Конспект урока по теме ''Звук [P]'' (1 класс)
ГОУ СОШ № 541 г. Москва
Учитель-логопед Селютина Марина Николаевна
Конспект урока по теме ''Звук [P]''
(1 класс)
Цель: автоматизация звука [Р] в связной речи.
Задачи занятия:
Автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях, текстах.
Развивать фонематическое восприятие в связи с работой над звуком [Р].
Совершенствовать умения правильно произносить двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных.
Тренировать учеников в умении изменять темп произнесения слогов и слов.
Формирование навыков языкового анализа и синтеза (фонемный анализ и синтез).
Оборудование: предметные картинки, индивидуальные схемы для фонемного анализа слов, магнитная схема фонемного анализа слов, сюжетная картинка по содержанию текста, картинки-схемы для составления предложений, зеркала.
Речевой материал:
1. Слоговые ряды для развития фонематического восприятия:
ба-ра-за-фа-со-то-ро-зо-ко; ту-шу-ру-ко-ро-мо-то-ра-ша; ма-ща-ва-ра-ка-ро-та-що-ла-ще-ру; шу-ту-чу-пы-чи-ри-ва-ча-ра-мо-ро-чо.
2. Слоговые ряды для автоматизации звука [Р] и работы над темпом:
ра-ра-ра; ру-ру-ру; ро-ро-ро; ар-ар-ар; ур-ур-ур; ор-ор-ор; ра-ро-ру; ар-ор-ур; ура-ура-ура; ора-ора-ора.
3. Слоговые ряды для развития структуры слова:
рка-рка-рка рба-рба-рба
рку-рку-рку рбу-рбу-рбу
рко-рко-рко рбо-рбо-рбо
рки-рки-рки рбы-рбы-рбы
рка-рко-рко рба-рбо-рбо
рко-рку-рку рбо-рбу-рбу
4. Слова для автоматизации звука [Р] и работы над слоговой структурой слова:
рыба, рыжик, рынок, ручей, кефир, дрова, драма, драка, дротик, право, метры, правда, картон, рукав, товар, фара, парус, карман, метро, гетры, травма, рай, рад, раз, рог, род, труд, мир, пир, друг, дробь, драп, трус, театры, дежурный, ворота, корова, корона, рубашка, подруга, продажа, проводы, правило.
5. Предложения для автоматизации звука [Р].
Мама пошла на рынок, чтобы купить рыбу. Вот Вера и Мара.
У Веры шары и у Мары шары. Рома идет на урок. Ира пасет корову.
У Тамары карандаш. В ручке старое перо. Повар готовил обед. У Юры новая куртка. У Киры красивая брошка.
План-конспект урока.
1. Организационный момент.
Детей просят вспомнить, как кричит ворона, когда она дразнит собаку. Дети отвечают: карр-карр!
Как рычит собака при этом на ворону? Дети отвечают: р-р-р!
Логопед предлагает подумать и ответить, какой звук встречается и в карканье вороны, и в рычании собаки. Дети отвечают, что звук Р.
Ученики садятся, логопед сообщает тему: "Звук [Р]".
2. Артикуляционная гимнастика.
Чьи зубы чище?
Маляр
Кто дальше загонит мяч
Вкусное варенье
Индюк
Барабанщики
3. Характеристика звука [Р].
Один из учеников дает характеристику звука: согласный, твердый, звонкий. Затем несколько учеников повторяют это.
4. Развитие фонематического восприятия:
Задание 1. Игра "Поймай слог". Логопед произносит слоговые ряды, дети хлопают в ладоши, если слышат слог со звуком [Р]: ра, ло, бу, жу, ды, ро, ду, мы, лу, бы, ру, но, ва, лы, жэ, рэ, дэ, ту,ва, ры.
Задание 2. Игра "Просыпайся". Дети закрывают глаза, опускают головы на руки ("спят"). Они должны поднять голову, когда услышат слог со звуком [Р]: ба, до, кот, дом, вал, жан, пор, туб, мор, лак,ар, жар, зор, ар, ру, дор, ор, зан, ды, ба.
5. Автоматизация звука [Р]:
в слогах
Задание 1. (+ развитие умения изменять темп проговаривания) Игра "Кто быстрее". Логопед предлагает детям повторить ряд слогов сначала в медленном, затем в быстром темпе: ра -ро -ру -ры ар -ор -ур - ир ра -ро -ру-ры
Задание 2. (+ развитие слоговой структуры слова) Игра "Самый внимательный". Проговаривание детьми слогов со стечениями согласных: тра -тро -тру -тры атр -отр -утр - итр рта -рто -рту-рты
в словах
Задание 1. Игра "Раз, два, три - повтори". На наборном полотне выставлено много предметных картинок. Логопед указкой показывает только три картинки. Дети следят за указкой, запоминают, а потом называют показанные картинки.
Задание 2. Игра "Отгадай, что я делаю". Ученики отгадывают и называют слова по демонстрации действий: кричит, говорит, требует, ругается, прыгает, роняет, продает.
6. Работа над слоговой структурой слова (+ автоматизация звука [р)в словах).
Определить количества слогов в слове
Река, дорога, выдра, картон, ворона, карандаш, корабль, кормушка,
работа, орнамент, сорока, шар, мусор.
«4-й лишний» - рот, радуга, карандаш, ручка.
Морковь, ковер, корова, маркер.
7. Физкультминутка.
На
двери висит замок. (Руки
сцеплены в замок)
Кто
его открыть бы мог? (Пытаются
разъединить руки)
Повертели,
покрутили,
Постучали и открыли.
Все
выходят по порядку -
(ходьба на месте)
Раз-два-три-четыре!
Дружно
делают зарядку -
Раз-два-три-четыре!
Руки
выше, ноги шире!
Влево, вправо,
поворот,
Наклон назад,
Наклон
вперёд.
8. Формирование навыка фонемного анализа.
На магнитной доске картинка " карандаш " и соответствующая схема фонемного анализа слова. Один ученик у доски, остальные за партами, выкладывают фишками схему фонемного состава слова. Затем - схему слогового состава. Вся работа проводится с комментариями ученика, отражающими сведения о порядке следования звуков, их количестве, характеристике каждого, а также выделении ударного / безударного слогов. Далее осуществляется фонемный анализ слов: морковь, катер, ракета.
9. Автоматизация звука [Р] в предложениях.
Игра "Подскажи словечко" (с опорой на предметные картинки). На наборном полотне выставляются картинки "кораблик" " тигр". Детям предлагается добавить слово, чтобы получилось предложение, и проговорить его.
10. Автоматизация звука [Р] в тексте. Логопед рассказывает сказку.
Жил-был в лесу ежик. Он только с виду был колючим, а в душе мягкий и добрый. Он очень любил собирать росу с цветков. Собирал ежик капельки росы, и было у него одно желание: море увидеть. “Неспокойно мне”, - говорил он васильку - “Вот здесь в груди мутит, к морю хочется”. Василек никогда не видел моря и поэтому отвечал: “Зря ты печалишься, ежик. Посмотри, какой я красивый и как замечательно у нас в лесу”. Лес был действительно красивым, но ежик с каждым днем печалился все больше и больше. И однажды ранним утром ежик вышел из своего домика и пошел к морю. Сначала он шел лесом, и тропа петляла, причудливо изгибаясь и поворачивая то в одну сторону, то в другую. Настроение у ежика было радостное и бодрое. Но вот лес кончился, и путь ежику преградила река. “Эй!”,- крикнул ежик. “Кря – кря! Ты чего кричишь?” - спросила, подлетев, утка. “Переправиться надо”, - ответил ежик. “А ты поиграй со мной”, - сказала утка. И ежик согласился. Переправила утка ежика на другой берег, и зашагал он дальше. Долго шел ежик, пришел на большой луг и заслушался. Долго ли шел ежик, коротко ли, но вышел он, наконец, к морю. “Здравствуй, море”, - сказал ежик. “Здравствуй, ежик”, - ответило море. Накатила волна, ударила в берег и зашуршала по камешкам, отступая. Ежик смотрел на море и вдруг спросил: “Я на тебя похож?», «Очень”, – сказало море. И снова ударило волной о берег. Целый день ежик играл с морем, а вечером, засыпая на песке под скалой, ему казалось, что он тоже – маленькое море на четырех лапках. Он что-то бормотал себе под нос, подымал и опускал иголки.
После этого беседа по содержанию. Заучивание рассказа учениками и пересказ с опорой на сюжетный картинный материал.
11. Подведение итогов урока.
Ученики отвечают на вопросы, касающиеся темы урока и характеристики звука [Р].
Логопед дает дифференцированную оценку работы учеников.
Источники материалов
1. О. И. Крупенчук, Т.А. Воробьева «Исправляем произношение». Санкт-Петербург, 2010;
2. Тарасова А.В. «Упражнения на каждый день». М.-2008;
3. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь «Звуки [Р], [Р`]» . М.-2005;
4. Ушакова О.С. «Занятия по развитию самостоятельной речи». М.-2010;
5. Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю. «Логопедические игры». М.-2010;
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Хлоп-топ» (нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми). М.-2009.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Селютина Марина Николаевна
→ каира 20.09.2011 1 3061 622 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.