Дифференциация звуков [с-з], [с'-з'] в словах и предложениях; 1 класс
Автор: Лисунова Ольга Викторовна
Место работы: ГБОУ СОШ №341, г. Москва
Должность: учитель-логопед
Логопедическое занятие с учащимися 1-го класса, имеющими н/в ОНР.
Тема: Дифференциация звуков [с-з], [с'-з'] в словах, предложениях.
Лексико-грамматическая тема - "Дикие животные" (притяжательные прилагательные).
Цель: скорректировать дифференциацию звуков [с-з], [с'-з'] в устной речи и на письме.
закрепить навыки практического употребления в речи притяжательных прилагательных.
Оборудование: картинки с изображением диких животных и их детёнышей, картинки с изображением предметов в названии которых есть звуки [С],[З],[С'],[З'], предметные картинки с изображением мордочек и хвостов животных, разрезная азбука: слоги, буквы.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Звуковой анализ и синтез слов, выделение первого звука в слове.
- Сегодня на занятие к нам пришёл Карлсон. Он хочет учиться вместе с Незнайкой. Незнайка уже ходит в первый класс, но учится плохо.
Незнайка, как и вы, уже закончил изучение букв по букварю, но он не очень старается и поэтому запомнил не все буквы. Карлсон ждал, когда у Незнайки закончится урок. А на уроке у Весёлых Человечков учительница диктовала слова и просила учеников записать их.
Незнайка забыл, как пишутся некоторые буквы, и поэтому вместо букв подобрал картинки, названия которых начинаются с этих букв. Незнайка подобрал следующие картинки:
зонт, арбуз, яблоко, цыплята (заяц)
самолёт, лук, ослик, носки (слон )
Выделяя первый звук в каждом слове, отгадайте, какие слова диктовала учительница? Какие животные живут в домиках? Назовите первый звук в слове слон (заяц) ?
Дайте характеристику звука [С] (согласный, твёрдый, глухой).
Дайте характеристику звука [З] (согласный, твёрдый, звонкий).
У твёрдого глухого согласного [С] есть братик, глухой но мягкий [С'].
У твёрдого звонкого согласного [З] есть братик, глухой но мягкий [З'].
Как определить какой звук звонкий (глухой)?
III. Дифференциация слогов.
На доске расположены слоги.
- Выберите слоги, которые начинаются с твёрдого глухого согласного [C] (са, со, су, сы).
- Выберите слоги, которые начинаются с мягкого глухого согласного [С'] (ся, сё, сю, си).
- Выберите слоги, которые начинаются с твёрдого звконкого согласного [З] (за, зо, зу, зы).
- Выберите слоги, которые начинаются с мягкого звконкого согласного [З'] (зя, зё, зю, зи).
- Прочитайте слоги, которые начинаются с глухих согласных.
IV. Дифференциация [С-З], [С'-З'] в словах.
Посмотрите на картинки, выделите в слове первый согласный, и расселите предметы в домики.
берёза капуста
роза кресло
кузнечик стакан
V. Работа с раздаточным материалом. (собака, коза, забор, самовар, маска, коса, ваза, зонт, зефир, лось)
Выберите предметы, в названии которых есть звук [С],[З], [С'], [З'].
- Назвать предмет, выделить звук [С], [З], [С'], [З'].
VI. Работа с карточками.
Приготовьте карточки с буквами з-с.
Я буду называть слова, а вы будете поднимать букву з, если услышите какие звуки? [З],[З'];
букву с, если услышите какие звуки? [С],[С'].
зуб- суп солить-залить
коза-коса зайка-сайка
Словарная работа: объяснение значения слова сайка.
Положите перед собой карточки с буквами с и з.
Поднимите вверх правую, а затем левую руку.
- К какой руке буква з повернулась спинкой? (к правой), погладьте спинку буквы правой рукой.
- К какой руке буква с повернулась спинкой? (к левой), погладьте спинку буквы левой рукой.
VII. Лексическая тема. "Дикие животные".
- Каких животных можно увидеть в зоопарке?
Карлсон и Незнайка отправились в зоопарк. Там они увидели много разных животных. Карлсон попросил Незнайку записать названия животных и птиц. Но пошёл дождь, и некоторые буквы смыло каплями дождя.
- Давайте поможем Незнайке и Карлсону восстановить слова.
.ебра, бар.ук, обе.ьянка, .ова, ло.ь, .мея.
- Запишите слова в два столбика: в первый со звуками [З],[З']; во второй столбик со звуками [С],[С'].
зебра барсук
обезьянка сова
змея лось
- Вставьте буквы, которые смыл дождь в предложении.
Не.найка и Карл.он видели в .оопарке много .верей.
Физминутка Медвежонок - топ, топ.
А Ежонок - хлоп, хлоп.
А волчонок - щёлк, щёлк.
А зайчонок - скок, скок.
А лисёнок - шмыг, шмыг.
А лосёнок - брык, брык.
А рысёнок - прыг, прыг.
И бельчонок - прыг, прыг.
VIII. Притяжательные прилагательные.
Пока мы с вами отдыхали, дождик в зоопарке всё шёл. Все звери спрятались, были видны только их мордочки и хвостики.
Попробуем отгадать. Чья морда? Чей хвост?
(кошачья, лисья, львиная, медвежья, волчья, беличья, собачья, заячья, ежиная, тигриная).
IX. Слоговый анализ слов.
После посещения зоопарка учительница попросила написать названия животных, которых видели в зоопарке.
Вот что записал Незнайка. Напишите названия животных правильно.
сали (лиса), ведьмед (медведь), яцза (заяц), бакасо (собака), кивол (волки), рытиг (тигры), олв (вол), кабел (белка).
X. Названия детёнышей и животных.
На площадке молодняка гуляли детёныши. За детёнышами пришли их родители. Назовите родителей детёнышей.
лисята - лис и лисица
львята - лев и львица
волчата - волк и волчица
зайчата - заяц и зайчиха
слонята - слон и слониха
ежата - ёж и ежиха
На доске расположены картинки с изображением животных и их детёнышей..
- Назовите звериную семью
- Это чья семья? (волчья, лисья, медвежья, заячья, ежиная, львиная)
- У каждой семьи есть дом, где она живёт.
У медвежьей семьи - берлога
У беличьей семьи - дупло
У волчьей семьи - логово
У лисьей семьи - нора
XI. Подбор прилагательных к слову лиса, белка.
Лиса (какая?) - хитрая, рыжая, умная, пушистая, быстрая.
Белка (какая?) - рыжая, ловкая, быстрая, запасливая.
XII. Закончи предложение.
У зайца хвост короткий, а уши …… (длинные)
Белка живёт в дупле, а волк в …… (логове)
Лиса пушистая, а ёж …… (колючий)
Исправь предложения.
Волчица учила зайчат охотиться. (волчат)
В гнезде у лисы появились лисята. (в норе)
Волчица привела волчат в дупло. (в логово)
XIII. Подведение итогов.
- Чем занимались на занятии?
- Какие согласные звуки сегодня сравнивали [С]-[З], [С']-[З'].
[С] - согласный глухой твёрдый
[З] - согласный звонкий твёрдый
[С']- согласный глухой мягкий
[З']- согласный звонкий мягкий
Источники материалов.
- “Логопедия в детском саду”, Л.Н. Смирнова, 2005 г.
- “Научите меня говорить правильно”, О.И. Крупенчук, 2001 г.
- “Коррекция ошибок, обусловленных несформированостью фонематического восприятия ”,
Л.Н. Ефименкова, 2004 г.
- “Обучаем читать и писать без ошибок”, А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 2007 г.
- “Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста”, Т.Б. Филичева, Т.А. Каше, 1989 г.
- “Развитие речи дошкольника”, Т.Б. Филичева, А.В. Соболева, 1997 г.
- “Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи” Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, 2001 г.
- “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Л.Н. Ефименкова, 2001 г.
- “Разрезные слоги” А.В. Кеменева, В.А. Кирюшкин, М.Д. Шевелева, 1985 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лисунова Ольга Викторовна
→ olgalisunova341 09.03.2012 0 13271 1374 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.