Урок внеклассного чтения для 8 кл. «Береги честь смолоду» (по роману В. Каверина «Два капитана»)





Тема урока: «Береги честь смолоду» (по роману В. Каверина «Два капитана»)

Тип урока: урок-диспут.

Цели урока: 1) рассмотреть, как решаются в романе вопросы долга, чести, патриотизма; 2) настроить учащихся на размышления о нравственных категориях: “добро и зло”, “честность и предательство”, “дружба и вражда”, “любовь и ненависть”, “верность долгу”, “любовь к родине”; 3) направить процесс обсуждения на формирование умений логично и аргументировано строить высказывание.


Подготовка к уроку: за 2-3 недели до урока учащиеся получают вопросы, на которые готовят ответы, читая роман. Одному из учащихся дается задание – подготовить сообщение о том, как Каверин работал над произведением.


Оборудование:

1. Эпиграфы, написанные на доске: «Береги честь смолоду», «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».

2. Перечень основных вопросов к роману.

3. Рисунки учащихся к роману «Два капитана».

4. Портрет В. Каверина.

5. Отдельные моменты из романа, записанные на диск.


Время проведения: после уроков по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».



Ход урока:

  1. Оргмомент.

II. Доклад «Каверин и его повесть», подготовленный учеником.


III. Вступительное слово учителя.

а) Что такое долг, честь, патриотизм?

б) Как понимали значение этих слов герои прошедших поколений?

в) Как вы понимаете значение этих слов?


VI. Беседа по содержанию повести.

1) Что понравилось в повести больше всего? (Для тех, кто рисовал иллюстрации: чем поразил эпизод, изображенный тобой на иллюстрации?)

2) Почему так называется роман?

3) Какую роль в жизни Сани сыграло осуждение его отца (звучит текст «Происшествие на мосту»).

4) В связи с чем о Сане были сказаны такие слова: «Слабый, а смелый»?

5) Как воспитывал Саня волю и характер?

6) Какое значение это имело для его дальнейшей жизни?

7) Что помогло Сане стать настоящим человеком?

8) Что привлекло его в капитане Татаринове? ( звучит текст «История экспедиции»)

9) Что искали оба капитана и за что боролись?

10) Как они оба понимали долг, честь?

11) В чем проявили патриотизм? ( звучит текст «Служба Сани на севере»)

12) Почему Сане удалось найти следы экспедиции?

13) Сильная ли воля у Николая Анатольевича, Ромашки?

14) Что роднит этих героев?

15) Чего в жизни добиваются Саня и Татаринов, Николай Анатольевич и Ромашка и для чего живут эти люди?

V. Обобщение. Как понимаете слова 2-го эпиграфа? (О счастье жить для других, для того, чтобы другим было светлее, лучше)

VI. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Счастье и благополучие – одно ли это и то же?»


Полный текст материала Урок внеклассного чтения для 8 кл. «Береги честь смолоду» (по роману В. Каверина «Два капитана») смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Румянцева Татьяна Валерьевна  Татьяна_Румянцева
04.01.2011 3 7952 897

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК