Конспект занятия с учащимися, страдающими НВОНР "В кругу семьи"; 1 класс


Валитова Наталья Владимировна

СОШ № 5 г.п. Фёдоровский, Сургутского района, Тюменской области

Учитель-логопед




































ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ С УЧАЩИМИСЯ 1 КЛАССОВ

СТРАДАЮЩИХ НВОНР



ТЕМА: В кругу семьи.


ЦЕЛИ:


1.Расширение и активизация словаря по теме «Семья», тренировка фонематического слуха, развитие навыков языкового анализа и синтеза (деление предложений на слова), формирование и совершенствование навыков чтения.

2.Развитие слухового внимания, памяти, тактильных ощущений, артикуляционной и мелкой моторики, формирование диафрагмального дыхания

3.Расширение представлений детей о семье, развивать чувство доброты, милосердия, взаимопомощи.



ХОД ЗАНЯТИЯ.


  1. Орг. Момент.


- Слышите, звенит звонок,

Говорит: «Начнём урок!»

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех сегодня видеть.


  1. Артикуляционная разминка.


-Начнём занятие с артикуляционной зарядки

Потому что в учении должно быть всё по порядку.

-Мы разминку начинаем

Хором дружно повторяем.


-Есть ребята – хохотушки,

Есть ребята – таратушки.

Хохотушки всё хохочут,

Таратушки – тарахтят.

Вместе весело им очень

Расставаться не хотят.


-Молодцы! Вы смогли дружно и весело размять свои артикуляционные аппараты.

-Садитесь на свои места. Я сейчас действительно почувствовала, что у меня дружные ребята, одна семья.


  1. Сообщение темы.


-

В

Если вы правильно соедините слоги, то сможете прочитать тему нашего занятия.




Картинка семьи

И

КРУ






СЕМЬ

ГУ




-Правильно, давайте хором прочитаем.

( В кругу семьи.)


  1. Беседа о семье.


-Да, сегодня мы поговорим о семье. Семья – это родные друг другу люди. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Родные нам люди: мамы. Папы, бабушки, дедушки, братья, сёстры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.


-Всё это нашло подтверждение в народной мудрости. Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми пословицами о семье. Но написала я эти пословицы не просто так, а с секретом. Прочитать их сможет только тот, кто будет внимателен.


  1. Развитие навыков чтения.


- В первой пословице все слова склеились, давайте их разъединим.


Семьяпечкакакхолодновсекнейсобираются.

(Семья – печка: как холодно, все к ней обираются.)


-Как можно назвать то, что у меня записано на доске? (Предложение.)

- Как вы догадались, что это предложение? (Начинается с большой буквы, в конце точка, есть смысл.)

- Сколько слов в этом предложении? (8)

-Назовите первое слово…, второе…, третье…

-Давайте ещё раз прочитаем эту пословицу. Как вы понимаете её смысл?

(Ответы детей.)

-Да, если нам плохо. Трудно, если с нами случилось несчастье – в семье нас всегда выслушают, помогут, успокоят, дадут совет, защитят от бед.


-Вторую пословицу я написала задом наперёд. Попробуем её прочесть.


Етсем ан ашуд и кат, етсемв яьмес ясв.

(Вся семья вместе, так и душа на месте.)


-Можно ли это назвать предложением? (Да.)

- Почему? (Начинается с большой буквы, в конце точка, есть смысл.)

-Сколько слов в этом предложении? (8)

-Назовите первое слово…, второе…, третье…

-Давайте ещё раз прочитаем эту пословицу. Как вы понимаете её смысл?

(Ответы детей.)

-Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, сёстры и братья. И когда все члены семьи вместе, никакая беда не страшна.


-Если вы узнаете буквы по фрагменту, то сможете прочитать третью пословицу.






(В семье любовь да совет, так и нужды нет.)

(Работа с пословицей проводится аналогично предыдущей.)


-Давайте ещё раз прочитаем эту пословицу. Объясните, какой смысл заложен в ней.

(Ответы детей.)

-Прекрасно, если человек живёт в семье, в которой царят мир, согласие и любовь. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.


  1. Работа над стихотворением.


-Послушайте стихотворение А. Барто «Разговор с дочкой».


-Мне не хватает теплоты,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

-Мёрзнешь ты

И в летние денёчки?

-Ты не поймёшь, ещё мала.-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

-Я поняла! –

И тащит одеяло.



- О какой теплоте говорила мама? (О душевной.)

-Каким образом можно проявлять душевную теплоту по отношению к родственникам?

(Ответы детей.)

-В крепкой, дружной семье каждый берёт на себя какие – то обязанности.

Кто – то зарабатывает деньги, кто – то ходит в магазин за покупками, кто – то готовит, стирает, убирает. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремиться помочь в силу своих возможностей друг другу. Такой семье не страшны неприятности и трудности жизни.


  1. Психогимнастика.


-Я предлагаю вам представить и изобразить, как старенькая бабушка, возвращаясь из магазина, поднимается по лестнице с тяжёлыми сумками. Она стонет: «Ох, ох, ох!»

-Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!»

-Ну, а вы устали: «Ух, ух, ух!» (Вытирают пот со лба.)


  1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.


-Бабушка в благодарность за помощь, решила напоить вас чаем.


-Чайник на плите стоял (Вдох)

Через носик пар пускал:

«Пуф – пуф – пуф». (Дозированный выдох)






-Стала бабушка накрывать на стол. Поставила чашки.

- Давайте посмотрим в зеркала и сделаем чашечку языком.

( Дети делают упражнение «Чашечка».)

-Язык широкий положи,

А края приподними.

Чашка получилась,

Только б не разбилась.





-К чаю бабушка решила подать бублики.

( Дети делают упражнение «Бублик».)

-Бублик мы изобразим

Плавно губы округлим

Их теперь нельзя смыкать.

Бублик надо удержать.


-А ещё бабушка напекла вкусные блины.

( Дети делают упражнение «Блин».)

-Язык, как блинчик положи

И спокойно подержи.

До пяти сосчитай.

А потом убирай.


-Ну, а какое чаепитие без варенья.

(Дети делают упражнение «Вкусное варенье».)

-Ох и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок приподними,

И остатки оближи.


-Собрались вы пить чай, но он оказался слишком горячим. Чтобы его остудить, давайте на него подуем. А для этого встанем и выйдем из – за парт.

-Мы подуем высоко

(Дети поднимают руки вверх, тянутся свлед за ними и дуют.)

Мы подуем низко.

(Ставят руки на пояс, наклоняются вперёд и дуют.)

Мы подуем далеко

(Вытягивают руки вперёд и дуют.)

Мы подуем близко.

(Подносят ладони ко рту и дуют.)


  1. Пальчиковая гимнастика.


-Язык мы размяли,

Но нужно для дела,

Чтоб пальцы у нас

Были тоже умелы.


-В каждой семье. Кроме папы и мамы, бабушки и дедушки, есть ещё братья и сёстры. И у вас наверняка есть младшие братишки и сестрёнки. А так как они младшие, то за ними нужно ухаживать, о них нужно заботиться.

-Я предлагаю вам младшему братишке зашнуровать ботинки, а младшей сестрёнке – заплести косички.

-Чтобы вам было веселее, выполнять это задание вы будете под музыку. А я в это время, как и положено в дружной семье, буду помогать тем кто в этом нуждается.


(Дети под музыку, на муляжах – шаблонах, шнуруют ботинки и плетут косички. Лучшие работы отмечаются логопедом.)















  1. Обогащение словарного запаса.


-Маленькой сестричке

Заплели косички.

Ну, а братику шнурки

Завязали из тесьмы.


-Мама занята на кухне,

Варит кашу малышу.

Мне же ласково сказала:

«Поиграй с ним, я спешу.»

Стала думать и гадать.

Чем же мне его занять?

-Ой, придумала, решила!

Будем весело играть

Пирамидку собирать.

Мы колечки надеваем

Слова дружно изменяем.


-Собирая пирамидку, нам нужно из слова «сом» получить слово «сын», изменяя каждый раз всего одну букву – она выделена красным цветом.

( Сом – ком – кон – сон - сын)


-Попробуем собрать ещё одну пирамидку. Но теперь задание посложнее, потому что слово подлиннее. Нужно из слова «кошка» получить слово «дочка».

(Кошка – мошка – мочка – точка – дочка)

(При составлении пирамидок, параллельно проводится словарная работа по разъяснению лексического значения слов.)


  1. Зрительная гимнастика.


-Мы старались, мы играли

Глазки наши подустали.

Нужно нам сейчас всем встать,

Будут глазки отдыхать.


-Нарисуем глазками пирамидки по стрелочкам.


  1. Работа со словами – паронимами.


-В благодарность за заботу. Младшие братишки и сестрёнки решили рассказать вам стихотворение. Но так как они маленькие, некоторые слова они произносят неверно. Вам нужно услышать эти слова и исправить ошибки.

-По дороге вдоль села

Мама с точками (дочками) пошла.

Наступает ночка

Ты устала бочка (дочка).

Носки (ножки) бегали с утра

Глазкам спать давно кора (пора)

Ждёт тебя кроватка

Спи, дочурка, гладко (сладко)!


13.Работа над пониманием распространённых предложений.


-Молодцы. В словах вы нашли ошибки ваших младших братишек и сестрёнок. А сможете ли вы исправить их ошибки в предложениях.

-Слушай внимательно, не зевай,

Ошибки младших исправляй.



- Оля с картинкой рисуют папу.

Мама несёт сумку в капусте.

Мяч играет с братом.

Чашка разбила сестру.

Бабушку испекли пирожки.

Рыба поймала дедушку.

Бабушку вяжет кофта.


14.Дифференцировка и уточнение родственных и возрастных отношений.


-Да, ребята, я убедилась, что вы очень внимательные, заботливые и любящие дочери, сыновья, внучки и внуки, братья и сёстры.

-Скажите, кому в семье вы приходитесь дочками и сыновьями? ( Мамам и папам.)

-А внучками и внуками? ( Бабушкам и дедушкам.)

-А кем вы приходитесь братьям и сёстрам? ( Тоже братьями и сёстрами.)

-А кто девочка для бабушки и дедушки? (Внучка)

-Кто мальчик для бабушки и дедушки? (Внук)

-Кто папа и мама для сына и дочки? (Родители)

-Кто девочка для папы и мамы? (Дочка)

-Кто мальчик для папы и мамы? (Сын)

-Кто папа для мамы? (Муж)

-Кто мама для папы? (Жена)

-Скажите, а правда ли, что отец старше сына? (Да)

Бабушка моложе мамы? (Нет)

Дочь взрослее папы? (Нет)

Внук младше дедушки? (Да)


15.Итог занятия.


-Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.


-И в конце занятия давайте вернёмся к его теме.

- Как вы думаете, почему я назвала его не просто «Семья», а «В кругу семьи»?

(Ответы детей.)

-Да, потому что, когда семья большая, крепкая и дружная, то все её члены могут образовать круг и защитить в нём вас от всех бед и несчастей, помочь и поддержать в трудную минуту, подать руку помощи.


- Я предлагаю вам встать в круг и показать, какие мы дружные.

-Как прекрасно, что у нас

Очень дружный первый класс

Все мы лучшие друзья

Большая крепкая семья.

(Дети берутся за руки и вместе с логопедом рассказывают стихотворение.)
































Источники материалов:


  1. Лалаева Р. И.,Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1999.

  2. Пожиленко А. Е. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.

  3. Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я. Энциклопедия логопедических игр «Каро», 2001

13



Полный текст материала Конспект занятия с учащимися, страдающими НВОНР "В кругу семьи"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Валитова Наталья Владимировна  федора270771
01.06.2011 2 4389 580

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК