Конспект индивидуального занятия "Звук "р" в словах со слогом "ра"; 1-4 класс


Кокина Надежда Александровна учитель-логопед

МАОУ ДПОС «Ресурсный центр» г.о. Тольятти


КОНСПЕКТ

индивидуального коррекционно - развивающего занятия


Тема. Звук «р» в словах со слогом «ра».


Цель. Автоматизировать звук «р» в словах со слогом «ра».


Задачи.

  1. Развивать фонематическое восприятие.

  2. Правильно произносить звук «р» в словах с ударением и без ударения на слог «ра».

  3. Развивать звуковой и слоговой анализ и синтез слов.

  4. Упражнять в умении выделять общую основу слов и подбирать слова в рифму.


Оборудование. Песочница с песком; мелкие игрушки, в названии которых есть слог «ра»; картинки к ребусу; картинки героев сказки «Золотой ключик»; предметные картинки со слогом «ра», карточки с заданиями, геометрические фигуры, мяч.


Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед:

- Здравствуй, Максим! Сегодня мы совершим удивительное путешествие в сказочный город и познакомимся с его жителями.

II. Основная часть

Работа в песочнице.

- Итак, в одном волшебном городе текла река (логопед проводит по песку рукой). Покажи, Максим, как она текла. И были у той реки крутые берега: берег правый и берег левый. На правом берегу реки в своём домике жил гномик Раф (предлагается ребёнку поставить домик в правой стороне песочницы). Как звали гномика?

Ребёнок:

- Раф.

Логопед:

- У него был фруктовый сад и цветник, где росла только астра (ребёнок выставляет макеты деревьев и цветов). Астра была красивая красная и другая разная. Раф любил ухаживать за астрами и собирать из них букеты. За какими цветами ухаживал Раф?

Ребёнок:

- За астрами.

Логопед:

- Какая астра была?

Ребёнок:

- Красная и другая разная.

Логопед:

- А на левом берегу реки в своём домике жил его брат – гномик Рад (ребёнок ставит макет домика). Каждое утро он выходил на крыльцо своего домика и радовался солнышку. «Ра – ра – ра! Я очень рад!» - пел гномик. Как пел гномик? Повтори!

Ребёнок:

- Ра – Ра – Ра! Я очень рад!

Логопед:

- Братья очень любят играть в игру «Эхо» с мячом. Один гномик говорил слово и бросал мяч, а другой – ловит мяч и повторял слово. И мы сейчас поиграем с тобой в эту игру. Повторяй за мной правильно!

- Рак, рама, раки, рано, рана, радио, радуга, работа, ракушка, раковина, ракета, ракетка.

- Муравей, муравейник, каравай, караван, парашют, каракатица, карандаш, карамель, курага, курабье, макраме, буран, баран, карась, гараж, барабан, баранки, фотография.

- Юра, Кира, Ира, Шура, Вера, Жора, Тамара, дыра, гора, кора, нора, пара, штора, шпора, конура, канистра.

Логопед:

- Однажды братья услышали, что злой волшебник Звукоед спрятал в городе клад и забыл куда. Давай поможем братьям отыскать сокровища.

Ребёнок отыскивает в песке мелкие игрушки, в названии которых есть слог «ра» и называет их.

Логопед:

- Гномики любят выполнять разные задания и хотят, чтобы ты тоже их выполнил. Но карточки с заданиями надо сначала отыскать. (Логопед даёт инструкции, а ребёнок отыскивает карточки, отмеченные геометрическими фигурами).

Игра «Буква потерялась».

- Посмотри на карточку (задание №1) и скажи, какой буквы не хватает в этих словах. Произнеси слова с нужным звуком.

...адуга, ...акушка, му...авей, ка...андаш, бу...ан, ба...ан, га...аж.? Повтори эти слова.

- Раздели на слоги слово «конура». Произнеси слово без слога «ну».

Ребёнок:

- Конура кора.

Логопед:

- Замени звук [к] на звук [н]. (Нора.) Переставь сло­ги в слове нора. (Рано.) Замени звук [о] на звук [а]. (Рана.)

- А сейчас поиграем в игру «Слово в слове» (на карточке задание № 2). Посмотри внимательно и скажи: какое слово находится в слове.

Радуга ... (дуга.) Какой слог исчез из слова? (Ра), ракета (рак, кета), пират (пир, тир), барабан (бар, рана, раб), баранка (баран, ранка), ракушки (рак, ушки). - ----- Переставь буквы (на карточке задание № 3). Рад дар. Гора рога. Мара рама.

- Реши ребус.

- Назови предметы (рыба, арбуз, краб). Выдели первый звук в их названиях. Составь слово из этих звуков. (Рак.)

- Назови самое длинное слово. Сколько звуков в каждом слове? (на карточке задание № 4)

Рак, рана, рамка, радуга, ракушка, раковина.

- Какая общая часть есть в словах «баран, баранка, барабан»? (баран)

- Подскажи конец чистоговорки.

Аш-аш-аш, есть у Ромы ... (карандаш).

Ши-ши-ши, на столе ... (карандаши).

Шом-шом-шом, рисует Рома ... (карандашом).

Вей-вей-вей, несет травинку ... (муравей).

Раном-раном-раном, баран бодается с ... (бараном).

- Замени первый звук в слове. Гора пора нора кора.

- «Поучим размышлять». Что общего между раком, карасём и ракушкой? (слог «ра»)

- Посмотри на картинки и назови предметы, которые отвечают на вопрос «Кто это?» ( картинки из сказки «Золотой ключик») Карабас-Барабас, Буратино. Кто быстрее убежит от Карабаса-Барабаса — Буратино или Артемон? Почему? (ребёнок отвечает).

- Назови картинки со слогом «ра» (предметные картинки).

- Молодец, Максим, с заданием ты справился хорошо!

III. Итог занятия.

- Вот и закончилось наше сказочное путешествие.

- Задание на дом: придумай пять слов, которые начинаются со слога « ра».

- Спасибо! На занятии ты старался! Молодец!
















Задание № 1.

а) Игра «Буква потерялась». Посмотри на карточку и скажи: какой буквы не хватает в словах. Произнеси эти слова.

...адуга, ...акушка, му...авей, ка...андаш, бу...ан, ба...ан, га...аж.? Повтори эти слова.

б) Раздели на слоги слово конура. Отхлопай по слогам. Произнеси слово без слога «ну».

- Замени звук «к» на звук «н».

- Переставь слоги в слове «нора».

- Замени звук «о» на звук «а».

Задание № 2

Игра «Слово в слове». Посмотри внимательно и скажи: какое слово находится в слове.

  • Радуга ... Какой слог исчез из слова?

  • Ракета

  • Пират …

  • Барабан …

  • Баранка

  • Ракушки

Задание № 3

а) Переставь буквы.

  • Рад ….

  • Гора — ….

  • Мара ….

б) Реши ребус. Назови предметы на картинках. Выдели первый звук. Составь слово из этих звуков.

Задание № 4

а) Назови самое длинное слово. Сколько звуков в каждом слове?

  • Рак,

  • рана,

  • рамка,

  • радуга,

  • ракушка,

  • раковина.

б) Какая общая часть в словах: баран, баранка, барабан.

в) Подскажи конец чистоговорки.

Аш – аш – аш, есть у Ромы …

Ши – ши – ши, на столе…

Шом – шом – шом, рисуем…

Вей – вей – вей, несёт травинку…

Раном – раном – раном, баран бодается с …

г) Поучимся размышлять. Что общего между раком, карасём и ракушкой?

д) Назови картинки из сказки «Золотой ключик». Скажи: «кто быстрее убежит от Карабаса – Барабаса – Буратино или Артемон? Почему?

е) Назови картинки со слогом «ра».



Список используемой литературы


  1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. Издательство «Библиополис». Санкт - Петербург, 1995 г.

  2. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков «с», «ш», «р», «л». Издательство «КАРО». Санкт – Петербург, 2006 г.,













































6



Полный текст материала Конспект индивидуального занятия "Звук "р" в словах со слогом "ра"; 1-4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кокина Надежда Александровна  НадеждаКокина
07.03.2012 2 3616 519

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК