Логопедическое завнятие по теме "Анализ слов различной слоговой структуры на примере лексической темы "Дикие животные"; 1 класс


Чуваева Наталья Николаевна

учитель- логопед

МБОУ СОШ № 37 г. Мурманска






































Логопедическое занятие в первом классе по теме:

Анализ слов различной слоговой структуры

на примере лексической темы «Дикие животные».


Цели:

1.Обучающие:

а) обучать детей дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

б) учить определять место звука в слове;

в) формировать навык деления слов на слоги;

г) формировать навык составления связного высказывания.

2.Развивающие:

а) развитие зрительного и слухового внимания и памяти;

б) развитие речевого дыхания и просодической стороны речи;

в) развитие мелкой моторики пальцев рук.

3.Воспитательные:

а) воспитание речевой активности детей на занятиях;

б) воспитание навыков прогнозирования.

4.Коррекционные:

а) развитие фонематического слуха;

б) развитие звуко- буквенного и слогового анализа и синтеза;

в) расширение активного словаря;

г) развитие высших психических функций: внимания, памяти.


Оборудование: Таблица гласных, наборы карточек с гласными буквами, дидактический материал по теме « Дикие животные», раздаточный материал, предметные картинки.



ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Начало урока.

А) Приветствие.

Б) Запись числа в тетради.

2. Работа с буквами:

- прочитать буквы, написанные на доске;

В З У Д О И Г П А Т Ы

- выбрать из них и назвать буквы, обозначающие согласные звуки;

- назвать буквы, обозначающие гласные звуки;

- чем отличаются гласные звуки от согласных;

- что помогают определять в словах гласные звуки и буквы?

(Количество слогов).


Логопед: Сегодня мы продолжим работу над звуко- слоговым анализом слов, работу по определению количества гласных в словах и количеству слогов в словах.

3.Работа с таблицей гласных.

А) Развитие речевого дыхания и пальчиковой моторики:

- делаем вдох, на выдохе произносим гласные звуки, соединяя поочередно

пальцы рук с большим пальцем.

Б) Развитие внимания:

- разложить перед собой карточки с гласными буквами так же, как они расположены в таблице.

4. Развитие звуко- слогового анализа.

Логопед: Нужно будет определить количество гласных в словах, сказать на каком месте они находятся (поочередно показывает карточки с изображениями животных):

А) ВОЛК ЗУБР МЫШЬ

- какие гласные есть в слове (дети называют животных, поднимают и показывают карточку с нужной гласной буквой);

- сколько гласных в этих словах;

- сколько слогов в этих словах;

- как называются такие слова (односложные);

Б) Показываются карточки с изображением других животных:

СУРОК НОРКА ЗЕБРА

- какие гласные есть в этих словах;

- сколько слогов в этих словах;

- как называются такие слова (двусложные).

- как одним словом назвать те слова, с которыми мы работали, кто это?

(Животные).


Логопед: Мы будем выполнять разные задания и из этих заданий узнаем названия других животных. Но сначала немного отдохнем.

5.Минутка релаксации «Ночь»:

(звучит релаксирующая музыка, логопед медленно считает до десяти,

дети закрывают глаза, опускают головы на руки и отдыхают, на счет 10- открывают глаза).

6.Развитие звуко- буквенного синтеза.

Выбрать из слов первые по счету звуки, записать соответствующие им буквы:

ТРОПА ИНЕЙ ГРОЗА РАДУГА

- какое слово получилось?

7.Фонетический разбор слова:

ТИГР- 4 б.,4 зв.,1 гл.,3 согл.,1 слог.

- на каком месте находится гласный звук в этом слове (на 2-ом);

- какое это слово по слоговому составу (односложное).

8.Работа со словарными словами:

-какие гласные буквы вы бы поставили в эти слова:

(показываются карточки со словами, в которых пропущены гласные буквы)

З . . Ц М . Д В . Д Ь С . Б . К .

- записать гласные из этих слов в тетрадь;

- вспомнить слова, глядя на гласные (карточки убираются);

- какое слово здесь лишнее (по значению, по слоговому составу).

9.Убрать из слов лишний слог:

ХО ОС МЯК СУС НО ЛИК Е СО НОТ

БАР БА СУК БЕ ГЕ РОГ МОТ

- прочитать получившиеся слова;

- чем отличаются понятия «слог» и «слово»;

- записать слоговые схемы получившихся слов:

- какое слово отличается от других по слоговому составу.

10.Найти среди букв , написанных на строчках, слова:

У К М О Р Ж Л У Т С

Е Г Н Б Л О С Ь Е И Р

Н Ь П К Р О Т Л Э З К

И Т К Е И Б А Р С Л Х

- сколько слогов в этих словах;

- изменить слова так, чтобы они стали двусложными;

- записать слова, проверить, разделить на слоги.

11.Решить примеры, сложив буквы и слоги, прочитать получившиеся слова:

ОК - К + ЛЕ + НЬ =

БЕН – Н + Л + КА =

Е + ЖИН – Н + К =

- определить какие слова подойдут к схемам (показываются готовые слоговые схемы).

12.Физ. минутка «Дождик»:

Собрались тучи, начался дождик (дети потирают ладонь об ладонь).

Дождик пошел сильнее, капельки стучат громче (щелкают пальцами).

Дождь идет все сильнее, начался ливень (хлопают в ладоши).

Гремит гром (топают ногами)

Но вот гроза закончилась, ливень утихает, дождь становится все тише

(повторяют все движения в обратном порядке).

13.Во время дождя все звери спрятались, чтобы узнать название следующего

животного, надо найти нужные буквы, а для этого вы должны посчитать количество точек на разноцветных полях ( приложение №1):

(СЛОН);

- изменить слово так, чтобы оно стало двусложным, потом трехсложным:

СЛОН – СЛОНЫ – СЛОНЕНОК.

14.Прочитать слова, следуя по стрелкам от буквы к букве:

РЫСЬ, КАБАН, КЕНГУРУ;

- назвать односложное слово, двусложное, трехсложное.

15.Работа с предложением.

А) Слова разбросал ветер, надо разложить их в нужном порядке, чтобы

получилось предложение:

ЛЕСУ, ЗВЕРИ, В, РАЗНЫЕ, ЖИВУТ

- записать предложение в тетрадь, проверить;

- чем отличается предложение от набора слов?

Б) Слова зацепились друг за друга, надо отделить их друг от друга и узнать сколько же слов в этом предложении:

ПОТРОПИНКЕБЕЖИТЕЖИК.

В) Записать предложение под диктовку:

ПОД КУСТОМ СИДИТ ЗАЯЦ.

16.Окончание занятия, подведение итогов.

-Что мы с вами делали на занятии?

- Какие слова нам сегодня встречались?

- Какие задания вам понравились больше всего?


































Приложение №1


Полный текст материала Логопедическое завнятие по теме "Анализ слов различной слоговой структуры на примере лексической темы "Дикие животные"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чуваева Наталья Николаевна  НатЧу
11.05.2012 0 3079 903

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК