Потребности семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха
государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Вычегодская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Тема: «Потребности семьи,
воспитывающей ребенка с нарушением слуха»
Белых Вера Михайловна,
социальный педагог
высшая квалификационная категория
2012 год
Появление в семье ребёнка с нарушением слуха всегда нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи. В такой семье ослабевают экономическая, рекреационная функции, но заметно усиливается хозяйственно-бытовая. Деформируется привычный распорядок жизни семьи, меняются супружеские отношения, психологический климат.
Можно выделить группу факторов, повышающих степень риска для жизнедеятельности этих семей:
ухудшение материального положения;
неблагоприятные изменения в социальном, профессиональном статусе родителей;
дестабилизация внутренних отношений;
неподготовленность родителей к социально-педагогической поддержке проблемного ребёнка;
болезненное переживание родителями дефицита сочувствия окружающих.
Положение ребёнка в семье, влияние семьи на его социальное развитие во многом определяются отношением родителей к факту нарушения развития ребёнка. Выделяют четыре типа отношений:
Позитивная активность: родители стремятся держать ситуацию под контролем, всемерно помогать ребёнку осваивать окружающий мир, искать возможность компенсировать его недуг, при этом, не теряя собственной социально-профессиональной самостоятельности. В таких семьях чаще всего складываются позитивные супружеские и детско-родительские отношения. Состояние ребёнка и его проблемы сближают членов семьи, в основе их взаимоотношений терпимость, уважение друг к другу, стремление взять на себя часть забот, связанных с уходом за ребёнком и его развитием.
Жертвенная активность: кто-то из родителей полностью подчиняет себя, свою жизнь ребёнку. Подобное самоотречение негативно сказывается на его социальном статусе, обедняет этого человека как личность, снижает интерес к нему. Такая позиция стимулирует развитие у ребёнка потребительского отношения, как к членам семьи, так и к другим. У членов семьи накапливается физическая и моральная усталость, которая ведёт к невротизации и обостряет и без того сложную семейную ситуацию.
Неприятие ребёнка, стремление поменьше с ним общаться. Не все члены семьи соглашаются оставить его в доме, стремятся дистанционироваться от него, по возможности передать полную или частичную ответственность учебному и медицинскому учреждениям. У отцов чаще проявляется открытая отчуждённость.
Пассивное принятие факта, примиренчество: родители выполняют минимум необходимых обязанностей по отношению к ребёнку и этим ограничиваются. Особых усилий для его развития, социализации, общения с миром родители не прикладывают. Стрессовые ситуации вызывают многие факторы: разбитые надежды, бессилие при виде физических и моральных страданий, которые испытывает ребёнок, неприятие, отвержение ребёнка здоровыми сверстниками. Одна из проблем, которая держит родителей в плену страха и напряжения, - будущее ребёнка, его способность адаптироваться в обществе.
С момента постановки диагноза жизнь семьи изменяется коренным образом.
Во всём мире семьи детей с нарушением слуха имеют в чем-то сходные потребности, но помощь, необходимая каждой из них, всегда должна планироваться индивидуально. Найти ответы на вопросы, возникающие у родителей, под силу лишь команде, в которую входит вся семья, другие родственники, знакомые, врач-сурдолог, социальный педагог, педагог- психолог, педагоги-дефектологи и т.д. Потому что у семьи могут возникнуть затруднения как чисто материального характера, так и затруднения, основанные на недостатке информации. Иногда семье может недоставать физических или моральных сил.
В 2005/2006 учебном году в ГБОУ АО «Вычегодская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» обучалось 93 учащихся от 4 лет до 21 года из разных районов Архангельской области. Семьи наших воспитанников имеют различный социальный статус и материальное положение.
Согласно социальному паспорту школы-интерната за 2005-2006 учебный год 48,3 % семей имели статус малообеспеченных, из них 19,3% - многодетные семьи; 21,5% неполные семьи, 51,6% семей - это группа «риска». А поскольку семья является первичным институтом социализации детей, средой, в которой происходит их индивидуальное развитие, то нам было очень важно узнать, в чём испытывает потребность семья с ребёнком-инвалидом, в чём ресурс её развития.
В первом полугодии 2005/2006 учебного года было проведено анкетирование родителей с целью изучения их семейных потребностей. Всего опрошено 39 родителей (47,5 %).
По результатам опроса были сделаны следующие выводы.
Для родителей на первом месте стоит потребность в информации об услугах, которые их ребенок мог бы получить сейчас и в будущем (82 %), на втором месте вопрос о получении информации о состоянии здоровья ребенка (76,9 %). Столь же остро стоит вопрос для родителей о том, как повлиять на поведение ребенка (69,2 %). На четвертом месте стоит потребность во враче, который понимал бы нужды ребенка и семьи, а также желание больше времени говорить с учителем или воспитателем ребенка (66,6 %).
Пятое место занимают: потребность в друзьях, с которыми можно разговаривать по проблемам семьи, потребность в консультации с педагогом психологом, социальным педагогом, врачом. Для родителей оказалось важным также решение вопросов, связанных с поиском книг или других источников чтения о семьях, имеющих ребенка с подобными проблемами (61,5%).
Шестое место занимает потребность в информации о том, как играть и разговаривать с ребенком (58,9 %). Следующая важная проблема получение информации о том, как растут и развиваются дети (56,4 %). Встречи и беседы с другими родителями, чей ребенок имеет сходные проблемы - эту потребность отметили 51,2 % семей. И завершает десятку самых главных потребностей потребность находить время для самого (самой) себя (46,1 %).
В следующую десятку вошли такие потребности:
потребность в консультации и помощи в получении работы (38,4 %);
расходы на питание, жилье, медицинские услуги, одежду, транспорт;
потребность в оказании помощи в поддержке друг друга в трудную минуту;
организовывать отдых (35,8 %);
знать, как объяснять состояние ребенка другим членам семьи (33,3 %);
помочь семье обсуждать проблемы и достигать их решения;
знать, как реагировать, когда друзья, соседи или незнакомые люди задают вопросы о ребенке (30,7 %);
потребность в том, чтобы поговорить с кем-то о проблемах их семьи (28.2 %);
расходы на дневной уход и другие услуги для ребенка;
расходы на игрушки (20,5 %);
получение подходящего ухода за ребенком (15,3 %).
Результаты изучения потребностей родителей наших учащихся позволили педагогам школы-интерната организовать воспитательную работу с учащимися и их родителями более эффективно, а социальную помощь сделать адресной.
Список литературы:
«Дорога – это то, как ты идёшь по ней…» Социально-реабилитационная работа с семьёй нетипичного ребёнка. Учеб. пособие / Н.А. Абрашина, Л.Н.Бабич, Е.Ю. Герасимова и др.; Под общей ред. Акад. В.Н. Ярской, доц. Е.Р. Смироновой. – Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996. – 153.
Ярская-Смирнова Е. Социокультурный анализ нетипичности. – Сарат. гос. техн. ун-т, 1997. – 272с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белых Вера Михайловна
→ VeraBelych 06.03.2012 0 2577 446 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.