Слайд 1
“ А счастье было так возможно”
“ У счастья нет завтрашнего дня;
у него нет и вчерашнего;
оно не помнит прошедшего,
не думает о будущем;
у него есть одно настоящее –
и то не день,
а мгновенье”.
«А счастье было так возможно»
Цель: обучение написанию сочинения в жанре дневниковых записей
Оборудование: мультимедийная презентация «Обучение написанию сочинения в жанре дневниковых записей», выставка дневниковых записей писателей , рабочие материалы для ученика.
Вступительное слово учителя:
«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть настоящее – и то не день, а мгновение»
Объясните, как эти слова помогают понять драму рассказчика повести И.С.Тургенева
(Н.Н. одинок, он с горечью осознает, что «вся жизнь прошла мимо. Он любил Асю, но не сразу понял это, а когда понял, было уже поздно.
«Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного сознания моей любви; оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с ее братом в бессмысленном и тягостном молчании…оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее…но уже тогда было поздно»)
Найдите описание состояния героя, чувствовавшего раскаяние.
(Я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь – да! Самую нежную любовь. Я ломал руки, я звал Асю посреди надвигавшейся тьмы, сперва вполголоса, потом все громче и громче; я повторял сто раз, что я ее люблю, я клялся никогда с ней не расставаться, я был для нее все на свете, чтобы опять держать ее холодную руку, опять слышать ее тихий голос. Опять видеть ее перед собой»)
Почему называет себя безутешным?
(Разве я хотел такой развязки? Разве я в состоянии с ней расстаться? Разве я могу лишиться ее?)
Осуждает себя за тот поступок, когда в темной комнате она, признаваясь ему в любви, была отвергнута им. У него достало силы, духа отторгнуть ее от себя, даже упрекать в том, что она не дала развиться чувству, которое начинало созревать».
«Я не сказал ей , что я люблю ее». Остановилось признание и при последней встречи с Ганиным, и последняя нить, за которую герой еще мог ухватиться, выскользнула из его рук.
Что говорит рассказчик о своей дальнейшей жизни?
(Чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, то нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Нет! Ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием! Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна».)
Можно ли сказать, что рассказчик переживает личную драму?
(Да он находится в потрясении, причиняющем ему нравственные страдания.)
Очень часто личные переживания, душевные терзания и боль, сомнения требуют эмоционального самовыражения. И тогда появляется лист бумаги и ручка, перо, карандаш на котором человек хочет выразить только что случившееся и перечувственное.
2.Мультимедийная презентация с комментариями учителя
Представим, что мы с вами находимся в старом дворянском доме. Все здесь напоминает о жизни хозяев. В одной из комнат, в которую сквозь полузакрытые ставни окон пробивается солнечный луч, стоит стол, на нем старинный бронзовый подсвечник, пустая чернильница с высохшим пером и уже пожелтевшая от времени тетрадь с надписью. «Н.Н.» Это дневник, хранилище сокровенных мыслей, переживаний, чувств рассказчика повести «Ася».
Открываем первую страницу – какие –то пейзажные зарисовки, женские профили.
Но сам дневник пуст. Сегодня нам с Вами предстоит создать его, вживаясь в образ Н.Н. и оформляя его по правилам жанра дневниковых записей.
Думаю, что Вам более знакомо определение слова «дневник» как ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости.
Но у этого слова есть и более широкое лексическое значение. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова оно звучит так:
«Дневник – это искренние, непосредственные записи произошедших событий, эмоциональных переживаний., нравственных раздумий. Жанр дневника характерен творческой индивидуальности А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева и многих , многих других писателей и поэтов, которые вели дневниковые записи в течении долгих лет. В них отразилась непрерывная работа мысли этих художников, их глубокие раздумья, искания. Такие дневники близки к исповеди, в которой автор с предельной откровенностью рассказывает о сложных нравственных и интеллектуальных поисках.
Писатели, поэты вели свои личные дневники и использовали этот прием в своих произведениях. Дневник вводится в произведение как элемент и открывает возможности для изображения внутреннего мира персонажа, раскрытия «истории души человеческой».Мы знакомы с дневником Робинзона Крузо, героем Романа Даниеля Дефо, скоро прочитаем журнал Печорина, героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в которых раскрываются душевные переживания и подчеркивается откровенность самохарактеристик персонажа.
Однако и современные люди ведут дневники и записывают в них те или иные текущие события своей жизни.
Если бы заглянули сейчас с Вами в сеть Интернет и вышли на Сайт, то увидели бы там окно 125 сайтов различного вида дневников: дневники писателей и поэтов, дневники футболистов, художников, артистов, домохозяек.
Дневник – это личное. В нем пишут о самом сокровенном, он не любит постороннего взгляда. Это труд души, который адресован самому себе или воображаемому собеседнику..Не каждый может доверить личный дневник для Вас , но я сегодня не против приоткрыть для Вас страницы своего личного дневника.
(Читаю)
Ведете ли вы дневники?
Думаю, что ваши дневники – это маленькие рассказы о том, чем вы живете, что вас интересует, о чем вы думаете, что чувствуете. С разрешения авторов я сейчас зачитаю несколько выдержек из дневников.( презентация)
22 мая 2006г
УРА! Скоро каникулы. Осталось учиться 4 дня. Скоро мы отправимся на долгие летние каникулы.
Планирую, что за лето я успею отдохнуть, погостить у бабушки в деревне ,
накупаться, успею многое прочитать.
1 июня 2006г
Первый день лета. Сижу и скучаю.Слушаю музыку. Так ждала каникул, а
теперь не знаю , чем себя занять. Жду SMC от девчонок и ребят нашего двора.
Ответит ли на моё сообщение П.?
12 июля 2006г
Прошла неделя моего проживания в деревне у бабушки. Здесь нет друзей, подруг, одни
родственники: мама, папа, тёти, дяди, близкие. Раньше мне достаточно было присутствия взрослых
людей , а сейчас…СКУКОТА! Этот месяц мне покажется годом.
Наверное, я уже выросла , и мне необходимо общение с ровесниками. Как мне не хватает П., Р., К.!
Сегодня я впервые задумалась о том, как люди относятся ко мне. Заметила много интересного.
4. Интересна ли для Вас эта запись?
Меняются ли взгляды на жизнь, черты характера личности автора этих записей? (Меняются в зависимости от обстоятельств, событий, настроения, самовыражения.)
Что вы можете сказать о типе речи данного текста? (Повествовательный с элементами рассуждения)
Можно ли сказать, что вы услышали дневниковую запись?
Какие особенности стиля дневниковых записей вы здесь отметили?
5.Заполним таблицу «Отличительные особенности жанра дневниковых записей»
Датированность
Указание места событий
Повествование ведётся от первого лица
Записи на основе первичных впечатлений
Монологичность речи или внутренняя диалогичность
Отрывочность мыслей
Зашифрованность или сокрытие имён и фамилий
Отражение внутреннего мира
Наличие односоставных, неполных, восклицательных предложений
Использование эмоционально - окрашенной лексики
6.В дневниковой записи может быть отражено следующее:
Анализ событий дня
Размышления над увиденным и прочитанным
Эмоциональное самовыражение
Узелки на память
Портретные зарисовки
Исповедь
7. Определите, какой из текстов относится к жанру дневниковых записей. Доказать.
Текст №1
Он вырвался на волю и уехал за границу для того, чтобы просто посмотреть на мир Божий. Он был здоров, молод, весел,деньги у него не переводились, заботы ещё не успели завестись. Он жил без оглядки, делал , что хотел.
Текст №2
Июнь,10 Наконец- то я вырвался на волю, уехал за границу, не для того, чтобы “ кончить моё воспитание”, а просто захотелось посмотреть на мир. Я здоров, молод, богат( а что ещё нужно в жизни?), хочется видеть новые лица, живые, человеческие, слышать их речь.
Июнь,13 Остановился в городе З, что на левом берегу Рейна, у подошвы двух высоких холмов. Прекрасное местоположение!
Июнь,14 Хожу на Рейн. Величавая река! Весь вечер просидел на каменной скамье под огромным ясенем, сквозь ветки которого на другом берегу виден городок Л.
8. Попробуем составить хронологическую таблицу событий, в которой участвуют литературные персонажи.
Дата событие реплики состояние
9. Работа с памяткой по написанию сочинения в жанре дневниковых записей.
Памятка.
Как писать сочинение в жанре дневниковых записей.
Познакомьтесь с произведениями, написанными в жанре дневниковых записей. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для данного жанра.
Определите идею сочинения, то есть самую главную мысль, которую вы беретесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не “утонуть” в обширном материале.
Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить в сочинении, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам необходимо прийти.
Составь хронологическую таблицу событий, о которых повествует литературный герой.
Постарайтесь перевоплотиться, “ вжиться” в характер, образ мыслей, поступков героя, от имени которого вы будете писать свою работу.Для этого:
внимательно перечитайте реплики героя;
выпишите основные темы его высказываний, раздумий;
обратите внимание на типичные для этого персонажа фразы, речевые конструкции, эмоционально- оценочную лексику;
вспомните высказывания других персонажей об этом литературном герое.
Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.
Помните, что дневниковые записи, письма помогают проследить за становлением личности, раскрывают внутренний мир героя. Проверьте, отвечает ли этому требованию ваше сочинение.
Автор: Грибанова Елена Борисовна
→ ГЕБ 22.11.2010 7 19665 3951 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.