Занятие «Дифференциация звуков [С] — [З]»; подготовительная группа детей с ФФНР


Гуртова Елена Николаевна

учитель-логопед

ГБОУ ЦРР-детский сад №1090











































«Дифференциация звуков [С] — [З]».


Цели:

- Различение звуков [С] — [З] на слух и в произношении: в слогах, словах и предложениях.

- Образование притяжательных прилагательных.

- Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

- Работа над высотой и силой голоса.

- Развитие связной речи и воображения (составление сказки с данными персонажами).

- Развитие диалогической речи: умения слушать партнера, реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очередность, быть доброжелательным.


Оборудование:

большие фигурки совы, лисы, медведя, ежа, зайца (для оформления зала), маленькие фигурки совы, лисы, медведя, ежа, зайца (для работы с фланелеграфом), маленькие фигурки зайцев (по числу детей), все фигурки выполненные в технике оригами; фланелеграф; карточки со звуками [З], [С]; карточки с изображением большой и маленькой пилы, насоса, комара, звонка, воздушного шарика, пчелы, шины.


Предварительная работа:

дети самостоятельно конструируют фигурки зверей в технике оригами; составляют рассказы про одного персонажа; знакомятся со звуками [З], [С]; ведется работа по формирования фонематического анализа и синтеза, развитию речевого дыхания, высоты и силы голоса.


Помещение, в котором проводится занятие, должно быть оформлено как лес с полянками и с использованием фигурок зверей, выполненных детьми в процессе продуктивной деятельности (оригами), в качестве декораций.

























Ход занятия

  1. Оргмомент.

Дети входят в зал.

Логопед

Дети

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Здравствуйте.

Посмотрите вокруг, куда мы с вами попали? К кому мы спешили в гости?

В зимний лес (в зимнюю сказку,…)

Мы спешили в гости к зайцам.

А где же наши зайцы, к которым мы пришли в гости?

Их не видно.

Пропали.

Мне кажется, я что-то слышу. Кто это кричит? (Слышен голос совы)

Это кричит сова.

А вот и она.

А что она держит в лапах?

Она держит письмо (записку).

Прочитайте ее нам.

(Чтение письма).

«Помогите! …пасите на… ! Беда, беда!!! В ле…у переполох. Пропали …вуки. Выручайте! ..адания вы найдете на полянках в гостях у ле…ных …верей.. Ваши …айцы.»

Что же это за послание не понимаю. Помогите разобраться.







В словах пропущены звуки [З], [С].

Помогите мне прочитать послание правильно.

(Повторное чтение с восстановлением текста)

(Дети помогают подбирать нужный звук).

А теперь расскажите мне про звук [З].

Звук [З] - согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.

Кто расскажет про звук [С]?

Звук [С] - согласный, глухой, может быть твердым или мягким.

Молодцы

Теперь нам пора в путь. Будем искать наших зайцев



2. Упражнения на развитие речевого дыхания.

Логопед

Дети

Отгадайте загадку:

У нее глаза большие,

Хищный клюв всегда крючком,

По ночам она летает,

Отдыхает только днем.

Кто это?






Сова.

Полетели как совы.

А вот и первое задание. От кого оно?


От совы.

(Читает первое задание) «Подуйте на снежный комочек». Возьмите снежки. Поднимите руки, снежок должен быть на уровне рта. Делаем вдох через нос и не раздувая щек, сильный, плавный, продолжительный выдох, чтобы комочек упал с ладони.

(Дети выполняют задание)

Молодцы! Вы справились с первым заданием. Будем искать следующую полянку.



3. Дифференциация звуков [С]-[З] в слогах, словах. Чтение слогов.

Логопед

Дети

А чтобы найти следующую полянку, надо отгадать загадку.

Посмотрите-ка, какая:

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой,

На увертки мастерица,

А зовут ее ….








Лисица.

А теперь пройдем как лисички.

Вторая полянка чья?

На ней задание: игра «Наоборот».

Выбираем карточки со звуками.


Я буду произносить гласный звук, а вы отвечать, добавляя свой звук:

- перед моим;

- после моего;

- добавляя слоги –СА- или –ЗА- в конце слова(глаза, голоса, гроза, раса, Лиза, такса, польза, клякса, слеза, заноза).


Лисья.




(Дети берут карточки со звуками [З], [С] и встают в круг).

(Дети выполняют задания)


И это задание оказалось вам под силу. Идем дальше.



4. Развитие умение контролировать силу и высоту голоса.

Логопед

Дети

Отгадайте загадку.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это...





Белка.

А теперь все превратились в белочек и запрыгали с ветки на ветку. Вот и полянка. Чья она?


Вам надо с помощью звуков [З] и [С], силы и высоты голоса озвучить картинки (картинки больших и маленьких предметов – пила, насос, комар, звонок, воздушный шарик, пчела, шина).

Возьмите картинки.


Беличья.


(Дети берут картинки. Картинки с изображением больших предметов звучат громко и низко, маленьких – тихо и высоко)


5.Физкультурная пауза.

Логопед

Дети

Пора нам и отдохнуть.

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул много раз.

(Дети под музыку выполняют движения в соответствии с текстом)


6. Дифференциация звуков в словах

Логопед

Дети

Следующая загадка.

В густом лесу под елкой,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой.

У ежа лапки короткие он ими часто перебирает. Двигаемся, как ежата.







Это ёж.

А вот и наша полянка. Она чья?

Ежиная.

Будем вспоминать слова со звуками [З], [С] в разных позициях.


(Дети вспоминают слова со звуками в начале, середине и конце слова, с опорой на схемы).

И с ежом мы попрощались. В путь ребята!



7.Развитие связной речи.

Логопед

Дети

Отгадайте загадку.

Летом по лесу гуляет,

зимой в берлоге отдыхает.

В кого мы превращаемся?

Идем как медвежата, переваливаясь из стороны в сторону.



Медведь.

Теперь вы медвежата.

(Дети идут имитируя походку медведя).




Какое же задание на этот раз. «Придумайте сказку».

Что это?

(Фланелеграф с фигурками диких зверей и деревьями, выполненными в технике оригами).


Это фигурки-оригами зверей и елок.

Давайте придумаем сказку.

Выбирайте себе персонаж.

Сказка начинается.

Однажды ….

(Дети выбирают себе фигурку и рассказывают сказку, показывая действия своих персонажей на фланелеграфе).


8. Итог

Логопед

Дети

Но где же наши зайцы?

Давайте поищем еще одну полянку, а поможет нам загадка:

Серый байковый зверюшка, косоглазый длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай и морковку ему дай.

Чья будет полянка?





Заяц.

Заячья.

Давайте превратимся в маленьких зайчат и поищем ее.

- Вот она! Нашли!

А кто это собрался на полянке?



Звери, которых мы встретили во время путешествия.

А что мы сегодня делали?

Какие задания, на чьей полянке выполняли?

Понравилось вам путешествие?

(Ответы детей).

А вот и зайцы.(Заранее изготовленные фигурки-оригами зайцы).

Что- то они шепчут нам.



(Ответы детей).

Они говорят, что хотят попасть в гости в другие детские сады. Давайте подарим их нашим гостям.

А как называется наш детский сад?



«Сказка»

А есть ли в этом слове звуки [З] и [С] и где они находятся?

[С] - в начале слова, [З] - в середине.

Давайте попрощаемся с гостями и вернемся в наш детский сад.

(Дети прощаются с гостями и дарят фигурки-оригами зайцев).










































Литература.


  1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1968.

  2. Преснова О.В. Особенности словесно-логического мышления у детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. — Москва — Воронеж, 2001.

  3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001.

  4. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002.

  5. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М.,1981.

  6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,1980.

  7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1988


Полный текст материала Занятие «Дифференциация звуков [С] — [З]»; подготовительная группа детей с ФФНР смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гуртова Елена Николаевна  ЕлНик2983
05.12.2012 0 4142 578

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК