Конспект урока литературы в 10 классе "Знакомство с жизнью и творчеством М.Е.Салтыкова-Щедрина"



Урок – открытие «Знакомый незнакомец»

(урок литературы в 10 классе

«Знакомство с жизнью и творчеством М.Е.Салтыкова – Щедрина»)

На основе игры «За семью печатями»


Автор Минеева Людмила Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Запрудненской СОШ №2


Учитель: Сегодня новая встреча с писателем второй половины 19 века. Этот писатель нам уже знаком. Но на этом уроке я не буду называть его имени, вы сами должны будете его назвать в конце урока. Для игры нам потребуется 3 участника. Они занимают первые парты. Все остальные болельщики. Если участники не знают ответа на вопрос, им помогают болельщики, и печать получает тот участник, за которого болеет правильно ответивший болельщик.

Итак, начинаем. На столах у участников формуляры, которые они будут заполнять по ходу игры.

1. Наш герой, воспитанный крепостными мамками, обученный грамоте крепостными грамотеями, поступает в одно из известных учебных заведений своего времени. Некогда сюда же был привезён другой москвич, ставший впоследствии величайшим мастером стихосложения. На выпускном экзамене он прочёл своё стихотворение, чем поразил присутствующего в качестве почётного гостя известнейшего поэта того времени.

  • Кто этот поэт, присутствующий на экзамене в качестве гостя?

(Гавриил Романович Державин)

Послушайте отрывок из этого стихотворения.

(прослушивание записи отрывка стихотворения

А.С.Пушкина «Воспоминания в Царском Селе»)

  • Кто автор этого стихотворения? Как оно называется?

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС ПЕРВОЙ ПЕЧАТИ

НАЗОВИТЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, В КОТОРОМ УЧИЛСЯ НАШ ГЕРОЙ.

(ответ: Царскосельский лицей)

2. Не из лекций лицейских профессоров, а из лучшего журнала того времени – «Отечественных записок» - усваивал наш герой передовые литературные идеи времени. А вскоре в этом журнале появилась и его повесть. Её герой – маленький человек, обладающий ничтожным чином. Он страдает, мучается, исходит горечью и злостью. Тема маленького человека не была открытием для нашего героя. Он продолжил уже начатое в литературе русскими писателями.

(просмотр отрывка

из к\ф «Станционный смотритель»)

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС ВТОРОЙ ПЕЧАТИ

НАЗОВИТЕ АВТОРА ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

(А.С.Пушкин)

  • Как называется это произведение?

  • Кто из писателей продолжил тему, начатую Пушкиным?

(Гоголь, Достоевский)

3. В то время наш герой уже состоял на государственной службе. И за публикацию повести без ведома начальства по высочайшему повелению был сослан в какую-то «северную трущобу», один из российских губернских городов. Славен этот город ещё и тем, что здесь зародился один из знаменитых народных промыслов.

(Демонстрация иллюстраций

с изображением изделий этого промысла)


Для их производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Для росписи используют до десяти цветов, придавая изделию яркость и нарядность, а также геометрический орнамент: клетки, полоски, точки. Сегодня большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни: гуляния, катания на лодках, карусели, ярмарки.

  • Что это за промысел?

(дымковская игрушка)

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС ТРЕТЬЕЙ ПЕЧАТИ

НАЗОВИТЕ ГОРОД, В КОТОРОМ ЗАРОДИЛСЯ ЭТОТ ПРОМЫСЕЛ

(ответ: Вятка)

4. Когда император, отправивший нашего героя в ссылку, умер, новый «высочайше повелеть соизволил: дозволить нашему герою проживать и служить, где пожелает». После 7-летней ссылки провинциальному чиновнику, утопическому социалисту предстояло «осмотреться», понять и найти своё место в жизни и литературе. Его произведения стали печататься в журнале «Современник», а сам он продолжает государственную службу вице-губернатором в Рязани, потом – в Твери. На службе был в высшей степени правдив и человечен, в отличие от чиновников, изображённых его предшественником в одном из своих произведений.

(просмотр отрывка

из к\ф «Мёртвые души»)

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС ЧЕТВЁРТОЙ ПЕЧАТИ

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ?

(«Мёртвые души»)

  • Кто его автор?

(Н.В.Гоголь)

5. Будучи сам честнейшим человеком, наш герой оказался бессилен против многих злоупотреблений на государственной службе. И оставил должность, посвятив себя литературному труду. Он вошёл в состав редакции журнала «Современник», а затем стал членом редакции и активным сотрудником журнала «Отечественные записки», который выпускал его друг, поэт. Всё своё творчество этот поэт посвятил народу. Певец страданий народных, народный поэт – так называют его не случайно.

(прослушивание песни

«Коробейники»)


ВОПРОС ПЯТОЙ ПЕЧАТИ

НАЗОВИТЕ ПОЭТА, ДРУГА НАШЕГО ГЕРОЯ

(Н.А.Некрасов)

6. В журнале «Отечественные записки» печатает наш герой роман, посвящённый жителям одного города. Затем сатирический роман «Дневник провинциала в Петербурге». Это время - плодотворный период в литературной деятельности героя. Но здоровье его слабое. Ему не исполнилось ещё и 50 лет, а он чувствует себя стариком. Необходимо лечиться, и не где-нибудь, а на хорошем европейском курорте. И наш герой, впервые покидая пределы родины, опасался, что вряд ли


сумеет освоиться там так, как освоились некоторые его соотечественники. За границей, кстати, он встречался чаще других с одним уже известным писателем, удивляясь новому слову и явлению, которому тот посвятил роман.

(просмотр фрагмента

из к\ф «Отцы и дети»)

  • Назовите автора и роман.

(И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС ШЕСТОЙ ПЕЧАТИ

ЧТО ЭТО ЗА СЛОВО И ЯВЛЕНИЕ, КОТОРОМУ ТУРГЕНЕВ ПОСВЯТИЛ РОМАН?

(ответ: нигилизм)

7. Новый успех нашего героя – сатирические сказки. Этот жанр, основывающийся на иносказании, позволил автору отразить все особенности и процессы русской жизни 80-х годов 19 века, представить русскую общественную структуру, идейные течения, психологию целых общественных групп и слоёв. Но его путь сатирика и путь руководимого им журнала не были усыпаны розами. В эту тяжёлую пору его поддержал известный писатель-драматург.

(Просмотр фрагмента

из к\ф «Жестокий романс»)

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС СЕДЬМОЙ ПЕЧАТИ

НАЗОВИТЕ ФАМИЛИЮ ЭТОГО ДРАМАТУРГА.

(А.Н.Островский)



А теперь вопрос всей нашей игры – кто же наш герой?

(Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин)

Дополнительный вопрос: как связано имя этого писателя с Талдомским краем?

(Он родился в селе Спас-Угол)



Полный текст материала Конспект урока литературы в 10 классе "Знакомство с жизнью и творчеством М.Е.Салтыкова-Щедрина" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Минеева Людмила Ивановна  lydmilamineeva
24.11.2010 7 16340 1562

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК