Конспект урока "Дифференциация [с-ш] в слогах, словах"
Учитель – логопед Кафарова Юлиана Рафиковна ведомсвенного дошкольного учреждения №1 «Олененок»
Г. Мирный Республика Саха (Якутия)
Тема «Дифференциация с-ш в слогах, словах»
Цель :
Закрепление знания о звуке -с-
Закрепление знания о звуке -ш-
Дифференциация -с-, -ш- в слогах, словах
Развитие умения выделять первый звук в слове (согласный)
Звуковой анализ слогов
Развитие логического мышления
Оборудование:
Карточки с изображением артикуляции звуков -с- -ш-
Карточки со слогами типа ас-аш, ос-ош, уш-ус, иш-ис, са-ша, су-шу, сы-ши
Предметные картинки со звуками ш, с
Ход занятия:
Воспроизведение звука по описанию (логопед называет признаки звука, а ребенок воспроизводит звук)
Согласный, свистящий, глухой, твердый.
При его произношении:
Губы в улыбке,
Зубы почти сомкнуты,
Язык упирается в нижние зубы,
Воздух выходит холодный
Вывод: -с-
Согласный, шипящий, глухой, твердый, при его произношении:
Губы округлены,
Между зубами щель,
Язык поднят вверх в форме чашечки,
Воздух выходит теплый,
Вывод: -ш-
Воспроизведение звуков с опорой на карточки (логопед демонстрирует два вида карточек)
Задание: логопед произносит звуки с, ш вперемежку, а ребенок выкладывает ряд из карточек. Затем просит его воспроизвести звуковой ряд с опорой на полученную цепочку из стрелок.
Звуки: с, с, ш, с, ш, ш, с, ш, ….
Карточки:
(перед выполнением задания логопед закрепляет за каждым звуком направление стрелки – это положение языка во время произношения - при произношении -с-, при произнесении –ш-)
Развитие умения выделять первый звук в слове.
Задание: послушать слова и поднять соответствующую букву. (Логопед называет слова, ребенок поднимает карточки с, ш аналогично затем производят на картинках)
Слова: шум, сын, стена, волосы, шнурок
Картинки: сом, шинель, шкаф, сапог, сандалии, калоши
Развитие логического мышления
Работа с кроссвордом.
Он бывает овощной, грибной (суп)
Это есть у собаки, сома, мужчины (усы)
Когда все кричат (шум)
Любит пить бензин (машина)
Пальто мехом вверх (шуба)
Назвать звуки по порядку в отгаданных словах, напечатать их.
Домашнее задание.
Изготовить дома карточки для звуков размер 6х6
Изготовить цветные фишки (черные-желтые) в количестве 20 штук и игровое поле по образцу:
Размер каждой клетки 1х1 см.
Отработать цепочки слогов:
Ас-аш-аш, са-са-ша
Ус-ус-уш, шу-шу-су
Ес-еш-еш, ше-се-ше
Придумать и нарисовать по 2 предмета со звуком -с- и -ш-
Анализ занятия:
Намеченные цели достигнуты и соответствуют теме занятия
Лексический материал соответствует возрасту и специфике данного заключения.
Структура занятия соответствует предъявляемым требованиям
Представленные пособия красочно и эстетично оформлены.
Параллельно с занятиями логопеда воспитатель проводит занятия по лепке по теме: «У медведя во бору грибы, ягоды беру»
Цель:
Обучение детей различным приемам лепки (скатывание шариков, колбасок)
Обучение детей передавать сюжет, строить композицию из фигур
Обучение работать с инструментом при лепке
Оборудование:
Пластилин,
Дощечка,
Лист цветного картона,
Салфетка
Ход занятия:
Организационный момент
Послушайте отрывок из сказки и назовите ее (воспитатель читает отрывок из сказки «Маша и медведь»)
Вывод: Русская народная сказка «Маша и медведь»
Основная часть.
Беседа по сказке
Кто автор? (русская народная сказка)
Кто главный герой сказки? (Маша)
Где заблудилась Маша? (В лесу)
Что она собирала в лесу? (Грибы, ягоды)
Как вы думаете, в какое время года Маша была в лесу? (Летом)
Сегодня мы с вами отправляемся в лес
Напомните, что можно еще собирать в лесу (шишки, желуди, орехи)
А куда мы все это положим? (в ведро, в корзину, в кузовок…..)
Ребята, сегодня мы с вами будем лепить из пластилина то, что вы бы могли собрать в лесу.
Тренировочные упражнения с пластилином.
Воспитатель выставляет панно, где изображены различные виды и варианты элементов, используемые в лепке
Самостоятельное выполнение работы
Воспитатель обсуждает с детьми сюжет будущей работы. Выясняет, какие детали и какого цвета необходимо изготовить для данного сюжета. Обсуждают, какой величины будет каждый предмет в работе.
Далее приступают к выполнению работы. В результате на листе цветного картона у каждого ребенка появляется корзина с дарами леса.
Итог занятия.
Анализ выполнения работы.
Анализ воспитателя:
Выбранная воспитателем тема занятия соответствует программе детского сада.
Составленные цели были достигнуты
Соответствует программным требованиям предъявляемой программой Васильевой к данной группе
Соответствует плану логопеда.
В данном конспекте представлена система занятия с детьми 5 – 6 лет. Работа направлена на развитие различных сторон речи ребенка: формирование правильного звукопроизношения, расширение словарного запаса, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка. В работе были использованы наглядные и игровые методы работы. Предлагаемая система упражнений кроме закрепления произношения правильно произносимых звуков способствует развитию внимательного отношения к слову, к речи; формирует у детей мышление; развивает внимание, память и мелкую моторику рук.
Использованная литература:
Индивидуально подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко. Гном – Пресс, 1999г.
«Логопедия» С.М. Краузе. Санкт Петербург2002г.
В. Руденко «Логопедия». Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. Ростов на Дону, изд. Феникс, 2004г.
Изобразительная деятельность в детском саду. Т.С. Комарова, Мозаика – Синтез 2005-2010г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кафарова Юлиана Рафиковна
→ YulianaKafarova 30.05.2012 0 3952 682 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.