Логопедическое завнятие по теме "Анализ слов различной слоговой структуры на примере лексической темы "Дикие животные"; 1 класс
Чуваева Наталья Николаевна
учитель- логопед
МБОУ СОШ № 37 г. Мурманска
Логопедическое занятие в первом классе по теме:
Анализ слов различной слоговой структуры
на примере лексической темы «Дикие животные».
Цели:
1.Обучающие:
а) обучать детей дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
б) учить определять место звука в слове;
в) формировать навык деления слов на слоги;
г) формировать навык составления связного высказывания.
2.Развивающие:
а) развитие зрительного и слухового внимания и памяти;
б) развитие речевого дыхания и просодической стороны речи;
в) развитие мелкой моторики пальцев рук.
3.Воспитательные:
а) воспитание речевой активности детей на занятиях;
б) воспитание навыков прогнозирования.
4.Коррекционные:
а) развитие фонематического слуха;
б) развитие звуко- буквенного и слогового анализа и синтеза;
в) расширение активного словаря;
г) развитие высших психических функций: внимания, памяти.
Оборудование: Таблица гласных, наборы карточек с гласными буквами, дидактический материал по теме « Дикие животные», раздаточный материал, предметные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Начало урока.
А) Приветствие.
Б) Запись числа в тетради.
2. Работа с буквами:
- прочитать буквы, написанные на доске;
В З У Д О И Г П А Т Ы
- выбрать из них и назвать буквы, обозначающие согласные звуки;
- назвать буквы, обозначающие гласные звуки;
- чем отличаются гласные звуки от согласных;
- что помогают определять в словах гласные звуки и буквы?
(Количество слогов).
Логопед: Сегодня мы продолжим работу над звуко- слоговым анализом слов, работу по определению количества гласных в словах и количеству слогов в словах.
3.Работа с таблицей гласных.
А) Развитие речевого дыхания и пальчиковой моторики:
- делаем вдох, на выдохе произносим гласные звуки, соединяя поочередно
пальцы рук с большим пальцем.
Б) Развитие внимания:
- разложить перед собой карточки с гласными буквами так же, как они расположены в таблице.
4. Развитие звуко- слогового анализа.
Логопед: Нужно будет определить количество гласных в словах, сказать на каком месте они находятся (поочередно показывает карточки с изображениями животных):
А) ВОЛК ЗУБР МЫШЬ
- какие гласные есть в слове (дети называют животных, поднимают и показывают карточку с нужной гласной буквой);
- сколько гласных в этих словах;
- сколько слогов в этих словах;
- как называются такие слова (односложные);
Б) Показываются карточки с изображением других животных:
СУРОК НОРКА ЗЕБРА
- какие гласные есть в этих словах;
- сколько слогов в этих словах;
- как называются такие слова (двусложные).
- как одним словом назвать те слова, с которыми мы работали, кто это?
(Животные).
Логопед: Мы будем выполнять разные задания и из этих заданий узнаем названия других животных. Но сначала немного отдохнем.
5.Минутка релаксации «Ночь»:
(звучит релаксирующая музыка, логопед медленно считает до десяти,
дети закрывают глаза, опускают головы на руки и отдыхают, на счет 10- открывают глаза).
6.Развитие звуко- буквенного синтеза.
Выбрать из слов первые по счету звуки, записать соответствующие им буквы:
ТРОПА ИНЕЙ ГРОЗА РАДУГА
- какое слово получилось?
7.Фонетический разбор слова:
ТИГР- 4 б.,4 зв.,1 гл.,3 согл.,1 слог.
- на каком месте находится гласный звук в этом слове (на 2-ом);
- какое это слово по слоговому составу (односложное).
8.Работа со словарными словами:
-какие гласные буквы вы бы поставили в эти слова:
(показываются карточки со словами, в которых пропущены гласные буквы)
З . . Ц М . Д В . Д Ь С . Б . К .
- записать гласные из этих слов в тетрадь;
- вспомнить слова, глядя на гласные (карточки убираются);
- какое слово здесь лишнее (по значению, по слоговому составу).
9.Убрать из слов лишний слог:
ХО ОС МЯК СУС НО ЛИК Е СО НОТ
БАР БА СУК БЕ ГЕ РОГ МОТ
- прочитать получившиеся слова;
- чем отличаются понятия «слог» и «слово»;
- записать слоговые схемы получившихся слов:
- какое слово отличается от других по слоговому составу.
10.Найти среди букв , написанных на строчках, слова:
У К М О Р Ж Л У Т С
Е Г Н Б Л О С Ь Е И Р
Н Ь П К Р О Т Л Э З К
И Т К Е И Б А Р С Л Х
- сколько слогов в этих словах;
- изменить слова так, чтобы они стали двусложными;
- записать слова, проверить, разделить на слоги.
11.Решить примеры, сложив буквы и слоги, прочитать получившиеся слова:
ОК - К + ЛЕ + НЬ =
БЕН – Н + Л + КА =
Е + ЖИН – Н + К =
- определить какие слова подойдут к схемам (показываются готовые слоговые схемы).
12.Физ. минутка «Дождик»:
Собрались тучи, начался дождик (дети потирают ладонь об ладонь).
Дождик пошел сильнее, капельки стучат громче (щелкают пальцами).
Дождь идет все сильнее, начался ливень (хлопают в ладоши).
Гремит гром (топают ногами)
Но вот гроза закончилась, ливень утихает, дождь становится все тише
(повторяют все движения в обратном порядке).
13.Во время дождя все звери спрятались, чтобы узнать название следующего
животного, надо найти нужные буквы, а для этого вы должны посчитать количество точек на разноцветных полях ( приложение №1):
(СЛОН);
- изменить слово так, чтобы оно стало двусложным, потом трехсложным:
СЛОН – СЛОНЫ – СЛОНЕНОК.
14.Прочитать слова, следуя по стрелкам от буквы к букве:
РЫСЬ, КАБАН, КЕНГУРУ;
- назвать односложное слово, двусложное, трехсложное.
15.Работа с предложением.
А) Слова разбросал ветер, надо разложить их в нужном порядке, чтобы
получилось предложение:
ЛЕСУ, ЗВЕРИ, В, РАЗНЫЕ, ЖИВУТ
- записать предложение в тетрадь, проверить;
- чем отличается предложение от набора слов?
Б) Слова зацепились друг за друга, надо отделить их друг от друга и узнать сколько же слов в этом предложении:
ПОТРОПИНКЕБЕЖИТЕЖИК.
В) Записать предложение под диктовку:
ПОД КУСТОМ СИДИТ ЗАЯЦ.
16.Окончание занятия, подведение итогов.
-Что мы с вами делали на занятии?
- Какие слова нам сегодня встречались?
- Какие задания вам понравились больше всего?
Приложение №1
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чуваева Наталья Николаевна
→ НатЧу 11.05.2012 0 3079 903 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.