Урок литературы в 5 классе по теме: «В.М. Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinсeps»


#Admin##################################################A#d#m#i#n#######S#i#m#S#u#n###########################################�#@#ӝ9# �:#�2�#########��;##��#@1�#

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»



Урок литературы в 5 классе

по теме «В.М. Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinсeps»»

Урок разработан учителем русского языка и литературы

Чернаковой С.Д.

г. Радужный

2011

Урок по теме:

«В.М. Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinсeps»»

Цели: кратко ознакомить учеников с творческой биографией В.М.Гаршина; выявить основную идею сказки; продолжить работу по пониманию прочитанного, умению «вести диалог с автором», пониманию героев и сопереживанию.

Оборудование: портрет В.М.Гаршина; иллюстрация к сказке, презентация учащейся.

  Задачи: развивать понятие о литературной сказке;

расширить представления пятиклассников о творчестве В.М. Гаршина;

проанализировать художественное и идейное своеобразие сказки «Attalea Prinсeps»;

развивать речь, творческое мышление.

   Основные виды деятельности: выразительное чтение; устные ответы на вопросы учителя и учебника; работа с текстом, словарная работа с литературоведческими терминами.

На уроке используются приемы проблемно-диалогического обучения, приемы технологии формирования правильного типа читательской деятельности.

      Термины: сюжет, новелла

Компетенции: общеучебные - применять при анализе сказки литературоведческие термины; информационные – находить информацию, уметь передать ее.











Этапы урока,

время

Учитель

(наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учащимися)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска и оборудование

Ученики

(записи внесены после проведения урока в 5 классе)

Организационный момент

2 минуты

Здравствуйте! Когда люди встречаются, они улыбаются друг другу, обмениваясь хорошим настроением.

А всегда ли улыбка бывает доброй, приветливой?

Ирония может быть веселой и грустной, беззлобной и язвительной.

Для раскрытия авторской оценки необходимо учитывать широкое использование иронии.

А сейчас я вам предлагаю сделать остановку на станции «Attalea Prinсeps» в нашем с вами путешествии по стране « Русская литература 19 века». Помним, что в этом учебном году вы делаете свои шаги за горизонт.




Иногда улыбка бывает ироничной, насмешливой

Ирония (притворство, насмешка)- выражение насмешки.


Актуализация знаний.

Проверка домашнего

задания.

10 минут

На прошлом уроке вы предполагали, что означает Attalea Prinсeps. Давайте вспомним эти предположения.



Дома вы прочитали произведение, провели диалог с автором, проверили предположения. Назовите, какое из предложенных предположений, самое верное? А где в тексте есть этому подтверждение?



Дома вы читали статью учебника «Всеволод Михайлович Гаршин»

было задано индивидуальное задание: из дополнительных источников информации подготовить сообщение о биографии и творчестве В.М.Гаршина

Слушаем внимательно, готовим вопросы, после сообщения как всегда оцениваем (сначала высказываем положительные моменты, потом указываем на недостатки)







Что нового вы узнали из подготовленного сообщения? Значение, каких слов вы не знаете?


Высказывают предположения.




Это латинское название (может быть животное или растение). В сноске сказано, что это научное название пальмы.










Сообщение уч-ся








Учащиеся готовят вопросы,

уточняют значение новых слов.




















- название корабля

( Гаршин написал сказку «Лягушка – путешественница»,

Корабль – путешествия и приключения)

- это латинское название (может быть животное или растение)

- принцесса, которую звали Аталией (по созвучному названию)

















Сообщение сопровождалось презентацией, подготовленной учащейся 5 класса. ( Приложение 1)

Сообщение интересное, содержит новую информацию, рассказано доступным языком.

Презентация яркая, наглядная, все слайды выполнены в одном дизайне.

Соблюдаются правила составления презентаций (читаемость, использование не более 3 цветов в тексте, выделен новый термин -новелла). Недостаток – нет картинок, кроме портретов писателя.

Вопросы и высказывания учащихся:

Узнали о биографии писателя, что он был болен, покончил с собой. Узнали о творчестве Гаршина.

Что такое новелла?

Так как учащаяся не смогла объяснить значение слова, хотя и выделила его, работаем со словарем.

НОВЕЛЛА (малый повествовательный жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности).

Теперь понятно, почему в «Attalea Prinсeps» такой печальный конец, Гаршин сам был болен и сильно переживал несправедливость.

Формулирование темы.

Планирование деятельности

5 минут

Итак, мы с вами узнали о личности и творчестве В.М.Гаршина. Как вы думаете, что еще нам нужно узнать?

Какой будет тема урока?






Хорошо. Давайте только внесем поправки в формулировку темы. Человек обостренной совести. Сказка. Запишите тему в тетради.

Какие у вас возникли вопросы? Что нам предстоит выяснить? Сформулируйте цель урока, определите план действий

В.М. Гаршин. Особенности рассказа «Attalea Prinсeps», выявить, чем отличается этот рассказ от других.

Характеристика главных героев.








Цели урока: знакомство с биографией В.М.Гаршина; выявить основную идею сказки; продолжить работу по пониманию прочитанного, умению «вести диалог с автором», пониманию героев и сопереживанию.

  Задачи: развивать понятие о литературной сказке; расширить представления о творчестве В.М. Гаршина; проанализировать художественное и идейное своеобразие сказки «Attalea Prinсeps»










Открывается тема урока

«В.М. Гаршин. Человек обостренной совести. рассказ «Attalea Prinсeps»»

Учитель записывает на доске

План действий:

  1. Найти отличительные черты сказки;

  2. выявить художественное своеобразие;

раскрыть авторскую ироничную оценку через диалог с автором;

4. Найти опорные слова для характеристики главных героев.

Мы дома читали рассказ, нам нужно поговорить о нем.

Мы знакомились с биографией и творчеством писателя. Тема может быть следующей:

В.М. Гаршин.. Человек и писатель. Образ пальмы в рассказе «Attalea Prinсeps»




Что такое обостренная совесть?

Почему это сказка, а не рассказ?


В сообщении было сказано о больной совести дворян, о том, что зло побеждало в жизни добрые замыслы и поступки неравнодушных людей, об угнетении человека человеком. Это основные темы Гаршина. Гаршин принимал все зло близко к сердцу, сильно переживал, заболел, не смог даже жить, покончил с собой.

Цели: проанализировать, как биография автора повлияла на его творчество, выявить основную идею произведения, продолжить учиться как вести диалог с автором.


План действий:

1.найти отличительные черты сказки;

2.выявить художественное своеобразие; раскрыть авторскую ироничную оценку через диалог с автором;

3. найти опорные слова для характеристики главных героев.


Открытие нового знания

10 минут

В соответствии с намеченным планом

выполняем задания:

  1. Компетентностно-ориентированные задания (самостоятельная работа, оценивание - работа в парах) Приложение 2. На прошлом уроке вы продолжали работу по заполнению таблицы. У вас заполнены графы по сказкам А.С.Пушкина, А. Погорельского. Сегодня вы заполните последнюю графу. На выполнение дается 5 минут.

После выполнения обменяйтесь своими заданиями с соседом по парте и оцените друг друга. Проверяем. А теперь оцените себя сами.







Учащиеся заполняют таблицу. Анализируют выполненную работу в соответствии с поставленной целью, оценивают себя.






Учащиеся озвучивают свои ответы, вносят исправления и корректировки, делают вывод об отличительных особенностях литературой сказки













Вывод: для создания литературной сказки авторы используют литературные приемы: аллегорию, гротеск, олицетворение. Сюжет сказки построен на реальном событии. (стихотворение о пальме «Пленница»). Автор увидел похожую пальму в оранжерее, придумал сказку. В сказке «Attalea Prinсeps» существует особое время (глубокая осень) и замкнутое пространство (оранжерея), происходят особые события (пальма пробивает стекло). У литературной сказки есть автор.

В литературной сказке фантастика преподносится как реальное, служит для передачи авторской идеи






































Продолжаем выполнять работу по намеченному плану

  1. В чем художественное своеобразие сказки?

Читаем по роям текст и ведем диалог с автором.

«Она была очень красива».



«Отличный ученый директор»


Запишем в тетради.



Что хотел сказать автор словами «… уж если что-нибудь сказал человек науки, так нужно молчать и слушаться»?


Можно сделать вывод о художественном своеобразии сказки?





  1. Давайте выберем и выпишем опорные слова, которые помогут охарактеризовать героев сказки.



Чтение по ролям



Сравнивается с драгоценным камнем


Ученый директор звучит иронично.

«… уж если что-нибудь сказал человек науки, так нужно молчать и слушаться»



Использование автором иронического взгляда при описании героев сказки

Кактус – «пузатый»

Корица – «меня никто не обдерет»

Пальма - гордо, гордячка.

Травка - маленькая и вялая











Отличный ученый директор, ботаник.







Кактус – пузатый, свеж и сочен (надменный, довольный жизнью)

Корица - «меня никто не обдерет», скучающая.

Пальма – гордячка, гордо, ее гордые слова. Мертвая, лежавшая в грязи, полузасыпанная снегом. Простор, ветер, свобода, тоска по родному краю.

Травка - маленькая и вялая, слабая и беззащитная








Ирония – «Сквозь толстые прозрачные стекла виднелись заключенные растения» Растения как заключенные в тюрьме:

оранжерея - красивое место – а для растений тюрьма.

Похож на обезьянку, сам как в тюрьме – заключил себя в будочку. Не в будку, а будочку. Гаршин очень ехидно отзывается о директоре.



«Молчать и слушаться» - эти глаголы может употребить какой-нибудь генерал, а не человек науки.



В сказке В.М. Гаршина «Attalea Prinсeps» художественное своеобразие заключается в использовании автором приема иронии. Этот прием позволяет показать гордую и сильную пальму, вялую маленькую травку как героев, которые имеют собственные взгляды и убеждения.


Кактус – пузатый, свеж и сочен (надменный, довольный жизнью)

Корица - «меня никто не обдерет», скучающая.

Пальма – гордячка, гордо, ее гордые слова. Мертвая, лежавшая в грязи, полузасыпанная снегом. Простор, ветер, свобода, тоска по родному краю.

Травка - маленькая и вялая, слабая и беззащитная

Применение нового знания

5 минут

Итак, вы закончили работу по выполнению плана действий. Как вы думаете, цели нашего урока достигнуты?

А в чем заключается основная идея сказки? Ваши предположения.

Можно считать это предположение – главной идеей произведения ?

Пальма любила свободу больше жизни и выбрала смерть, нежели жизнь в неволе.


Не выявлена основная идея сказки.

Пальма знала, что такое боль и одиночество. Но, несмотря на это она все равно тянулась к настоящему голубому небу. Она предпочла умереть, только быть свободной.

Итог урока, домашнее задание

5 минут

Поразмышляем над прочитанным. Писатель Владимир Порудоминский писал об «Attalea Prinсeps»: «Некоторым читателям конец гаршинской сказки показался чересчур мрачным: он словно напоминает обреченность борьбы…» Перед вами цитата, подберите по смыслу слова и вставьте их в пропуски и сдайте выполненные работы.

Приложение 3

Подведем итоги урока: что нового мы узнали?














Каким будет домашнее задание?

Подготовить развернутый ответ на вопросы писателя В. Порудоминского, используя цитаты из текста сказки для подтверждения своих мыслей. стр 163 учебника.

Время остановки на станции «Attalea Prinсeps» в нашем с вами путешествии по стране «Русская литература 19 века» истекло. На следующем уроке нас ждет новое путешествие и знакомство произведениями М.Ю. Лермонтова.

Вы сделаете еще один шаг за горизонт..

Спасибо за работу на уроке.

Учащиеся выполняют работу.









В.М. Гаршин -человек обостренной совести. Он чутко реагировал на несправедливость, уважал стремление к свободе. Его произведения отражают свободолюбивый взгляд на мир.













В.М. Гаршин - человек обостренной совести. Главный образ сказки «Attalea Prinсeps» - гордая пальма. Ее стремление к свободе осуждалось и осмеивалось. Несмотря на унижения и боль

пальма пробила железную решетку, не смирилась с теми жизненными условиями, в которых жила много лет. Она помнила простор, родной край и свободу.










Ответить на вопросы писателя.

Приложение 1. Комментарий учителя: данная таблица заполняется постепенно при изучении «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, сказки «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельского, сказки «Attalea Prinсeps» В.М. Гаршина.

Критерии оценивания представлены на обратной стороне задания.

Компетентностно-ориентированное задание: продолжить заполнение таблицы «Литературная сказка: черты литературной и народной сказки. Средства создания фантастики в литературной сказке».

Фантастика (способность воображать) – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира.

Цель: выявить черты литературной сказки, сделать вывод об отличии народной от литературной сказки

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

В.М. Гаршин. Сказка «Attalea Prinсeps»

Черты русской народной сказки:




сказочные элементы




постоянные эпитеты




сравнения




числа




герои




развязка




Черты литературной сказки




литературные приемы




источник сказки




Средства создания

явной фантастики

предметы

герои

детали



Средства создания

неявной фантастики

предметы

герои

детали



Особое время и пространство




Особые события




Вывод:








Критерии оценивания:


«3» - сделан вывод (3 правильно), правильно приведены примеры ( заполнено более 50% ) в каждом пункте задания


«4» - сделан вывод (4 правильно), правильно приведены примеры (заполнено более 60%) в каждом пункте задания


«5» - сделан вывод (5 правильно), правильно приведены примеры ( заполнены все графы) в каждом пункте задания




Приложение 2.

Задание: Внимательно и вдумчиво прочитайте цитату, подберите по смыслу слова и вставьте их в пропуски.



Писатель Владимир Порудоминский писал об ««Attalea Prinсeps»: «Некоторым читателям конец гаршинской сказки показался чересчур ________ : он словно напоминает обреченность борьбы. Но если пальму, изведавшую гибельный _________, снег, _______, снова засадят за решетку оранжереи – ________ ли она? Утешится ли тем, что в обмен на __________ обрела тепло и пищу? Или не может ______ за решеткой, не может не ________ вверх, сокрушая железо?..»

Литература


1. Гаршин В.М. Сочинения. - М., 1983.


2. Григорьева О.А. Конспект урока "Сказка В.М. Гаршина "ATTALEA PRINCEPS"// http://www.buzuluk-gimn.narod.ru/urok.doc


3. Латынина А. Всеволод Гаршин. Творчество и судьба. - М., 1986.


4. Порудоминский В. Грустный солдат, или Жизнь Всеволода Гаршина. - М., 1987.


5. Современники о В. М. Гаршине. Воспоминания. - Саратов, 1977.



Слайд 1
Имя при рождении: Всеволод Михайлович Гаршин Дата рождения: 2 (14) февраля 1855 Место рождения: Екатеринославская губерния Дата смерти: 24 марта (5 апреля) 1888 (33 года) Место смерти: Санкт-Петербург Род деятельности: писатель, критик
Слайд 2
В. М. Гаршин. Портрет работы И. Репина (1884)
Слайд 3
 Род Гаршиных — старый дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы Горши или Гарши, выходца из Золотой Орды при Иване III.  Детство провёл в военной среде (отец Михаил Егорович Гаршин (1817—1870) был офицером). Уже ребёнком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие (впоследствии страдал приступами нервного расстройства). Учился в Горном институте, но не закончил его. Война с турками прервала его занятия: он поступил добровольцем в действующую армию, был ранен в ногу; выйдя в отставку, отдался литературной деятельности.  В 1880 году, потрясённый смертной казнью молодого революционера, Гаршин заболел психически и был помещён в лечебницу для душевнобольных.
Слайд 4
 19 марта 1888 года после мучительной, бессонной ночи Гаршин вышел из своей квартиры, спустился этажом ниже и бросился с лестницы в пролёт. Его подняли разбитого, с переломленной ногой, и перенесли в квартиру. Несколько часов он пробыл в сознании, затем его перевезли в больницу Красного Креста, где он, вскоре по прибытии, впал в бессознательное состояние и уже не выходил из него до смерти. 24 марта 1888 года Всеволод Михайлович Гаршин скончался, не приходя в сознание.  Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее-некрополе Санкт-Петербурга.
Слайд 5
На литературное поприще Гаршин выступил в 1876 году с рассказом «Четыре дня», сразу создавшим ему известность. В рассказе ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус». Герой рассказа «Трус» последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.
Слайд 6
В «Художниках» Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью.
Слайд 7
В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов — «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его и будет уничтожено всё зло мира.
Слайд 8
Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Лягушка-путешественница», где гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора; «Сказание о гордом Аггее» (пересказ легенды об Аггее), «Сигнал» и другие.
Слайд 9
 Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости.  Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.
Слайд 10
Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.
Слайд 11
 Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» («Четыре дня»).  Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину. Не большой внешний мир мог изображать Гаршин, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.  В этом было временное спасение от мук совести, искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» — «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы.  Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.
Слайд 12
 «Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов — это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком — основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов.  От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои Гаршина, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь…

Полный текст материала Урок литературы в 5 классе по теме: «В.М. Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinсeps» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чернакова Светлана Дмитриевна  elenaropot1
28.01.2011 5 13713 1978

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК