Дифференциация звуков [с-з], [с'-з'] в словах и предложениях; 1 класс



Автор: Лисунова Ольга Викторовна

Место работы: ГБОУ СОШ №341, г. Москва

Должность: учитель-логопед


Логопедическое занятие с учащимися 1-го класса, имеющими н/в ОНР.

Тема: Дифференциация звуков [с-з], [с'-з'] в словах, предложениях.

Лексико-грамматическая тема - "Дикие животные" (притяжательные прилагательные).


Цель: скорректировать дифференциацию звуков [с-з], [с'-з'] в устной речи и на письме.

закрепить навыки практического употребления в речи притяжательных прилагательных.

Оборудование: картинки с изображением диких животных и их детёнышей, картинки с изображением предметов в названии которых есть звуки [С],[З],[С'],[З'], предметные картинки с изображением мордочек и хвостов животных, разрезная азбука: слоги, буквы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Звуковой анализ и синтез слов, выделение первого звука в слове.

- Сегодня на занятие к нам пришёл Карлсон. Он хочет учиться вместе с Незнайкой. Незнайка уже ходит в первый класс, но учится плохо.

Незнайка, как и вы, уже закончил изучение букв по букварю, но он не очень старается и поэтому запомнил не все буквы. Карлсон ждал, когда у Незнайки закончится урок. А на уроке у Весёлых Человечков учительница диктовала слова и просила учеников записать их.

Незнайка забыл, как пишутся некоторые буквы, и поэтому вместо букв подобрал картинки, названия которых начинаются с этих букв. Незнайка подобрал следующие картинки:

зонт, арбуз, яблоко, цыплята (заяц)

самолёт, лук, ослик, носки (слон )

Выделяя первый звук в каждом слове, отгадайте, какие слова диктовала учительница? Какие животные живут в домиках? Назовите первый звук в слове слон (заяц) ?

Дайте характеристику звука [С] (согласный, твёрдый, глухой).

Дайте характеристику звука [З] (согласный, твёрдый, звонкий).

У твёрдого глухого согласного [С] есть братик, глухой но мягкий [С'].

У твёрдого звонкого согласного [З] есть братик, глухой но мягкий [З'].

Как определить какой звук звонкий (глухой)?

III. Дифференциация слогов.

На доске расположены слоги.

- Выберите слоги, которые начинаются с твёрдого глухого согласного [C] (са, со, су, сы).

- Выберите слоги, которые начинаются с мягкого глухого согласного [С'] (ся, сё, сю, си).

- Выберите слоги, которые начинаются с твёрдого звконкого согласного [З] (за, зо, зу, зы).

- Выберите слоги, которые начинаются с мягкого звконкого согласного [З'] (зя, зё, зю, зи).

- Прочитайте слоги, которые начинаются с глухих согласных.

IV. Дифференциация [С-З], [С'-З'] в словах.

Посмотрите на картинки, выделите в слове первый согласный, и расселите предметы в домики.

берёза капуста

роза кресло

кузнечик стакан

V. Работа с раздаточным материалом. (собака, коза, забор, самовар, маска, коса, ваза, зонт, зефир, лось)

Выберите предметы, в названии которых есть звук [С],[З], [С'], [З'].

- Назвать предмет, выделить звук [С], [З], [С'], [З'].

VI. Работа с карточками.

Приготовьте карточки с буквами з-с.

Я буду называть слова, а вы будете поднимать букву з, если услышите какие звуки? [З],[З'];

букву с, если услышите какие звуки? [С],[С'].

зуб- суп солить-залить

коза-коса зайка-сайка

Словарная работа: объяснение значения слова сайка.

Положите перед собой карточки с буквами с и з.

Поднимите вверх правую, а затем левую руку.

- К какой руке буква з повернулась спинкой? (к правой), погладьте спинку буквы правой рукой.

- К какой руке буква с повернулась спинкой? (к левой), погладьте спинку буквы левой рукой.

VII. Лексическая тема. "Дикие животные".

- Каких животных можно увидеть в зоопарке?

Карлсон и Незнайка отправились в зоопарк. Там они увидели много разных животных. Карлсон попросил Незнайку записать названия животных и птиц. Но пошёл дождь, и некоторые буквы смыло каплями дождя.

- Давайте поможем Незнайке и Карлсону восстановить слова.

.ебра, бар.ук, обе.ьянка, .ова, ло.ь, .мея.


- Запишите слова в два столбика: в первый со звуками [З],[З']; во второй столбик со звуками [С],[С'].

зебра барсук

обезьянка сова

змея лось

- Вставьте буквы, которые смыл дождь в предложении.

Не.найка и Карл.он видели в .оопарке много .верей.

Физминутка Медвежонок - топ, топ.

А Ежонок - хлоп, хлоп.

А волчонок - щёлк, щёлк.

А зайчонок - скок, скок.

А лисёнок - шмыг, шмыг.

А лосёнок - брык, брык.

А рысёнок - прыг, прыг.

И бельчонок - прыг, прыг.

VIII. Притяжательные прилагательные.

Пока мы с вами отдыхали, дождик в зоопарке всё шёл. Все звери спрятались, были видны только их мордочки и хвостики.

Попробуем отгадать. Чья морда? Чей хвост?

(кошачья, лисья, львиная, медвежья, волчья, беличья, собачья, заячья, ежиная, тигриная).

IX. Слоговый анализ слов.

После посещения зоопарка учительница попросила написать названия животных, которых видели в зоопарке.

Вот что записал Незнайка. Напишите названия животных правильно.

сали (лиса), ведьмед (медведь), яцза (заяц), бакасо (собака), кивол (волки), рытиг (тигры), олв (вол), кабел (белка).

X. Названия детёнышей и животных.

На площадке молодняка гуляли детёныши. За детёнышами пришли их родители. Назовите родителей детёнышей.

лисята - лис и лисица

львята - лев и львица

волчата - волк и волчица

зайчата - заяц и зайчиха

слонята - слон и слониха

ежата - ёж и ежиха

На доске расположены картинки с изображением животных и их детёнышей..

- Назовите звериную семью

- Это чья семья? (волчья, лисья, медвежья, заячья, ежиная, львиная)

- У каждой семьи есть дом, где она живёт.

У медвежьей семьи - берлога

У беличьей семьи - дупло

У волчьей семьи - логово

У лисьей семьи - нора

XI. Подбор прилагательных к слову лиса, белка.

Лиса (какая?) - хитрая, рыжая, умная, пушистая, быстрая.

Белка (какая?) - рыжая, ловкая, быстрая, запасливая.

XII. Закончи предложение.

У зайца хвост короткий, а уши …… (длинные)

Белка живёт в дупле, а волк в …… (логове)

Лиса пушистая, а ёж …… (колючий)

Исправь предложения.

Волчица учила зайчат охотиться. (волчат)

В гнезде у лисы появились лисята. (в норе)

Волчица привела волчат в дупло. (в логово)

XIII. Подведение итогов.

- Чем занимались на занятии?

- Какие согласные звуки сегодня сравнивали [С]-[З], [С']-[З'].

[С] - согласный глухой твёрдый

[З] - согласный звонкий твёрдый

[С']- согласный глухой мягкий

[З']- согласный звонкий мягкий


Источники материалов.

- “Логопедия в детском саду”, Л.Н. Смирнова, 2005 г.

- “Научите меня говорить правильно”, О.И. Крупенчук, 2001 г.

- “Коррекция ошибок, обусловленных несформированостью фонематического восприятия ”,

Л.Н. Ефименкова, 2004 г.

- “Обучаем читать и писать без ошибок”, А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 2007 г.

- “Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста”, Т.Б. Филичева, Т.А. Каше, 1989 г.

- “Развитие речи дошкольника”, Т.Б. Филичева, А.В. Соболева, 1997 г.

- “Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи” Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, 2001 г.

- “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Л.Н. Ефименкова, 2001 г.

- “Разрезные слоги” А.В. Кеменева, В.А. Кирюшкин, М.Д. Шевелева, 1985 г.



Полный текст материала Дифференциация звуков [с-з], [с'-з'] в словах и предложениях; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лисунова Ольга Викторовна  olgalisunova341
09.03.2012 0 13271 1374

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК