Слайд 1
Способы
Способы
образования
образования слов
слов
вв русском
русском языке
языке
Неудачина Наталья Викторовна
МОУ «СОШ № 26» г. Зима
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 26» г. Зима
Учитель русского языка и литературы
Неудачина Наталья Викторовна
Урок русского языка в 5 классе
«Способы образования слов в русском языке»
Цели и задачи учебного задания:
изучить основные способы образования слов в русском языке;
формировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав;
формировать орфоэпические и орфографические навыки;
формировать умение определять часть речи, группировать слова по общему признаку;
формировать умение обобщать и делать выводы;
воспитывать интерес к предмету средствами русского языка, умение оценивать свою деятельность.
Тип урока: урок усвоения нового материала с использованием ИКТ ресурсов.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер, (интерактивная доска);
опорный конспект урока;
обучающая презентация;
карточки для словесного лото.
Структура урока:
Организационный момент
Всесторонняя проверка знаний
Изучение нового материала
Первичное закрепление материала
Физминутка
Формирование умений и навыков
Итог урока
Домашнее задание
Ход урока
I. Орг. момент (слайд 1)
II. Всесторонняя проверка знаний
1. Орфографическая разминка (весь класс)
Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить выбор орфограммы. (слайд 2)
Пр..ползти, бе..конечный, предл..гать, выт..рать, пр..большой, ра..сказать, предл..жение (проверка по цепочке у доски).
2. Орфоэпическая разминка (у доски одновременно с орфографической разминкой) – индивидуальное задание.
Баловать, квартал, щавель, позвонишь, включишь, каталог.
Проверить всем классом, если дети видят ошибку в постановке ударения, то хлопают в ладоши. Слова, в произношении которых были допущены ошибки, записать в тетрадь.
3. Распределительный диктант (весь класс)
Задание: распределить слова по группам: есть окончание, нет окончания. (слайд 3, 4)
Гореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, выгореть.
Взаимопроверка.
Дополнительное задание:
Найти однокоренные слова.
III. Изучение нового материала
1. Словесное лото
Задание: определить, от каких слов образованы данные.
г орюшко горе
в ыгореть гореть
п ригорок гора
Вопрос: какие морфемы участвовали в образовании слов? (приставка, суффикс, приставка + суффикс)
2. Вывод: вы определили основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный. Еще раз повторим их. (слайд 5)
IV. Первичное закрепление материала.
Задание: определить, от каких слов образованы данные, определить способ словообразования (работа у доски).
с тароватый старый (суффиксальный)
в ырасти расти (приставочный)
д ачный дача (суффиксальный)
п одруга друг (приставочный)
п одснежник снег (приставочно-суффиксальный)
п одберезовик береза (приставочно-суффиксальный)
V. Физминутка
Определить часть речи названного слова. Если это существительное – хлопаем, если глагол – топаем (учитель читает вслух).
Синева, бежать, горец, забыться, прилив, росток, вырасти, снегопад, облегчить, свитер, углубить, тишина.
VI. Формирование умений и навыков
1. Распределительный диктант
Задание: 1 ряд выписывает слова, образованные приставочным способом, 2 ряд – приставочно-суффиксальным, 3 ряд – суффиксальным.
Соавтор, приморский, краснота, подставить, краснота, настольный, мудрость, подоконник, премилый, горец.
Фронтальный опрос, сверить работу со слайдами. (слайд 6)
2 . Схематический диктант (слайд 7, 8)
Задание: не записывая слов, составьте их схемы. Например: зорька
Грибника, хохотушка, засветит, комариный, сохранишь, подорожник.
Самопроверка по слайдам.
Как вы оцените свою работу?
VII. Итог урока
Вопросы:
Сколько способов образования слов мы изучили? Назовите их.
В чем особенность приставочно-суффиксального способа словообразования?
VIII. Домашнее задание
Параграф 42, задание на выбор (слайд 9):
1. Составить рассказ о том, что нового узнали на уроке, как поняли материал.
2. Творческое задание: сочинить свою сказку о том, как образуются слова.
Список литературы:
Учебник «Русский язык. Теория» под ред. В.В. Бабайцевой;
Учебник «Русский язык. Практика» под ред. В.В. Бабайцевой;
Г.А. Богданова «Опрос на уроках русского языка», 1996, стр. 223;
Н.Г. Ткаченко «Тесты по грамматике русского языка», ч.1, стр.8.
Автор: Неудачина Наталья Викторовна
→ zvezda9614 26.11.2010 12 34543 3019 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.