Логопедическое занятие во втором классе. Дифференциация звуков [ч–т'] в слогах, словах и предложениях.
Коржаева Елена Евгеньевна
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МКОУ «СОШ с. Птичник»
Логопедическое занятие во втором классе
Тема: Дифференциация звуков [ч–т'] в слогах, словах и предложениях.
Цель: предупреждение нарушений письма и чтения по акустическому признаку
Задачи:
1.Продолжать учить различать звуки, имеющие артикуляционно-акустическое сходство.
2. Закрепить умение сравнить артикуляцию звуков [ч–т'], выполнять звуковой анализ.
3. Развивать умение узнавать и дифференцировать схематичное изображение звуков изолированно и в слогах.
4.Учить различать звуки в словах и предложениях, соотносить звуки с соответствующими буквами.
5. Развивать зрительное и слуховое внимание, слуховую память, общую и мелкую моторику.
Оборудование: Звукознайкин; Словознайкин; изображения черепахи и тигра; зеркала на каждого ученика; по 2 карточки со схематичным изображением звуков [ч–т'] на каждого ученика; схемы звуков и слогов демонстрационные; мяч; буквы Ч, Т демонстрационные; схема гласных; схема слогов ча=а, чу=у; карточки-задания на каждого ученика; предложения на доске.
Ход занятия:
I.Орг. момент- внесение Звукознайкина.
-Сегодня к нам на занятие пришел Звукознайкин и предлагает выполнить артикуляционную гимнастику, чтобы четко произносить звуки:
-Улыбка - Очень нравится лягушкам тянуть губы прямо к ушкам
-Лопатка – Язык широкий положи и спокойно удержи, 1,2,3,4,5 – язык надо расслаблять
-Трубочка – Подражаю я слону, губы хоботком тяну
-Улыбка – Трубочка - Наши губы гибкие могут стать улыбкою. - А теперь слоненок я, хоботок есть у меня.
II.Работа над различением звуков [ч–т']
1) -Звукознайкин побывал в зоопарке и хочет поделиться с вами своими впечатлениями. Он видел много разных зверей. Больше всего ему запомнились два животных. Отгадайте кто это?
* Какой прелестный полосатик!
Красивый, миленький усатик.
Вот симпатичная зверушка -
Большая мягкая игрушка.
Но киска – не для детских игр,
Ведь не котёнок – это… (Тигр).
* Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ... (Черепаха)
- Назовите первые звуки в словах Черепаха и Тигр. Как вы думаете, какие звуки будут помогать нам на протяжении всего занятия?
- Сегодня мы потренируемся различать звуки [ч–т'], вспомним, что у них общего, и есть ли различия.
- Какое правило Звукознайкина вы знаете? (звуки мы слышим и произносим)
2) - Произнесите перед зеркалом звук [ч] (быстро едет поезд): [Ч, Ч, Ч, Ч, Ч, Ч]
- Почувствуйте, где расположен язычок, что делают зубы, губы.(язычок прижимается к небу, зубы слегка приоткрыты, губы колечком)
- А теперь поезд поехал медленней, произнесем звук [т']: ТЬ, ТЬ, ТЬ, ТЬ, ТЬ, ТЬ
- Как расположены органы артикуляции? (язык ударяется о твердое небо, зубы слегка приоткрыты, губы в улыбке)
- Что общего при произнесении звуков [ч–т']? (положение языка и зубов)
- При произнесении какого звука губы вытянуты колечком? [ч]
- Какой звук мы услышим, если губы в улыбке? [т']
- Дайте характеристику этим звукам и сравните ее.
Звук [ч] – согласный, глухой, мягкий
Звук [т'] – согласный, глухой, мягкий
- Какой вывод можем сделать? (характеристика звуков [ч–т'] одинакова, они оба согласные, глухие, мягкие, но различаются по произношению.)
3) Упражнение «Зашифрованные звуки»
- У каждого из вас на парте лежат по 2 карточки со схематичным изображением звуков [ч–т']
- Какому звуку соответствует улыбка? ([т']) А колечко? ([ч])
- Будьте внимательны, я называю звуки, а вы поднимите соответствующую карточку.
* Ч, Ть, Ть, Ч, Ч, Ть, Ч, Ть, Ть, Ч, Ч, Ч, Ть
- Прочитайте схемы:
- Что вы произносили? (звуки)
А Я Е И Ю И Е У
- А теперь что называли? (слоги)
4) Упражнение «Слог наоборот» (с мячом)
- Я назову слог со звуком [ч], а вы назовите такой же слог, но со звуком [т'] и наоборот.
* ча, ти, чу, тё, уча, ите, яте, чик, тяп
5) - На помощь Звукознайкину пришел Словознайкин. Он спрашивает: «Что такое буквы?» (Буквы – это знаки, которыми обозначаются звуки.)
- Какое правило Словознайкина вы знаете о буквах? (буквы мы видим, читаем и пишем)
6) Внесение букв Чч, Тт.
- Посмотрите на эти буквы и скажите, похожи ли они между собой? (определение сходства и различия)
- Если мы говорим о буквах, что сейчас мы будем делать? (писать)
III. Пальчиковая гимнастика: - Приготовим наши пальчики к письму.
Дружат в нашем классе девочки и мальчики.(кисти в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.(сжимаем в кулаки)
1,2,3,4,5(касание одноименных пальцев обеих рук)
Начинай считать опять. (хлопки)
1,2,3,4,5
Мы закончили считать.(встряхнуть кистями)
1) – Словознайкин вас спрашивает: с какими гласными будут дружить наши помощники, если они мягкие? (с гласными, указывающими на мягкость согласного). Внесение схемы гласных. – Назовите, какие гласные подружатся с [т'].
- Все ли гласные, указывающие на мягкость согласного будут дружить с [ч], какое правило Словознайкина вы знаете? (ча – пиши с гласной а, чу – пиши с гласной у). Внесение схемы.
2) - Запишите слоги под диктовку в 2 строки: 1 – с буквой, обозначающей звук [ч], 2 – с буквой, обозначающей звук [т'].
* ТЁ, ТИ, ЧА, ЧУ, ЧИ, ТЕ, ЧЕ, ТЯ, ТЮ
- Прочитайте слоги, которые вы записали в 1 строке, во второй строке.
IV. Физминутка «Хомка-хамячок»
Хомка-хомка, хомячок
Полосатенький бочок
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку
1,2,3,4,5 – Хомка сильным хочет стать.
- Назовите слова из нашей игры, в которых вы встретили звуки [ч–т']
V. Работа над дифференциацией звуков [Ч – Т '] в словах и предложениях.
1)Упражнение «Назови различия» - прочитайте слова парами, назовите, чем они различаются
* мяч – мять
вечер – ветер
тёлка - чёлка
- Что происходит со словами, если в слове вместо ч появится ть? (слова поменяют своё значение). Определите значение каждого слова.
- Послушайте еще одно правило Словознайкина: «Чтобы не ошибиться, какой звук стоит в слове, нужно четко произнести это слово и определить его значение»
2) – Послушайте чистоговорки, которые Словознайкин сочинил про тигра и черепаху.
* На скамейке пять тигрят, все тигрята пить хотят.
* У четырех черепах по четыре черепашонка.
- Повторите чистоговорку, в которой говорится о четырех животных.
- Сколько тигрят сидело на скамейке? Произнесите эту чистоговорку.
- Какой звук вам помог произнести чистоговорку о тигрятах? А о черепашатах?
3)Работа в тетрадях. На доске записаны предложения
- Прочитайте предложения, вставьте подходящие по смыслу слова из скобок.
Петуха зовут ………….
Пироги печет …….. (печка, Петька)
- Запишите эти предложения в тетрадь.
- Подчеркните букву Т в том случае, если при чтении она произносится мягко. В каком слове вы подчеркнете букву Т? (Петька). Что помогло смягчить эту букву, ведь после нее нет гласной, указывающей на мягкость согласного? (буква ь)
VI. Итог:
- Какие звуки мы сегодня сравнивали?
- Нужно ли нам было специально смягчать звук [ч]? (он всегда мягкий)
- Что же помогало смягчать согласный [т']? (гласные, указывающие на мягкость согласного и буква Ь)
- Нашим друзьям очень понравилось, как вы справились со всеми их заданиями. А что понравилось вам?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коржаева Елена Евгеньевна
→ Elena-969 09.12.2011 0 9009 1290 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.