Конспект занятия с группой учащихся 2-х классов по теме "Антонимы"
Автор: Гурковская Татьяна Павловна
Место работы: МБОУ СОШ №1 г. Новочеркасска
Должность: учитель-логопед
Конспект занятия с группой учащихся 2-х классов, имеющих фонематическое и нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
Тема: |
Антонимы. |
Цель: |
1. Развитие умения подбирать антонимичные пары слов различных частей речи. |
|
2. Развитие навыков фонематического и слогового анализа и синтеза слов различной звуко-слоговой структуры. |
|
3. Расширение пассивного и активного словаря. |
|
4. Совершенствование грамматического строя речи. |
|
5. Предупреждение дислексии. |
|
6. Воспитание умения работать в команде. |
Оборудование: |
Магнитофон, плакаты, магнитная касса букв, предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, «бревна» - антонимы, картинки гномов, теремок, рисунок реки. |
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вступление
1. Приветствие детей.
2. –Сядет тот, в чьём полном имени 4 звука, последний [а], тот, у кого звук [а] стоит между звуками [п], [в'], у кого 3-й звук в полном имени [в], у кого 6 звуков в имени, последний [л], третий звук мягкий [р'], в полном имени 4 слога.
II. Определение темы
1. – А сейчас, ребята, нужно выполнить первое задание и тогда мы узнаем тему нашего занятия.
- Найдите общий звук в 3-х словах и обозначьте его буквой:
-карта, айва, краб [а]
-план, фонарь, нож [н]
-туфли, картофель, самолет [т]
-волосы, окна, седло [о]
-компот, мука, дом [м]
-дыня, лыжник, посылка [ы]
-нитка, коньки, окунь [н']
-иволга, пила, пони [и]
Слоги выставлены в столбик: ан
то
мы
ни.
- Какое слово получится из этих слогов ?
(Антонимы)
- Назовите тему нашего занятия. Дайте определение, что такое антонимы. (Слова противоположного значения).
- Запишите на верхней строке тему.
2. Найдите слова антонимы в пословицах (устно):
«Лучше горькая правда, чем красивая ложь».
- Определите количество звуков в слове «ложь».
«По одежке встречают, по уму провожают».
- Назовите антонимы, которые обозначают действие предмета.
«Слово серебро, а молчание – золото».
- Найдите одинаковые звуки в словах [о, л].
«Старый друг лучше новых двух».
- Выделите в каждом антонимоме 2-й звук [т], [о].
- Объясните, как вы понимаете пословицы «По одежке встречают - по уму провожают», «Слово серебро, а молчание золото».
III. Основная часть
1. -Добрую сказку помню я с детства
Хочу, чтобы в сказку попали и вы.
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародит в нем зерно доброты.
- С раннего детства все дети любят слушать и читать сказки. Читая их, мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказки.
- За полями, за долами,
За широкими морями
В чудном домике лесном
Жили гномы под сосной.
Вот Смелый и Робкий по лесу шли (выставить картинки гномов)
И на тропинке коробку нашли. (показать коробку)
-Брось ее! – воскликнул Робкий,
Может там жуки в коробке,
Или волки там внутри!
Но пугаться храбрецу
Как известно, не к лицу.
Он открыл коробку просто
А в коробке – приглашенье
От друзей на день рожденье. (достать открытку)
Но дорога далека, незнакома, не проста.
Робкий вскрикнул – не пойдем! Это ведь опасно!
Храбрый сделал поворот –
Смелость города берет!
- С какой парой гномов мы познакомились? (Смелый и Робкий).
- Как иначе можно назвать Смелого? Робкого? (Храбрый, Трусливый).
- Кто же прислал приглашенье?
– Злой - Добродушный, Грустный - Веселый, Умный с Глупцом.
2. –Чтобы попасть к друзьям на праздник, гномы должны найти дорогу, а мы им поможем тем, что выполним задания, лежащие в коробке. (Из конверта достать каждому листок).
-Сейчас узнаем название жилища братьев гномов. Прочитайте предложения, выделите в каждом слове ударный слог, запишите слово. (Теремок).( Потеха! Реки промокли!)
3. –Поскольку гномы живут в лесу, то они явно обратили внимание на изменения в природе, на то, что пришла весна. Думаю, этот текст составили они. Но прочитать его будет не просто, буквы наполовину стерлись. Прочитайте, найдите антонимичные пары, запишите их. (Включить музыкальное сопровождение).
«Странный в марте лес – в нем рядом весна и осень. Сухой лист и мокрый мох. Теплое солнце и холодный ветер. Песня птиц и тишина. И грустно, и радостно!»
4. Физпауза.
-Какие антонимы мы произносили? ( Правая – левая ).
5. Включить запись стихотворения В.Лунина «На рынке».
-Прослушайте стихотворение, найдите слова – антонимы. «Говорим правильно», Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина (стр. 36), аудиокассета.
На рынке,
На рынке
толпится народ.
Один покупает,
Другой продает.
Когда не придете –
Зимою ли,
Летом, -
Вы купите мяса
Себе на котлеты,
Вы купите репу, морковку,
И брюкву,
И крупную, кислую, красную клюкву.
-Назвали правильно, справились еще с одним заданием. (Покупать – продавать – глаголы; зимой – летом – существительное).
Словарная работа: брюква.
6. На доске картинки: заяц, лебедь, сом, репа, камыш.
а) –Назовите прилагательные антонимы к каждому слову (по 2 слова).
заяц (трусливый – смелый)
лебедь (белый – черный)
сом (тяжелый – легкий)
репа (сырая – вареная)
камыш (низкий – высокий)
б) –Посмотрите еще раз на картинки. Разделите слова на слоги, из первых слогов составьте слова предложения. (За лесом река).
7. –Спасибо гномам, что предупредили о том, что нужен мост через речку. Возьмем бревна для мостика. Бревна только с антонимичными парами слов. (Прямой – кривой, мягкий-крупный, старый-новый, пустой-полный, ложь-правда, ломать-брать).
8. –Преодолели речку, и, наконец, добрались до терема, где живут гномы: грустный с веселым, злой с добродушным, а умный с глупцом.
Из кладовой, где хранилось съестное,
Друзьям принесли угощенье лесное.
Шумные гости ели и пили,
А вечерком по домам заспешили.
Гномы друзей до ворот проводили,
А самый веселый на двери тайком
Пословицу нам написал угольком.
сме |
ет |
ря |
те |
по |
кий |
лый |
там |
най |
дет, |
где |
роб |
9. Запишите пословицу.
III. Итог занятия.
- Вот и закончилось наше путешествие в загадочный мир сказки.
- Чему вы научились на занятии?
- Как помогут вам эти знания на уроках по русскому языку?
«Пароль на выход»
(Каждому ребенку один вопрос или задание для выхода).
Используемые источники:
1.Н.А. Лукина Программа развития и обучения дошкольника. Я учу антонимы. Веселые гномы. СПб Издательский дом « Нева». 2001 г.
2.Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж ,«Учитель» 2003 г.
3.Е.Д.Бурина Такие похожие разные буквы СПб « Каро», 2006 г.
4.Н.Г. Андреева Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1, Москва « Владос» , 2009 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гурковская Татьяна Павловна
→ Tatyana51G 01.06.2013 0 4245 554 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.