Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса Звуки [к – к,], [г – г,]. Выделение звуков [г – к] в слогах и словах.


Коржаева Елена Евгеньевна

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа села Птичник»



Система коррекционных занятий по предупреждению трудностей обучения письму по акустическому признаку в 1 классе



Занятие 3:

Тема: Звуки [к – к,], [г – г,].

Выделение звуков [г – к] в слогах и словах.


Цель: Выделение звуков [г – к] в слогах и словах

Задачи:

  1. Закрепить артикуляцию и акустические признаки звонких и глухих согласных.

  2. Продолжать учить слышать звонкое и глухое звучание согласных [к – г], различать на слух и в произношении.

  3. Учить узнавать звонкие и глухие согласные [к – г] на материале слогов и слов, опираясь на артикуляцию и акустические признаки.

  4. Развивать логическое мышление.

  5. Воспитывать слуховое и зрительное внимание на эти звуки, артикуляционную и пальцевую моторику.

Оборудование: Звукознайкин, персонажи Тим, Том, Бум, Пам, зеркала, колокольчики, мяч, Буквоград, разрезные квадраты на каждого ученика, схемы артикуляционных упражнений для произнесения звуков [к – г], картина-изображение города.


Ход занятия:

I. Оргмомент

Артикуляционная гимнастика (по схемам):

«Улыбка», «Лопатка», «Колечко», «Упрямый ослик»


II. Основная часть

1. Представьте, что мы с вами находимся в деревне. Нас встречают утки и гуси.

- Как подают голос гуси? (га-га-га)

- А как утки? (кря-кря-кря)

- Догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать?


2. Произнесите перед зеркалом звук [к], дайте ему характеристику.

- Произнесите перед зеркалом звук [г], дайте ему характеристику.

- Определите, кто из друзей Звукознайкина подружится со звуком [к], а кто - со звуком [г]. (Внесение персонажей Тима, Тома, Бума, Пама)

- Чем похожи эти звуки?

- Чем они различаются?


3. Наши звуки решили отправиться в путешествие. Шли они, шли и пришли к Красному замку. Кто же здесь живет? (Гласные звуки ). Решили они подружиться с гласными звуками и вместе спеть песенки. Сначала песенки запел звук [г], песенки получились звонкие, громкие. Сейчас я покажу артикуляцией гласный звук, а вы его озвучьте и произнесите слог с этим звуком. (Логопед поочередно артикулирует звуки а, о, у, э, ы. Ученики громко произносят слоги га, го, гу, гэ, гы). Подхватил гласные и звук [к], но его песенки получились немного тише. Почему? (звук глухой). Спойте слоговые песенки со звуком [к], но немного тише. (По артикуляции логопеда).


4. Решили звуки поиграть в «Чехарду» (с мячом)

- Если я назову слог га, то вы – ка и наоборот.

Га, ку, ка, гэ, гу, кы, ко, кэ, гы, го


5. Пошли звуки [г - к] дальше и попали в город слов (внесение картины-изображения города). Там они встретили много разных слов. Слов было так много, что они стали путать, кому же они нужны, звуку [г] или звуку [к]. Поможем им разобраться?


Игра «Определи звук» (с колокольчиками)

- Я назову слово. Если в слове звук [г] – позвоните в колокольчик, а если звук [к] – «поймайте» слово в ладошку.

Помидор, собака, гриб, рыба, белка, груша, жук, кошка, гараж, гитара, огурец, медведь, корова.


6. Звуки наши обрадовались, что есть много слов , где они присутствуют. Они предлагают вам придумать с ними слова:

  • со звуком [г]

  • со звуком [к]

Определите место звука в слове.


III. Физминутка «Грач»


IV. Работа над дифференциацией звуков.

1. Послушайте слова. Определите, чем они отличаются друг от друга. Объясните значение каждого слова.

Колос – голос Гол – кол

Гости – кости Икра – игра

Горка – корка Сток - стог

- Придумайте предложения с одной парой слов.

- Изменяется ли значение слова, если в нем вместо звука [к] поставить звук [г]?


ПРАВИЛО ЗВУКОЗНАЙКИНА: Чтобы нам не ошибиться, что за звук в слове, нам нужно определить значение слова и проговорить это слово, положив ладошку на горлышко. Голосовые колокольчики нам помогут понять, какой в этом слове звук [к] или [г].


2. Дошли наши звуки до главной улицы города, а дальше их не пускают. Чтобы попасть на эту улицу, нам нужно ответить на вопрос: При помощи чего записывают звуки? (букв)

- Найдите в Буквограде изображения, похожие на буквы К и Г. Выложите эти буквы на столе при помощи разрезных квадратов.

- Похожи ли буквы между собой? Чем они различаются?


3. В городе слов на главной улице нам нужно будет выполнить еще одно задание. А предлагают нам это задание слоги га и ка.

- Прочитайте слова на доске, вставив вместо точек нужный слог:

Ру.. Ма..зин ..зета

Но.. Ру..ва ..рета

- Запишите эти слова в тетрадь. Но прежде подготовим наши руки к письму – пальчиковая игра «Пальцы дружная семья»


4. Запись слов в тетрадь


V. Итог: На этом наше путешествие в город слов закончилось. Вы очень постарались и все задания выполнили правильно и хорошо. Я думаю, что Звукознайкину очень понравилось, как вы сегодня работали. А что понравилось вам на занятии?








Полный текст материала Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса Звуки [к – к,], [г – г,]. Выделение звуков [г – к] в слогах и словах. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коржаева Елена Евгеньевна  Elena-969
20.09.2011 2 5568 996

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК