Логопедическое занятие во втором классе. Дифференциация звуков [ч–т'] в слогах, словах и предложениях.


Коржаева Елена Евгеньевна

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МКОУ «СОШ с. Птичник»


Логопедическое занятие во втором классе

Тема: Дифференциация звуков [ч–т'] в слогах, словах и предложениях.

Цель: предупреждение нарушений письма и чтения по акустическому признаку

Задачи:

1.Продолжать учить различать звуки, имеющие артикуляционно-акустическое сходство.

2. Закрепить умение сравнить артикуляцию звуков [ч–т'], выполнять звуковой анализ.

3. Развивать умение узнавать и дифференцировать схематичное изображение звуков изолированно и в слогах.

4.Учить различать звуки в словах и предложениях, соотносить звуки с соответствующими буквами.

5. Развивать зрительное и слуховое внимание, слуховую память, общую и мелкую моторику.

Оборудование: Звукознайкин; Словознайкин; изображения черепахи и тигра; зеркала на каждого ученика; по 2 карточки со схематичным изображением звуков [ч–т'] на каждого ученика; схемы звуков и слогов демонстрационные; мяч; буквы Ч, Т демонстрационные; схема гласных; схема слогов ча=а, чу=у; карточки-задания на каждого ученика; предложения на доске.


Ход занятия:

I.Орг. момент- внесение Звукознайкина.

-Сегодня к нам на занятие пришел Звукознайкин и предлагает выполнить артикуляционную гимнастику, чтобы четко произносить звуки:

-Улыбка - Очень нравится лягушкам тянуть губы прямо к ушкам

-Лопатка – Язык широкий положи и спокойно удержи, 1,2,3,4,5 – язык надо расслаблять

-Трубочка – Подражаю я слону, губы хоботком тяну

-Улыбка – Трубочка - Наши губы гибкие могут стать улыбкою. - А теперь слоненок я, хоботок есть у меня.


II.Работа над различением звуков [ч–т']

1) -Звукознайкин побывал в зоопарке и хочет поделиться с вами своими впечатлениями. Он видел много разных зверей. Больше всего ему запомнились два животных. Отгадайте кто это?


* Какой прелестный полосатик!

Красивый, миленький усатик.

Вот симпатичная зверушка -

Большая мягкая игрушка.

Но киска – не для детских игр,

Ведь не котёнок – это… (Тигр).



* Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет ... (Черепаха)


- Назовите первые звуки в словах Черепаха и Тигр. Как вы думаете, какие звуки будут помогать нам на протяжении всего занятия?

- Сегодня мы потренируемся различать звуки [ч–т'], вспомним, что у них общего, и есть ли различия.

- Какое правило Звукознайкина вы знаете? (звуки мы слышим и произносим)

2) - Произнесите перед зеркалом звук [ч] (быстро едет поезд): [Ч, Ч, Ч, Ч, Ч, Ч]

- Почувствуйте, где расположен язычок, что делают зубы, губы.(язычок прижимается к небу, зубы слегка приоткрыты, губы колечком)

- А теперь поезд поехал медленней, произнесем звук [т']: ТЬ, ТЬ, ТЬ, ТЬ, ТЬ, ТЬ

- Как расположены органы артикуляции? (язык ударяется о твердое небо, зубы слегка приоткрыты, губы в улыбке)

- Что общего при произнесении звуков [ч–т']? (положение языка и зубов)

- При произнесении какого звука губы вытянуты колечком? [ч]

- Какой звук мы услышим, если губы в улыбке? [т']

- Дайте характеристику этим звукам и сравните ее.

Звук [ч] – согласный, глухой, мягкий

Звук [т'] – согласный, глухой, мягкий

- Какой вывод можем сделать? (характеристика звуков [ч–т'] одинакова, они оба согласные, глухие, мягкие, но различаются по произношению.)

3) Упражнение «Зашифрованные звуки»

- У каждого из вас на парте лежат по 2 карточки со схематичным изображением звуков [ч–т']

- Какому звуку соответствует улыбка? ([т']) А колечко? ([ч])

- Будьте внимательны, я называю звуки, а вы поднимите соответствующую карточку.

* Ч, Ть, Ть, Ч, Ч, Ть, Ч, Ть, Ть, Ч, Ч, Ч, Ть


- Прочитайте схемы:


- Что вы произносили? (звуки)



А Я Е И Ю И Е У


- А теперь что называли? (слоги)

4) Упражнение «Слог наоборот» (с мячом)

- Я назову слог со звуком [ч], а вы назовите такой же слог, но со звуком [т'] и наоборот.

* ча, ти, чу, тё, уча, ите, яте, чик, тяп

5) - На помощь Звукознайкину пришел Словознайкин. Он спрашивает: «Что такое буквы?» (Буквы – это знаки, которыми обозначаются звуки.)

- Какое правило Словознайкина вы знаете о буквах? (буквы мы видим, читаем и пишем)

6) Внесение букв Чч, Тт.

- Посмотрите на эти буквы и скажите, похожи ли они между собой? (определение сходства и различия)

- Если мы говорим о буквах, что сейчас мы будем делать? (писать)

III. Пальчиковая гимнастика: - Приготовим наши пальчики к письму.

Дружат в нашем классе девочки и мальчики.(кисти в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.(сжимаем в кулаки)

1,2,3,4,5(касание одноименных пальцев обеих рук)

Начинай считать опять. (хлопки)

1,2,3,4,5

Мы закончили считать.(встряхнуть кистями)

1) – Словознайкин вас спрашивает: с какими гласными будут дружить наши помощники, если они мягкие? (с гласными, указывающими на мягкость согласного). Внесение схемы гласных. – Назовите, какие гласные подружатся с [т'].

- Все ли гласные, указывающие на мягкость согласного будут дружить с [ч], какое правило Словознайкина вы знаете? (ча – пиши с гласной а, чу – пиши с гласной у). Внесение схемы.

2) - Запишите слоги под диктовку в 2 строки: 1 – с буквой, обозначающей звук [ч], 2 – с буквой, обозначающей звук [т'].


* ТЁ, ТИ, ЧА, ЧУ, ЧИ, ТЕ, ЧЕ, ТЯ, ТЮ

- Прочитайте слоги, которые вы записали в 1 строке, во второй строке.


IV. Физминутка «Хомка-хамячок»

Хомка-хомка, хомячок

Полосатенький бочок

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку

1,2,3,4,5 – Хомка сильным хочет стать.

- Назовите слова из нашей игры, в которых вы встретили звуки [ч–т']


V. Работа над дифференциацией звуков [Ч – Т '] в словах и предложениях.

1)Упражнение «Назови различия» - прочитайте слова парами, назовите, чем они различаются

* мяч – мять

вечер – ветер

тёлка - чёлка

- Что происходит со словами, если в слове вместо ч появится ть? (слова поменяют своё значение). Определите значение каждого слова.

- Послушайте еще одно правило Словознайкина: «Чтобы не ошибиться, какой звук стоит в слове, нужно четко произнести это слово и определить его значение»

2) – Послушайте чистоговорки, которые Словознайкин сочинил про тигра и черепаху.

* На скамейке пять тигрят, все тигрята пить хотят.

* У четырех черепах по четыре черепашонка.

- Повторите чистоговорку, в которой говорится о четырех животных.

- Сколько тигрят сидело на скамейке? Произнесите эту чистоговорку.

- Какой звук вам помог произнести чистоговорку о тигрятах? А о черепашатах?

3)Работа в тетрадях. На доске записаны предложения

- Прочитайте предложения, вставьте подходящие по смыслу слова из скобок.

Петуха зовут ………….

Пироги печет …….. (печка, Петька)

- Запишите эти предложения в тетрадь.

- Подчеркните букву Т в том случае, если при чтении она произносится мягко. В каком слове вы подчеркнете букву Т? (Петька). Что помогло смягчить эту букву, ведь после нее нет гласной, указывающей на мягкость согласного? (буква ь)


VI. Итог:

- Какие звуки мы сегодня сравнивали?

- Нужно ли нам было специально смягчать звук [ч]? (он всегда мягкий)

- Что же помогало смягчать согласный [т']? (гласные, указывающие на мягкость согласного и буква Ь)

- Нашим друзьям очень понравилось, как вы справились со всеми их заданиями. А что понравилось вам?






































Полный текст материала Логопедическое занятие во втором классе. Дифференциация звуков [ч–т'] в слогах, словах и предложениях. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коржаева Елена Евгеньевна  Elena-969
09.12.2011 0 9038 1290

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК