Новые образовательные стандарты в начальной школе, пути реализации в МОУ «Школа-интернат с. Кепервеем»


Слайд №1
Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. Федеральный государственный стандарт второго поколения  утвержден приказом Министерства образования и науки РФ  от 6 октября 2009г. №373.

Слайд №2 (эпиграф) Слайд № 3 – мнение Виноградовой Н.Ф.

Слайд №4: Федеральный компонент государственного стандарта определил качественно новую личностно ориентированную модель школы, призванную обеспечить достижение основных целей:

•    развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учёбе, формирование желания и умения учиться;
•    духовно – нравственное и эстетическое воспитание;
•    освоение системы знаний, умений, навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
•    охрана и укрепление физического и психического здоровья;
•    сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.

Слайд №5: Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна,  прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:
- требований к результату образования,
- требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
- требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

 Слайд №6:  В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования темы, дидактические единицы. В стандарте же 2009 г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:
- личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.),
  - метапредметные (умение учиться),
  - предметные умения.

Особое место в стандарте отведено практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний в реальных жизненных условиях. В этой связи в начальной школе предполагается уделять особое внимание формированию общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет не только успешность дальнейшего обучения, но и избавляет учащихся от учебных перегрузок и их негативных последствий для здоровья.

Слайд №7: «Здоровье это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

Слайд №8: Так же общеобразовательные стандарты призваны задавать нижнюю допустимую границу уровня подготовки. До сих пор подобного рода общегосударственных норм не существовало. Представления об уровне образовательных результатов складывались во многом стихийно, были нацелены на наиболее подготовленных школьников, а уровень требований к учебным достижениям зачастую был недоступен значительной части учащихся. Это приводило к тому, что реальный уровень образовательных результатов многих выпускников оказывался низким, а хорошая подготовка отдельных школьников не решала проблемы качества образования в целом.

Нормативное сопровождение разрабатываемых стандартов включает в себя требования к учебно-материальной базе общеобразовательного учреждения и представляет собой пакет документов, регламентирующих создание информационно- предметной среды обучения и жизнедеятельности средней школы с учётом достижения  целей, устанавливаемых государственным образовательным стандартом в плане качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Слайд №9: В прошлом учебном году наше образовательное учреждение приняло участие в региональном эксперименте по введению федеральных государственных образовательных стандартов. Перед нами встала задача определить изменения в существующей системе начального образования. С этой целью в школе была создана рабочая группа по разработке образовательной системы в начальной школе. В состав группы вошли учителя МО начальных классов и воспитателей детского сада. В течение года учителями начальных классов изучены документы, включающих содержание новых ФГОС НОО. А так же изучены,  обсуждены и утверждены новые образовательные программы по предметам. (В 2011-2012 год школа
Слайд №10: перешла УМК «Перспектива»).

Совместно с администрацией ОУ определен список учебников и учебных пособий, которые будут использоваться в учебном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования. Составлены и отправлены заявки на приобретение учебников и методической литературы в соответствии с ФГОС начального общего образования. (Но учебники и методическая литература так ещё и не пришла, хотя обещали, что всё будет в декабре). (Слайд №10, №11, №12:)

Слайд №13: Современные проблемы любой системы образования в начальной школе непосредственно связаны с государственным стандартом второго поколения и его существенным отличием от стандарта первого поколения. Этот стандарт расширяет самостоятельность, инициативу и ответственность образовательных учреждений в реализации основной образовательной программы. На заседаниях МО были разработаны, обсуждены и приняты:

Слайд №14

1.    Образовательная программа МОУ «Школа-интернат с. Кепервеем» начального общего образования; 
Основная образовательная программа начального общего образования школы определяет систему норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов. В образовательной программе прописан планируемый результат, система оценивания, учебный план, особенности организации учебного процесса, используемые технологии и др. Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
2.    Должностные инструкции с новой квалификационной характеристикой работников, учителей начальных классов ОУ в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
3.    Локальный  акт регламентирующих требования к различным объектам инфраструктуры ОУ с учётом к минимальной оснащённости учебного процесса;
(Слайды № 15, №16, №17) В сентябре, когда был определён режим дня первоклассников,  были оборудованы спальные места для отдыха. По режиму после обеда первоклассники с удовольствием ложатся отдыхать на час. В зимнее тёмное время детей было трудно даже поднять. Для развития двигательной активности установлена гимнастическая стенка. После сна начинается внеурочная деятельность. Дети, отдохнув с удовольствием продолжают заниматься дополнительными занятиями.

Слайд №18: Принципиальная разница новых образовательных стандартов состоит в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ. Она состоит из шести основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Дополнительная - внеурочная - нагрузка на ребенка - не более 10 часов в неделю. Внеурочная деятельность в нашем ОУ осуществляется во второй половине дня и организуется по направлениям развития личности. Чередование урочной и внеурочной деятельности определено администрацией  школы и согласовано с родителями учащихся. По новым стандартам главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам - это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств.

Разработка программ для внеурочной деятельности осуществлялась в период подготовки перехода школы на новые ФГОС. В работе используются не только адаптированные программы, но и составленные самостоятельно.

Полный текст материала Новые образовательные стандарты в начальной школе, пути реализации в МОУ «Школа-интернат с. Кепервеем» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калянто Раиса Владмировна  katosya
03.04.2012 0 6631 756

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК