Логопедическое занятие "Имя прилагательное"; 6-7 класс
Ф. И. О. Лёзина Елена Александровна
Место работы: СКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 11 VIII вида»
г. Междуреченска Кемеровской области.
Должность: учитель-логопед
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ для 6-7 классов школы VIII вида
Цель: развитие диалоговой речи при работе с именем прилагательным.
Задачи: 1. Формирование навыка диалогической речи при чтении текста по ролям;
2. Формирование умения описывать предмет, используя имя прилагательное;
3. Развитие умения сравнительного описания.
Оборудование: раздаточные листы с напечатанным рассказом Джеймса Ривза, мультимедийный проектор для демонстрации презентации текста.
Ход занятия.
Организационный момент.
Каллиграфическая минутка.
Введение в тему. Беседа.
Угадайте, кто это?
Есть один седой старик, превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты, в кактус, в зонтик, в сигареты,
В тапочки, в слона, в конфеты – словом в разные предметы! (это имя существительное).
на какие вопросы отвечает имя существительное?
какого рода бывают имена существительные?
какими членами предложения могут быть?
с какими частями речи дружит имя существительное?
Имя существительное безлико без прилагательного, которое напоминает волшебную кисточку – ведь всё, к чему оно прикасается, удивительным образом преображается, каждый предмет становится КАКИМ – нибудь особенным, а прилагательное вообще не может без существительного, поэтому его и так и называют ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, потому что оно ПРИ - ЛА- ГА – ЕТСЯ к существительному. Оно объясняет, какое это существительное, какой предмет.
Определяю я предметы, они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное).
Повторим: - что обозначает имя прилагательное?
на какие вопросы отвечает?
какова роль прилагательного в нашей речи?
как изменяется имя прилагательное?
от чего зависит род, число, и падеж прилагательного?
как проверить безударные окончания имени прилагательного?
каким членом предложения является имя прилагательное?
4. Работа с пословицей. Прочитайте, вставляя нужные окончания.
Дождлив(ый, ое, ого) лето хуже осени.
Утренняя(ая, ым, яя) роса – добр(ая, ая, ое) слеза: ею лес умывается, с ночкой общается.
Умн(ое, ая, ому) книга, что тёпл(ом, ый, его) дождь для всходов.
Добр(ая, ое, ом) слава лежит, а худ(ого, ое, ая) бежит.
5. Работа с текстом.
Прочитаем рассказ Джеймса Ривза по ролям, повествование которого окончательно убедит нас в том, что имя прилагательное не только обогащает, уточняет и украшает нашу речь, но и помогает общению, подводит к пониманию окружающей действительности.
6. Демонстрация презентации текста через мультимедийный проектор. Обучающимся предлагается посмотреть, какие изменения происходили бы с внешним обликом Кристины, если бы она каждый раз становилась такой, какой её представляли себе звери. Подвести обучающихся к выводу о том, какая же всё – таки девочка.
7.Беседа по содержанию прочитанного текста:
Сколько прилагательных встретилось в тексте? Прочитайте их.
О чём говорят окончания - АЯ в этих прилагательных?
Найдите прилагательные суффиксом -ЕНЬК, какую роль он играет в характеристике человека?
Есть ли среди них такие, которые противоречат по смыслу друг другу? Найдите их.
Можно ли сказать, что это слова – антонимы?
Можно ли данные прилагательные употребить в краткой форме?
Какие прилагательные, данные девочке, вам нравятся?
Почему характеристики Кристины весьма противоречивы?
Какая же на самом деле Кристина и почему все называют её по - разному? Почему ваши характеристики девочки Кристины тоже противоречивы?
Пофантазируйте, и скажите, каких ещё животных могла бы встретить Кристина, какие ещё характеристики она могла бы приобрести?
8. Итог занятия.
Как вы понимаете философское изречение «… Можно смотреть на одни и те же вещи и видеть их по – разному..». Подтверждают ли они слова черепахи о том, что всё очень загадочно?…
ПРИЛОЖЕНИЕ
Джеймс Ривз
Загадочные вещи
Однажды маленькая девочка пошла гулять. Она шла и шла по тропинке среди ржи, и как вдруг нечаянно – негаданно встретила Слона.
- Привет! - сказал Слон. Как тебя зовут, крошка?
- Кристина! – ответила маленькая девочка.
- Какая же ты крошечная! – удивился Слон. – Впрочем, мне пора! Пока!
И он важно зашагал вперёд. А Кристина, напевая бодрую песенку, продолжала свой путь. И вскоре встретила мышку.
- Кто ты? – пропищала Мышка, зажмурившись от страха.
- Я КРОШЕЧНЯ МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА! – сказала Кристина.
- Какая же ты крошечная?! Ты - страшно высокая! – пискнула Мышка и скрылась в траве.
- Пока! – сказала ей вслед Кристина и пошла дальше. Но вот ей повстречалась Жирафа.
- Кто ты? – важно спросила она.
- Я СТРАШНО ВЫСОКАЯ, КРОШЕЧНАЯ МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА! – заявила Кристина.
- Фи, ну какая же ты страшно высокая? – удивилась Жирафа, нагибая шею как можно ниже, чтобы разглядеть малышку. – Ты очень низенькая!
Следующим на узенькой тропинке она повстречала круглого и колючего Ежа. Ёж фыркнул, остановился и посмотрел на девочку.
- Ты кто? – спросил он.
- Я НИЗЕНЬКАЯ, СТРАШНО ВЫСОКАЯ, КРОШЕЧНАЯ МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА! – ответила Кристина.
- И вовсе ты не низенькая. Ты уж – ж - жасно долговязая! – решительно заявил Ёж и удрал раньше, чем Кристина успела сказать ему «До свидания!».
А потом Кристине встретилась Змея. Кристина очень испугалась, потому что никогда раньше не видела змей, а только слышала про них всякие страшные истории.
- Ты кто – о – о? – прошипела Змея, свернувшись кольцом и угрожающе покачивая головой.
- Я ДОЛГОВЯЗАЯ, НИЗЕНЬКАЯ, СТРАШНО ВЫСОКАЯ, КРОШЕЧНАЯ МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА! – пролепетала Кристина.
- Ничего похожего! – прошипела Змея в ответ. – Ты просто очень толстенькая, вот и всё…
И она поползла дальше. Следующим животным, которое увидела Кристина, была Свинья – огромная и толстая,
- Кто ты?! – прохрюкала свинья.
- Я ТОЛСТЕНЬКАЯ, ДОЛГОВЯЗАЯ, НИЗЕНЬКАЯ, СТРАШНО ВЫСОКАЯ, КРОШЕЧНАЯ МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА! – сказала Кристина.
- Ну, это просто вздор! – возмущённо хрюкнула Свинья. – Какая же ты толстенькая?! Нехорошо смеяться над старшими! Ты такая худощавая, что просто очень, очень жалко на тебя смотреть!
Кристина медленно шла по тропинке, обдумывая то, что сказали ей животные. Она ничего не понимала. И тут Кристине на глаза попалась Птичка, сидевшая на ветке куста у самой тропинки.
- Кто ты? – прочирикала Птичка.
- Я ХУДОЩАВАЯ, ТОЛСТЕНЬКАЯ, ДОЛГОВЯЗАЯ, НИЗЕНЬКАЯ, СТРАШНО ВЫСОКАЯ, КРОШЕЧНАЯ МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА! – сказала Кристина и грустно добавила: - Хоть и не понимаю, почему все меня называют по – разному!
- Ничего подобного! – прочирикала Птичка. – Все называют тебя по- разному неправильно! Ты просто очень медлительная! Ты еле – еле двигаешься! За то время пока ты будешь переходить эту полянку, я успею три раза облететь вокруг света!
- Пока! – сказала Кристина и оставила Птичку качаться на ветке.
Ей стали надоедать эти встречи, потому что она никак не могла понять, какая же она на самом деле. И всё-таки девочка встретила ещё одно животное. Это была Черепаха.
- Кто ты? – проскрипела она.
- Я МЕДЛИТЕЛЬНАЯ, ХУДОЩАВАЯ, ТОЛСТЕНЬКАЯ, ДОЛГОВЯЗАЯ, НИЗЕНЬКАЯ, СТРАШНО ВЫСОКАЯ, КРОШЕЧНАЯ МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА! - ответила Кристина. – И я не знаю, что скажешь мне ты… Наверное, что я – слишком быстрая?.. а может ты сумеешь мне объяснить, почему все называют меня по – разному?!
- Всё очень и очень загадочно, - ответила Черепаха. – И зависит только от того, как ты сама о себе думаешь, а вовсе не от того, что говорят о тебе другие. Вот мне, например, говорят, что я ползу медленно, но я считаю, что двигаюсь очень быстро. И всё потому, что мой дедушка, которому сейчас сто семьдесят три года, как-то сказал, что я для него слишком быстро ползаю… Ну пока! И Черепаха поползла дальше.
А Кристина пошла домой пить чай, продолжая думать о том, сколько в мире загадочного…
Источники информации
Журнал «Трамвай», № 5, 1991 стр. 6-7
Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное. – М.: Рио «Самовар», 1998. - 96 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лёзина Елена Александрована
→ elalle 17.05.2011 2 8560 920 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.