Срывал бледные болотные ягоды ,клал их в рот, жевал и проглатывал.

-Ушиб большой палец ноги о камень, пошатнулся и упал от слабости и утомления.

-Ноги у него были стёрты до крови. Лодыжка сильно болела, она сильно распухла. Стала почти такой же толстой, как колено. Он со стоном пытался встать на ноги.


- он полз по мокрому мху; одежда его намокла. Тело зябло, но он не замечал ничего.

- По временам рассудок его мутился, и он продолжал брести бессознательно, как автомат.

- Он не смог подняться на ноги. Несколько раз он пробовал встать и в конце концов пополз на четвереньках.

- Существо ползло к морю. Едва передвигаясь по песку. Вряд ли его можно было назвать человеком. Оно ничего не слышало, ничего не понимало и корчилось на песке, словно гигантский червяк. Ему почти не удавалось продвигаться вперёд, но оно не отступало, и, корчась и извиваясь, продвигалось вперёд шагов на двадцать в час.



  • Предлагаю Вам создать киносценарий. Выделим важные эпизоды- этапы пути героя и самые яркие, на ваш взгляд, моменты рассказа, в которых проявляется характер героя, его борьба со смертью и любовь к жизни.

У некоторых из Вас на столе – фрагменты нашего будущего фильма.

Прочитайте каждый свой эпизод и определите их место в киносценарии.



  • Какой эпизод является кульминационным? Зачитайте его. Стр375-376


  • Почему в этой схватке умирающий, обессиленный человек одерживает победу?

Стремление к жизни руководило его чувствами.


  • Почему автор не описывает путь, пройденный Биллом? Что произошло с ним? Почему?

Это путь предателя, слишком уверенного в своей мнимой правоте, потерявшего человеческий облик.


  • Какие качества автор ценит автор в человеке, а какие осуждает?


  • Почему герой рассказа оказался победителем?

Верил в себя, в свои силы, боролся со страхом, с голодом ,непогодой, хотел жить.




  • В чём смысл рассказа? Почему он так называется?

Герой Д. Лондона - победитель. Это мужественный человек, не теряющий человеческой сути в любых ситуациях. « Сама жизнь в нём не хотела гибнуть и гнала его вперёд». Автор изображает сильных людей, которые всегда находят выход , борются за жизнь.

  • Нарисуйте иллюстрацию на тему « Любовь к жизни»? Поделитесь своими размышлениями.


  • С какими произведениями русской литературы можно сравнить рассказ Д.Лондона по основной идее произведения?

Б. Полевой « Повесть о настоящем человеке».


  • Что общего в этих произведениях? Чем они отличаются?

Герои оказываются в страшных нечеловеческих условиях, но не сдаются, борются за жизнь и побеждают.

Не совпадают время и место действия, разные жанры ( рассказ – повесть)


  • Как вы понимаете слова Томаса Карлейля : « Насколько человек побеждает страх, настолько он человек». Соответствует ли эпиграфу содержание рассказа Д. Лондона?



Полный текст материала Урок-экскурсия в музей Д. Лондона «Насколько человек побеждает страх, настолько он человек» (по рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни») смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Грибанова Елена Борисовна  ГЕБ
06.11.2010 2 4069 673

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК