Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса Звуки [к – к,], [г – г,]. Выделение звуков [г – к] в слогах и словах.
Коржаева Елена Евгеньевна
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа села Птичник»
Система коррекционных занятий по предупреждению трудностей обучения письму по акустическому признаку в 1 классе
Занятие 3:
Тема: Звуки [к – к,], [г – г,].
Выделение звуков [г – к] в слогах и словах.
Цель: Выделение звуков [г – к] в слогах и словах
Задачи:
Закрепить артикуляцию и акустические признаки звонких и глухих согласных.
Продолжать учить слышать звонкое и глухое звучание согласных [к – г], различать на слух и в произношении.
Учить узнавать звонкие и глухие согласные [к – г] на материале слогов и слов, опираясь на артикуляцию и акустические признаки.
Развивать логическое мышление.
Воспитывать слуховое и зрительное внимание на эти звуки, артикуляционную и пальцевую моторику.
Оборудование: Звукознайкин, персонажи Тим, Том, Бум, Пам, зеркала, колокольчики, мяч, Буквоград, разрезные квадраты на каждого ученика, схемы артикуляционных упражнений для произнесения звуков [к – г], картина-изображение города.
Ход занятия:
I. Оргмомент
Артикуляционная гимнастика (по схемам):
«Улыбка», «Лопатка», «Колечко», «Упрямый ослик»
II. Основная часть
1. Представьте, что мы с вами находимся в деревне. Нас встречают утки и гуси.
- Как подают голос гуси? (га-га-га)
- А как утки? (кря-кря-кря)
- Догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать?
2. Произнесите перед зеркалом звук [к], дайте ему характеристику.
- Произнесите перед зеркалом звук [г], дайте ему характеристику.
- Определите, кто из друзей Звукознайкина подружится со звуком [к], а кто - со звуком [г]. (Внесение персонажей Тима, Тома, Бума, Пама)
- Чем похожи эти звуки?
- Чем они различаются?
3. Наши звуки решили отправиться в путешествие. Шли они, шли и пришли к Красному замку. Кто же здесь живет? (Гласные звуки ). Решили они подружиться с гласными звуками и вместе спеть песенки. Сначала песенки запел звук [г], песенки получились звонкие, громкие. Сейчас я покажу артикуляцией гласный звук, а вы его озвучьте и произнесите слог с этим звуком. (Логопед поочередно артикулирует звуки а, о, у, э, ы. Ученики громко произносят слоги га, го, гу, гэ, гы). Подхватил гласные и звук [к], но его песенки получились немного тише. Почему? (звук глухой). Спойте слоговые песенки со звуком [к], но немного тише. (По артикуляции логопеда).
4. Решили звуки поиграть в «Чехарду» (с мячом)
- Если я назову слог га, то вы – ка и наоборот.
Га, ку, ка, гэ, гу, кы, ко, кэ, гы, го
5. Пошли звуки [г - к] дальше и попали в город слов (внесение картины-изображения города). Там они встретили много разных слов. Слов было так много, что они стали путать, кому же они нужны, звуку [г] или звуку [к]. Поможем им разобраться?
Игра «Определи звук» (с колокольчиками)
- Я назову слово. Если в слове звук [г] – позвоните в колокольчик, а если звук [к] – «поймайте» слово в ладошку.
Помидор, собака, гриб, рыба, белка, груша, жук, кошка, гараж, гитара, огурец, медведь, корова.
6. Звуки наши обрадовались, что есть много слов , где они присутствуют. Они предлагают вам придумать с ними слова:
со звуком [г]
со звуком [к]
Определите место звука в слове.
III. Физминутка «Грач»
IV. Работа над дифференциацией звуков.
1. Послушайте слова. Определите, чем они отличаются друг от друга. Объясните значение каждого слова.
Колос – голос Гол – кол
Гости – кости Икра – игра
Горка – корка Сток - стог
- Придумайте предложения с одной парой слов.
- Изменяется ли значение слова, если в нем вместо звука [к] поставить звук [г]?
ПРАВИЛО ЗВУКОЗНАЙКИНА: Чтобы нам не ошибиться, что за звук в слове, нам нужно определить значение слова и проговорить это слово, положив ладошку на горлышко. Голосовые колокольчики нам помогут понять, какой в этом слове звук [к] или [г].
2. Дошли наши звуки до главной улицы города, а дальше их не пускают. Чтобы попасть на эту улицу, нам нужно ответить на вопрос: При помощи чего записывают звуки? (букв)
- Найдите в Буквограде изображения, похожие на буквы К и Г. Выложите эти буквы на столе при помощи разрезных квадратов.
- Похожи ли буквы между собой? Чем они различаются?
3. В городе слов на главной улице нам нужно будет выполнить еще одно задание. А предлагают нам это задание слоги га и ка.
- Прочитайте слова на доске, вставив вместо точек нужный слог:
Ру.. Ма..зин ..зета
Но.. Ру..ва ..рета
- Запишите эти слова в тетрадь. Но прежде подготовим наши руки к письму – пальчиковая игра «Пальцы дружная семья»
4. Запись слов в тетрадь
V. Итог: На этом наше путешествие в город слов закончилось. Вы очень постарались и все задания выполнили правильно и хорошо. Я думаю, что Звукознайкину очень понравилось, как вы сегодня работали. А что понравилось вам на занятии?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коржаева Елена Евгеньевна
→ Elena-969 20.09.2011 2 5627 996 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.