Слайд 1
«Всё, что не проза, то стихи,
а всё, что не стихи, то проза»
Ж.Б. Мольер
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы
ННОУ СОШ «Олимп-Плюс» ЗАО г. Москвы
Храповой Татьяной Викторовной.
«Всё, что не проза, то стихи, а всё, что не стихи, то проза»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ЗАДАНИЕ 1.
Ветер
упал, стало тихо повсюду,
но тяжелая
рожь более не поднялась.
Антошка
поглядел туда, где живет
бабушка, и
он увидел ее.
А. П. Платонов
Нелюдимо
наше море,
День и ночь шумит оно;
В
роковом его просторе
Много бед
погребено.
Н. М. Языков
Последний
день июля месяца.
На тысячи верст
кругом Россия,
родной край. Безветрие,
теплынь.
Воздух - молоко парное!
И. С. Тургенев
ЗАДАНИЕ 2.
Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются. Запишите пары в тетрадь. (Работа по вариантам)
А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли.
Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.
ЗАДАНИЕ 3.
“ Очень-очень вкусный пирог”.
Я захотел устроить
бал,
И я гостей к себе …….
Купил
муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый
…….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но
что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало
сил,
Потом кусочек ………….
Потом
подвинул стул и сел,
И весь пирог в
минуту …….
Когда же гости подошли,
То
даже крошек ………..
Д.Хармс
ЗАДАНИЕ 4.
Прочитайте самостоятельно и скажите – стихи это или проза.
Под
большим шатром голубых небес вижу - даль
степей зеленеется. И на гранях их, выше
темных туч, цепи гор стоят великанами.
По степям в моря реки катятся, и лежат
пути во все стороны.
И.С.
Никитин
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 5.
СЛУЖИЛ ГАВРИЛА ПОЧТАЛЬОНОМ,
ГАВРИЛА ПИСЬМА РАЗНОСИЛ…
Репортёр, дворник, инженер, учитель, депутат, акробат.
ЗАДАНИЕ 6.
Карточка 1. Мой друг Кук
Мой друг – водитель по имени _______ . Утром в субботу идёт на _____________ . На ужин ест кашу и весь вечер ________ . Он ест поганки прямо из _____________ . И греет ноги в воде, в большущей __________ .
Работу Кук пляшет банки сковороде
Карточка 2. Кура по имени Шура
Наша сестрица – важная _______ . Она рисует всякие штучки большой фиолетовой _______ . Напевая весёлые песни, Шура пишет красивую _______ . Храбрая Шура (будь что будет) покажет работу серьёзным _______ . Они предложат отличную цену, но Шура прибьёт картину на _______.
Ручкой птица десять людям стену
Карточка 3. Сашка – букашка
Вот букашка по имени _______ . Сашка очень упрямый и не слушает _______ . Сашка живёт хорошо: он залез в цветочный _______ . В летний солнечный день он забирается в _______ . Букашки смотрят волшебные сны от самой осени и до _______ .
Маму Сашка горшок тень весны
ПРИЛОЖЕНИ 1.
Ж.Б.Мольер.
Мещанин во дворянстве.
Отрывок.
<Богатый купец господин Журден хочет быть похож на дворянина и нанимает учителей, чтобы научиться хорошим манерам. Жена не одобряет его, а он пытается убедить её пользе «учёности».>
Из действия второго, явления шестого.
Г-н Журден. …А теперь я должен открыть вам секрет. Я влюблен в одну великосветскую даму, и мне бы хотелось, чтобы вы помогли мне написать ей записочку, которую я собираюсь уронить к её ногам.
Учитель философии. Отлично.
Г-н Журден. Ведь правда, это будет учтиво?
Учитель философии. Конечно. Вы хотите написать ей стихи?
Г-н Журден. Нет, нет, только не стихи.
Учитель философии. Вы предпочитаете прозу?
Г-н Журден. Нет, я не хочу ни прозы, ни стихов.
Учитель философии. Так нельзя: или то, или другое.
Г-н Журден. Почему?
Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами.
Г-н Журден. Не иначе, как прозой или стихами?
Учитель философии. Не иначе, сударь. Всё, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза.
Г-н Журден. А когда мы разговариваем, это что же такое будет?
Учитель философии. Проза.
Г-н Журден. Что? Когда я говорю: «Николь! Принеси мне туфли и ночной колпак», - это проза?
Учитель философии. Да, сударь.
Г-н Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Большое Вам спасибо, что сказали.
Урок литературы в 5 классе по основам стихосложения.
«Всё, что не проза, то стихи, а всё что не стихи, то проза»
Храпова Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
ННОУ СОШ «Олимп-Плюс»
ЗАО г. Москвы
Цель:
- формирование системы универсальных учебных действий;
-познакомить с различием стихотворной и прозаической речи;
-дать определение рифме, ритму, формировать представление о белом стихе.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: - интерактивная доска,
- В.Коровина. Литература. Учебник для 5 класса – с. 110-111,
- несколько карточек с фрагментами орнамента (рисунок 1,2),
- раздаточный материал (Приложение 2).
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте. Начинаем наш урок. Поздоровайтесь с гостями. Слайд 1.
Прочитайте, как называется наш урок. Спасибо.
Посмотрите небольшую инсценировку и попробуйте сформулировать цель урока, т.е. поставить на предстоящие 45 минут учебную задачу.
Создание эмоционального настроя.
Итак, отрывок из пьесы Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве» представляют:
Господин Журден –
Учитель философии -
Спасибо актёрам. Садитесь на места.
- Знали ли вы это раньше? Или не подозревали, подобно господину Журдену, что говорите прозой?
Если это так, то вам ещё далеко до сорока и узнаете вы о стихах и прозе гораздо раньше - сегодня на уроке.
Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Какие понятия рассмотрим?
Вывешивание на доску карточек с понятиями: стихи, проза, законы стихосложения, ритм, рифма.
Объяснение нового материала.
Проза и стихи.
- Да, в обычной жизни мы стихами не говорим. (Бывают, правда, моменты в жизни, когда хочется говорить стихами, но это особые случаи, о них поговорим позднее). А ведь литература- это искусство, часто литературу называют искусством слова. Как это понимать?
Что используют при создании музыкального произведения искусства?
…живописного?
…скульптуры?
Конечно, художник – цветом, а писатель и поэт – словом создают свои шедевры. Но чтобы создать стихотворный шедевр, нам надо ещё подучиться. А для начала проверить: различаем ли мы стихи и прозу.
- Прочитайте отрывки и сделайте свой выбор. Ответ объясните. Слайд 2.
Ветер упал, стало
тихо повсюду,
но тяжелая рожь более
не поднялась.
Антошка поглядел туда,
где живет
бабушка, и он увидел
ее.
А. П. Платонов
Нелюдимо наше
море,
День и ночь шумит оно;
В
роковом его просторе
Много бед
погребено.
Н. М. Языков
Последний день
июля месяца.
На тысячи верст кругом
Россия,
родной край. Безветрие,
теплынь.
Воздух - молоко парное!
И. С. Тургенев
-В стихах есть рифма.
-Назовите рифмующиеся слова, где они располагаются в строках.
-Предполагаемый ответ. Стихотворение Н.М. Языкова, потому что рифмуются слова «море» - «просторе», «оно» - «погребено». Эти слова заканчивают строки. Слайд 3.
2. Рифма.
Что такое рифма? Попробуйте дать определение. Сравним это определение с данным в учебнике на стр. 110. Откройте. Прочитайте. Хорошо. Запомните определение рифмы. Слайд 4.
Ри́фма (этимология не доказана, возможно от др.-греч. ῥυθμός — размеренность, ритм или древне-нем. rim — число) — созвучие в окончании двух или нескольких слов.
Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются:
А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли.
Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.
- Запишите пары в тетрадь. (Работа по вариантам)
А теперь попробуем подобрать рифмы в стихотворении Д.Хармса “ Очень-очень вкусный пирог”. Слайд 5.
Я захотел устроить
бал,
И я гостей к себе …….
Купил
муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый
…….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но
что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало
сил,
Потом кусочек ………….
Потом
подвинул стул и сел
И весь пирог в
минуту …….
Когда же гости подошли,
То
даже крошек ………..
Вывод: что важно для стихотворения?
-Рифмующиеся слова на конце строчек.
3. Белый стих.
- А теперь посмотрите на следующий отрывок текста. Слайд 6.
-Прочитайте самостоятельно и скажите – стихи это или проза.
Под большим
шатром голубых небес вижу - даль степей
зеленеется. И на гранях их, выше темных
туч, цепи гор стоят великанами. По степям
в моря реки катятся, и лежат пути
во
все стороны.
И.С. Никитин
Задумались?
Посмотрите, как записал свое произведение автор: Слайд 7.
Под большим
шатром
Голубых небес
Вижу - даль
степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во
все стороны.
И.С. Никитин
-Послушайте, как я его прочитаю. Похоже на стихи?
-Рифма есть? Сравните слова, заканчивающие строчки.
-Здесь нет рифмы.
- Но нет и обмана. Это действительно стихи, но только без рифмы. Такие стихи называются белыми.
-Значит, должно быть что-то ещё, кроме рифмы. Что же это?
4. Ритм.
-Действительно, стихи от прозы отличает не только рифма, а что-то более важное. Чтобы понять это, посмотрите на этот орнамент. Слайд 8,9.
Красота этого узора заключена в повторении отдельной части. Глазу приятно такое равномерное повторение. Орнаментальный ряд можно продолжить до бесконечности. (Показывается еще один - два орнамента).
- А если я возьму одну деталь первого орнамента и одну деталь второго (третьего), вам нравится такой узор?
- Может, кто-нибудь знает, как называется правильное чередование? (Предположительный ответ: ритм).
Определение найдем на стр. 111 в учебнике. Запишите его в тетрадь. Запомните. Слайд 10.
- А где вы встречались с ритмом, кроме узора? (Маятник часов, биение сердца, смена дня и ночи, отлив - прилив, капель, вода из крана...)
- Ритмы везде: внутри нас и вокруг нас.
-Но вернемся к стихам.
-Запомните! Стихи создает не рифма (хотя в большинстве стихов она есть), а ритм. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. Чтобы хорошо прочитать и понять стихи, надо прислушаться к биению ритма, при чтении подчиниться ему.
-Как отследить ритм в стихотворении?
-Стихи можно «отстучать», то есть задать ритм.
-Чтобы все-таки не портить нашим неумелым «раз-два» настоящие стихи, давайте познакомимся с горе - поэтом Никифором Ляписом из книги И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».
-Он все время сочиняет поэмы на разные темы, но герой его поэм всегда один - Гаврила. В одной поэме Гаврила почтальон, в другой - охотник, хлебопек и т.д. Ляпис посылает свои поэмы в разные журналы, но ни один из них их не печатает.
-Если захотите узнать о судьбе Гаврилы, чуть позднее прочитайте роман Ильфа и Петрова.
-А теперь «просчитаем» одно из стихотворений Ляписа:
Слу-жил –Гав-ри-ла-
поч-таль-о-ном
Гав-ри-ла –пись-ма-
раз-но-сил...
(Гаврила ждал в
засаде зайца
Гаврила зайца подстрелил.)
Какой у них ритм, иначе говоря, размер? Ударный каждый второй слог.
А теперь поиграем: я называю первую строчку, а вы сочиняете вторую.
Служил Гаврила педагогом...
Варианты ответов:
1)Гаврила русскому учил...
2)Гаврила алгебру любил ...
Запись на доске: Слайд 11.
Репортер, дворник, инженер, учитель, депутат, акробат.
Какие слова не подходят и почему.
Мы можем подставить только 4-х сложное слово с ударением на 3-ем слоге - название должности в ТВ. падеже.
Вывод: Ритм стихов (даже ненастоящих) зависит от количества слогов и расположения ударения.
Актуализация знаний.
Давайте вернёмся к белым стихам И.С.Никитина. Там нет рифмы. Проверим, есть ли ритм. Слайд 12.
У дарный слог обозначают
Б езударный слог обозначают
Расставив ударения, учащиеся приходят к выводу, что здесь есть правильное чередование ударных и безударных слогов, то есть ритм. Значит, это стихи. Но здесь нет рифмы, значит, стихи - белые.
Старайтесь развивать в себе чувство ритма, читая стихи вслух и про себя.
-А сейчас проверим свои силы. Попробуем составить свои сказки, подбирая правильно рифмы и соблюдая ритм. Творческое задание №6. (Акцент на словах для справок сделать только для слабо подготовленных детей.)
Чтение работ. Оценивание коллективное.
5. Итог урока.
Пора завершать урок.
Подведем итоги. Слайд 13.
Над какой темой мы работали?
Как называется род литературы, где главное рифма и ритм?
Что такое рифма? (приведите примеры)
Что такое ритм? (приведите примеры)
Какие стихи называются белыми?
(Выставление оценок за урок.)
Домашнее задание. Слайд 14.
Выучить термины (ритм, рифма, стопа, буриме).
Составить стихотворения по рифмам.
океан - уши - ураган - суши
огонь - ладонь - конь - гармонь
стакан - банан - карман - обман
сок - молоток -
Наташка - чебурашка
7. Рефлексия.
Поднимите руку те, кому понравился урок?
Поднимите руку те, кто считает, кто усвоил тему хорошо, понял, что такое рифма и ритм.
Впереди ещё много интересного по теме стихосложение. Скоро я вам расскажу о том, что рифмы бывают мужские и женские, кольцевые, перекрестные и другие, о том, что есть понятие стихотворного размера, научу различать ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест.
В завершении урока мой вам завет. Я сама его сочинила, пользуясь правилами стихосложения.
Наполнить ум и душу светом,
Про ритм и рифму всё понять,
Тогда вы сможете с успехом
Стихи прекрасные слагать.
Библиография.
Коровина В.Я. Литература. Учебник для 5 класса .- М.: просвещение, 2009.
Авлова Т.Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства. Ч.1. Учебник-хрестоматия. – Спб.: Специальная Литература, 1997.
Орнамент http://www.100polok.ru/mirrors.html?index=mirrors&page=2
Орнамент .http://www.bellydance.su/34b.php
Автор: Храпова Татьяна Викторовна
→ НашаТатьяна 05.02.2011 8 18439 2114 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.