Конспект выпускного занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи


Конспект выпускного занятия

в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

«Везде в отечестве своем, от края и до края,

Мы крепнем, учимся, растем, о будущем мечтая….»»


Гусева Элла Львовна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 93 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга





Цель: показать развернутую связную речь детей, с хорошим звукопроизношением, с отработанными общеречевыми навыками по главной теме «Мое Отечество, моя Родина», а также по темам «Профессии», «Моя мама самая лучшая»



Задачи:

  • Воспитывать у детей чувство гордости за своих родителей, чувство гордости и любви к своему Отечеству, к своей Родине.

  • Формировать понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка, понятий о недопустимости равнодушия, насмешек и т.д. по отношению к другим детям.

  • Показать умение детей мыслить, проявлять фантазию, развивать воображение, память, внимание.

  • Показать работу над слоговой структурой слова, закрепление произношения сложных слов типа: экскаватор, велосипед, аквариум.

  • Показать, как дети владеют звуковым анализом, как умеют выкладывать слова, дифференцировать гласные и согласные звуки, определять место звука в слове.

  • Показать, как дети употребляют в речи слова-антонимы, синонимы, относительные прилагательные, насколько обогатился словарный запас.

  • Стимулировать в ответах использование сложноподчиненных предложений.

  • Показать умение детей пользоваться пересказом, умением рассказывать и строить грамматически правильно фразу.


Ход занятия:

Ребята! Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю. Обратите внимание на мой голос, с какой интонацией я буду читать это стихотворение, может вы, потом сможете мне все объяснить, ответить на мои вопросы, которые я задам вам. А называется это удивительное стихотворение:


«Скворец на чужбине» (Г. Ладонщиков)

Улетел скворец от стужи,

Сытно за морем живет,

Воду пьет из теплой лужи,

Только песен не поет.

Он скучает по деревьям,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревне,

По соседу воробью.

По Аленке и Алешке –

Основным друзьям моим,

И немножечко по кошке,

Что охотилась за ним.

Скажите, ребята, вы заметили, как я читала это стихотворение? (с грустью). Какой был у меня голос? (грустный, печальный) А как вы думаете, почему?


Ответы детей: Потому, что скворцу было грустно, он улетел из родного дома.


Логопед: Но ведь он улетел от стужи. А кстати, что такое «стужа», как по-другому сказать? Кто подскажет?


Ответы детей: От холода, от мороза улетел скворец.


Логопед: А что значит «сытно за морем живет»?


Ответы детей: Сытно, значит хорошо.


Логопед: «Воду пьет из теплой лужи…» А почему же, если ему так хорошо живется, он песен не поет? Как вы думаете?


Ответы детей: Он скучает по своему родному дому.


Логопед: Ведь он находится на чужбине. Кто знает, как объяснить это словосочетание «на чужбине», это значит где?


Ответы детей: На чужой стороне, в чужом краю.


Логопед: Отлично! Молодцы! Конечно, он далеко от своего родного дома. Вот почему ему грустно и печально. А о ком он скучает? Вы запомнили?


Ответы детей: По деревьям, по звенящему ручью, по соседу-воробью.


Логопед: А еще о ком? Забыли? Я вам подскажу: «По Аленке и Алешке и немножечко по …..»


Ответы детей: …кошке, что охотилась за ним.


Логопед: Да! Кошка за ним охотилась, могла его съесть, а он все-равно скучает о ней.

Вот почему это стихотворение грустное, и нам жалко немного скворца, но очень беспокоиться ему не стоит. А почему? Как вы думаете? Кто может ответить? Кто догадался?


Ответы детей: Он скоро прилетит опять к себе домой, когда наступит весна.


Логопед: Правильно, его ждет на родине его домик – скворечник и кошка, и Аленка, и Алешка, ведь скворец – это какая птица?


Ответы детей: Это перелетная птица.


Логопед: Какие вы молодцы! Все поняли, все мне объяснили, почему это такое замечательное, но очень грустное стихотворение.

А теперь немножко отдохнем, повеселимся. Приглашаю вас потанцевать!


(под фонограмму с быстрой, ритмичной мелодией,

дети выполняют движения современного танца)

Логопед: Замечательно подвигались, повеселились. А теперь все внимание на эту книгу. Что это за книга? Дети читают: АЗБУКА. А раз это азбука, то в ней, наверное, много слов. Из чего состоят слова?


Ответы детей: Слова состоят из звуков.


Логопед: Какие бывают звуки? (гласные и согласные). Как мы их различаем, какие гласные, а какие согласные? (гласные поются, а согласные петь нельзя, они быстро произносятся). А может, вы еще знаете, какие бывают согласные звуки? (согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие). Чтобы я точно убедилась, что вы не путаете гласные и согласные звуки, давайте поиграем. Если я скажу гласный звук, вы поднимете красный фонарик, а если согласный звук – то синий.

  • А-У-П-Д-И-К-Л-Э-Ы и т.д.

Молодцы! Ни разу не ошиблись. Уверена, что вы никогда не будете путать гласные и согласные звуки.

Ребята, а знаете, эта АЗБУКА волшебная, в ней прячутся загадки. Вам нужно не отгадать, но и правильно произнести отгадку. Если вы четко и правильно произнесете слово-отгадку, то в АЗБУКЕ появится картинка. Слушайте внимательно:

У песочных ям,

У горы крутой,

Стоит великан

С железной рукой.


Ответы детей: Это – экскаватор.


Логопед: Посмотрим в АЗБУКЕ, есть такая картинка? Конечно, есть! Правильно, это экскаватор. Вторая загадка:

На столе стеклянный дом

И вода, и рыбки в нем.


Ответы детей: Это – аквариум.


Логопед: Проверим, есть ли в АЗБУКЕ такая картинка? Есть! И еще одна загадка:

У него два колеса

И седло на раме,

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами.


Ответы детей: Это – велосипед.


Логопед: Проверим, есть ли в АЗБУКЕ такая картинка? Есть! Молодцы! Все загадки отгадали и произнесли правильно такие сложные слова. А эти слова длинные или короткие?


Ответы детей: Эти слова длинные, потому, что в них много звуков, а в коротких словах мало звуков.


Логопед: А еще бывают грустные слова и наоборот… (веселые),

слова добрые и - …. (злые),

ласковые слова и …. (грубые),

трудные слова, и … (легкие),

громкие слова, и ….(тихие).

Еще есть, ребята, самое дорогое слово, мы его все произносим, когда только начинаем говорить. Вы, наверно, догадались, какое это слово?


Ответы детей: Это слово МАМА.


Логопед: каждый из вас может очень много слов сказать о своей маме. Какая она?


Ответы детей: Мама добрая, красивая, молодая, заботливая, ласковая, терпеливая, любимая, трудолюбивая, аккуратная, хозяйственная, веселая, строгая, справедливая, умная.


Логопед: Очень хорошо! Сколько хороших слов вы сказали о маме. У многих мамы трудятся. Кто из вас знает, кем работает мама?


Ответы детей: Моя мама работает врачом (поваром, учителем, бухгалтером, воспитателем и т.д.). Моей маме для работы нужно: лекарства т.д.

(дети составляют предложения, выбирают картинку с профессией своей мамы и предметы, которые нужны ей для работы).


Логопед: Кто хочет рассказать стихи о маме или рассказ о маме.


Ответы детей: Рассказ о маме:


Самое лучшее слово на свете – мама. Самая хорошая на свете мама – моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня, поэтому она не отпускает меня далеко от себя, а когда идем в детский сад, мама крепко держит меня за руку. Мама очень добрая, когда улыбается, и я улыбаюсь ей.


Стихи о маме:

Только просыпаюсь, улыбаюсь я.

Ласково целует солнышко меня.

Я смотрю: «Где солнце?»

Маму вижу я.

Мое солнце – мама, милая моя!


Вместе с мамой я встаю,

Сама постель свою стелю,

Умываюсь, одеваюсь,

С мамой в детский сад иду.


Я подарок маме начал рисовать.

Выглянуло солнце и зовет гулять.

Солнце, солнце, не сердись,

Лучше рядышком садись.

Мамин праздник раз в году,

Нарисую и пойду!


Логопед: Какие вы молодцы, ребята, какие прекрасные слова вы подарили вашим мамам, какой чудный рассказ и удивительные стихи. Вы, наверное, любите помогать своим мамам? Вот сейчас расскажем все вместе, как мы помогаем маме.



Речь с движением:

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу,

Я стираю, полоскаю,

Воду с рук я отряхну,

Пол я чисто подмету,

Маму чаем напою!


Логопед: Ребята! К нам на занятия пришел гость – профессор Всезнамус. Он принес нам письмо и просит в нем расшифровать важное слово. Это слово мы узнаем, если выполним его задание. В конверте лежат картинки, нам нужно прочитать это слово по первым звукам.

Роза – Осы – Дом – Игрушки – Ножницы – Аист

Какое это слово? РОДИНА (слово написано на карточке)

Есть еще одно слово, которое может заменить слово Родина, а значение будет одинаковое. Давайте попробуем прочитать это слово по-другому. (Переворачиваем карточку и дети читают) - ОТЕЧЕСТВО.

Наша Родина или наше Отечество. Отечеством мы зовем нашу страну, потому что в ней живут наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке и все в ней для нас родное. А еще Родину мы зовем Матерью, потому что она вскормила нас своим хлебом, напоила нас своими водами и, как мать, она защищает и оберегает нас от всяких бед.

А кто знает, как называется наша Родина?


Ответы детей: Наша Родина – это Россия.


Логопед: и чтобы наша Россия была самой лучшей и процветающей страной вы должны вырасти и стать какими людьми?


Ответы детей: Умными, терпимыми, добрыми, заботливыми, честными, целеустремленными, трудолюбивыми, справедливыми, терпеливыми, здоровыми и крепкими.


Логопед: Правильно, давайте с вами поиграем.

Две команды составляют слова на шариках и облаках. (Картинки с буквами перевернуты к детям обратной стороной. Дети находят цифры по порядку – по ниточке букву, переворачивают картинку и читают слово)








В


О


Л

Ю

Б

Ь

















Б

Т


З

А

О

А





Логопед: Профессор Всезнамус еще хочет нам что-то сказать. Он говорит, что это все будет, если с нами будет очень коротенькое, но очень важное еще одно слово. Посмотрите, в конверте есть еще 3 буквы: М - И - Р. Какое слово можно составить из этих букв, конечно, слово МИР.

Все люди на нашей планете должны жить в мире, чтобы всегда светило в небе ясное солнышко и не было черных туч на небе.

Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое так и называется:


«Чтобы солнышко светило» (дети берутся за руки встают в круг)

Чтобы солнышко светило,

Чтоб на всех его хватило,

Чтобы не было грозы,

Чтобы не было беды,

Чтобы не было войны! (стихотворение читают несколько детей)

За руки возьмемся, (все вместе)

Встанем в круг,

Каждый человек человеку друг!

6



Полный текст материала Конспект выпускного занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гусева Элла Львовна  МаринаЭд
03.12.2011 1 3848 524

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК