Практический материл по автоматизация звука Ч
Предлагаемый материал поможет при автоматизации поставленного звука «Ч». Он предусматривает развитие лексики, грамматической структуры речи, интонационной выразительности, развитие общих психических процессов: памяти, внимания, мышления.
ЗВУК «Ч»
1 задание. Звукоподражание:
Как чикают ножницы: чик-чик-чик.
Паровоз: ч-ч-ч
2 задание. Покажите цветовой сигнал на звук «Ч» в словах:
Чай, дом, дочь, тачка, петь, печь, мять, круг, птичка.
3 задание.
а/ Повторите за мной:
ча-ча-ча- чай чок-чок-чок- каблучок
чи-чи-чи- чиж чу-чу-чу- чудо
б/ Повторите чистоговорки:
ча-ча-ча- в комнате свеча чок-чок-чок- у нас пятачок
чо- чо- чо- у меня болит плечо ачка-ачка-ачка- у Вовы тачка
чу-чу-чу- молоточком я стучу очка-очка- новая бочка
чи-чи-чи- у меня ключи ач-ач-ач- дайте мне калач
ча-ча-ча- мы видели грача оч-оч-оч- наступила ночь
чи- чи- чи- прилетают к нам грачи
4 задание.
а/ Игра «Эхо»:
слоги: ач- ач- оч- ач; уч- ач- уч- уч; ич- оч- оч- ич;
чка-чка- чко-чку; чта-что-что-чти;
слова: (утрированно произносить звук «Ч»)
плачь, ткач, калач, дочь, ночь, печь, ключ, меч, мяч, колючка
б/ Договорите слово:
кирпи…(ч) пуга…(ч) кала…(ч) труба…(ч)
кули…(ч) цирка…(ч) сила…(ч) скрипа…(ч)
5 задание
а/ Разделите слова на слоги:
тачка пачка качка дачка
тучка печка бочка дочка
почта веточка чтение ночка
б/ Игра «Один- много».
Дача- дачи, куча-…, туча-…, свеча-…, встреча-…, ночь-….
Дачи- дача, кучи-…, тучи-…, свечи-…, встречи-…, ночи-….
в/«Скажите ласково» /стул- стульчик/
цветок- … сундук-… бок-… заяц-…
шапка-… сук-… каблук-… замок-…
подушка-… бык-… палец-… звезда-…
г/ Измените слова по образцу. Образец: Лена- Леночка.
Лёня-…, Оля-…, Сеня-…, Сёма-…, Света-…, Нина-…, мама-…, папа-…, тётя-…, дядя-….
6 задание. а/ Повторите слова, составьте их схемы:
чайка чайник каланча волчок
внучок чистый чугун чудак
пчелка галчонок чек мячик
волчонок ключи качели чучело
б/ Замените на звук «Ч» первый звук в слове, которое я произнесу. Какое новое слово получится?
Гайка- чайка басы- часы кашка- чашка худо- чудо
Шары- чары масть-часть тёлка- челка тайник- чайник
в/ Замените последний звук в слове, которое я произнесу, на звук «Ч». Какое новое слово получится?
Враг- врач грамм- грач усат- усач мять- мяч
Ткань- ткач кулик- кулич мел- меч сыт- сыч
План- плач смерть- смерч бить – бич клюв- ключ
г/ «Волшебная цепочка»:
Дачка- Качка- Пачка- Тачка- тОчка- Почка- Бочка- Мочка- Дочка- Ночка- Кочка- кУчка- Ручка- Тучка- Щучка- щЁчка.
д/ Послушайте, как интересно: предмет становится меньше, а слово, которое его обозначает длиннее.
Бак- бачок- бачочек сук- сучок- сучочек крюк- крючок- крючочек
Бык- бычок- бычочек лак- лачок- лачочек волк- волчок- волчочек
Бок- бочок- бочочек знак- значок- значочек внук- внучок- внучочек
7 задание. а/ Повторите словосочетания. Ответьте на вопросы: Чёрная туча. Какая туча? Чёрное что?
Чёрная туча Прочная чеканка Четвёртый четверг.
Чёрный чехол Кирпичная печка Чугунный чугунок
Чуткий человек Гремучий ручей Удачливый чемпион
Горячий чай Пачка печенья Горячий горчичник
б/ Повторите предложения, составьте их схемы:
Дочь катит мяч. В комнате печь. Ключ упал на пол. Бич- это кнут. На бочке белочка. На веточке в мае почки. Мама сказала больному лечь. Вова катит тачку. Внучка надевает бабушкины очки. Мамочка топит печку. Птичка- невеличка клюет ячмень.
в/ Повторите словосочетания, предложения.
Напиток из чая- чайный. Компот из черники- черничный. У пчелы и голова пчелиная. У девочек привычки девчоночьи. Чайка чаю не пьёт, хоть и чайкой слывет. Грачи грачатам кричат, грачи берегут грачат. На тачке возят кирпичи для дачки. На болоте - кочки, а обручи- на бочке. На черёмухе - почки, а у мамы- дочки. К причалу причаливают, а от причала отчаливают. Ученики учатся по учебникам.
г/ Повторите предложения, составьте их схемы:
В чайнике чай. Над дачей туча. На тачке куча глины. Девочка летом отдыхает на даче. Таня Ткачева получает отличные отметки. Научите Вовочку читать. Девочка помогает маме чинить чулки. Девочка учит чижика читать.
8 задание. а/ Выучите понравившееся стихотворение.
Печка печёт, В бочке- водички, У чудесной ёлочки
А речка течёт. На бочке- синичка. Частые иголочки,
Печка молчит, Пьёт часто синичка Частые иголочки
А речка журчит. Из бочки водичку. У чудесной ёлочки.
9 задание.
Ответьте на вопросы полным предложением:
Чем отпирают замок? Когда светит луна? Где получают посылки?
В чём заваривают чай? Кто кладет печи? Кто учит учеников в школе?
10 задание. Прослушайте рассказ.
У Леночки день рождения
У Леночки день рождения. Она помогает маме накрыть стол. Леночка поставила чайник, чашки с блюдечками, вазочки для варенья и корзиночку для печенья, разложила чайные ложечки. Много гостей было у Леночки. И все пришли с подарками.
Ответьте на вопрос целым предложением.
Как помогала Леночка маме? Чем угощала Леночка гостей?
Что поставила Леночка на стол? Какие подарки подарили дети Леночке?
11 задание.
Объясните значение пословиц:
Хочешь, есть калачи - не сиди на печи. Чего себе не хочешь, того и другому не делай. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Почитай учителя, как родителя.
12 задание.
Назовите, из чего сделаны следующие предметы (отност. прилаг. и сущ.). (например: ключ сделан из железа- железный ключ)
а/ мячик, чайник, чемодан, качели, чашка;
б/ железо, резина, кожа, фарфор, дерево;
13 задание.
Закончите предложение одним словом. Произнесите его целиком.
Образец: У зайца…(зайчонок).
а/ У белки…. У белок…. У галки…. У галок…. У кролика…. У кроликов…. У сойки…. У соек….
14 задание.
Произнесите предложения отраженно. Ответьте на вопрос: кто как голос подает?
а/Воробей чирикает. Кузнечик стрекочет. Курица кудахчет. Орел клекочет. Курица- наседка квохчет. Лев рычит. Рыба молчит.
б/ Воробьи …. Кузнечики …. Курицы ….Орлы …. Курицы- наседки…. Львы…. Рыбы….
15 задание. Доскажите словечко.
У них усы не для красы-
Они показывают время Вышел ёж с сапожной щеткой,
И называются …(часы). Занялся работой…(четкой).
Кто же это ходит Заяц волка замещает,
В каменной рубахе? Всех косых не…(замечает)
В каменной рубахе Вдоль по улице мощеной
Ходит…(черепаха). Мчится вскачь арбуз…(моченый)
16 задание. Измените слова по смыслу.
Мальчик кричит, а дети… Скрипка звучит, а скрипки….
Мальчик стучит, а дети… Пулемет строчит, а пулемёты…
17задание. Пересказ
Вовочке пять лет. Сестричка Таня учит его читать. Вовочка уже читает слова: мама, папа, чай, туча, мячик.
Нина нянчит маленькую Олечку.
Она чуть-чуть покачивает Олечкину коляску, чтобы девочка не кричала.
«Молодчина, Ниночка, - говорит папа.- Маме помочь – почётное дело».
Вова и Таня Чечёткины жили на даче. Им по четыре года. Они часто играли в палочку- выручалочку.
Танечка и Вовочка прятались на печке, в чулане, на чердаке.
А Вовочка даже спрятался в чемодане.
4. Нина Грачёва часто гуляла на лужайке около речки. Там порхало много бабочек, но девочка никогда не ловила их. Она помнила песенку мотылька, которую её читала бабушка:
Но недолог мой век,
он не более дня.
Будь же добр, человек,
И не трогай меня.
5. Миша нашёл под деревом грачонка. Грачонок был чёрный, носатый. Летать грачонок не умел. Миша кормил его червяками и личинками. У грачонка отросли крылья и он улетел.
6. Олечка приехала в деревню к бабушке. У бабушки жили чёрная овечка Ночка, коричневая тёлочка Дочка, курочки-пеструшки, собачка Жучка и кошечка Мурочка. Внучка помогала бабушке. Она пасла овечку Ночку и тёлочку Дочку. Девочка наливала воды курочкам и Жучке. Она часто играла с Мурочкой. Вечером Олечка с бабушкой сидели на крылечке. Бабушка учила Олю читать.
7. Мальчики и девочки придумывали слова со звуком ч: «Чай, чашка, чайник, мяч, ключ, дочь».
«Давайте придумаем ещё: лётчик, пулемётчик, пограничник»,- сказали мальчики.
8. У Тани Грачёвой папа работает на почте почтальоном.
Николай Иванович Ткачёв разносит почту в почтовой сумке. Днём Таня учится, а вечером иногда помогает папа раскладывать вечернюю почту в почтовые ящики.
9. У Верочки мама и папа врачи. Они лечат больных. Верочка тоже хочет быть врачом. А пока Верочка лечит своих кукол.
10. Врач назначил Коле Чайникову очки. Но мальчик сказал : «Не хочу носить очки!» Врач объяснил: «В очках ты всё будешь лучше видеть, тебе будет легче читать и учиться».
Но Коля кричал: «Не хочу очки. Я и так всё вижу. Я и так умею читать».
«На. Почитай», - и доктор дал мальчику яркую маленькую книжечку.
Коля взял книжечку, но не смог прочитать. Тогда он молча надел очки. Чёрные полоски стали чётко напечатанными словами. А яркие пятна превратились в красивых бабочек, жучков и птичек. «Буду носить очки, -тихо сказал мальчик.
18 задание. Составьте рассказ «Мячик», используя слова:
Мальчик, играть, на дороге, покатился, ехала машина, нельзя играть, площадка.
19 задание. Выучить про букву «Ч»
Да вы правильно решили,
«Ч» мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
При составлении материала была использована следующая литература:
Архипова Е.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. - М; 1997.
Бондаренко А.М. Словесные игры.- М; 1972.
Лопухина И.С. Логопедия 550- М; 1996.
Правдина У.В. Логопедия – М; 1969.
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить - М; 1991.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волкова Ирина Александровна
→ Ирина9 05.01.2012 0 3632 981 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.