Конспект занятия с группой учащихся 2-х классов по теме "Антонимы"


6


Автор: Гурковская Татьяна Павловна

Место работы: МБОУ СОШ №1 г. Новочеркасска

Должность: учитель-логопед



Конспект занятия с группой учащихся 2-х классов, имеющих фонематическое и нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

Тема:

Антонимы.

Цель:

1. Развитие умения подбирать антонимичные пары слов различных частей речи.


2. Развитие навыков фонематического и слогового анализа и синтеза слов различной звуко-слоговой структуры.


3. Расширение пассивного и активного словаря.


4. Совершенствование грамматического строя речи.


5. Предупреждение дислексии.


6. Воспитание умения работать в команде.

Оборудование:

Магнитофон, плакаты, магнитная касса букв, предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, «бревна» - антонимы, картинки гномов, теремок, рисунок реки.


ХОД ЗАНЯТИЯ


I. Вступление

1. Приветствие детей.

2. –Сядет тот, в чьём полном имени 4 звука, последний [а], тот, у кого звук [а] стоит между звуками [п], [в'], у кого 3-й звук в полном имени [в], у кого 6 звуков в имени, последний [л], третий звук мягкий [р'], в полном имени 4 слога.

II. Определение темы

1. – А сейчас, ребята, нужно выполнить первое задание и тогда мы узнаем тему нашего занятия.

- Найдите общий звук в 3-х словах и обозначьте его буквой:

-карта, айва, краб [а]

-план, фонарь, нож [н]

-туфли, картофель, самолет [т]

-волосы, окна, седло [о]

-компот, мука, дом [м]

-дыня, лыжник, посылка [ы]

-нитка, коньки, окунь [н']

-иволга, пила, пони [и]

Слоги выставлены в столбик: ан

то

мы

ни.

- Какое слово получится из этих слогов ?

(Антонимы)

- Назовите тему нашего занятия. Дайте определение, что такое антонимы. (Слова противоположного значения).

- Запишите на верхней строке тему.

2. Найдите слова антонимы в пословицах (устно):

«Лучше горькая правда, чем красивая ложь».

- Определите количество звуков в слове «ложь».

«По одежке встречают, по уму провожают».

- Назовите антонимы, которые обозначают действие предмета.

«Слово серебро, а молчание – золото».

- Найдите одинаковые звуки в словах [о, л].

«Старый друг лучше новых двух».

- Выделите в каждом антонимоме 2-й звук [т], [о].

- Объясните, как вы понимаете пословицы «По одежке встречают - по уму провожают», «Слово серебро, а молчание золото».


III. Основная часть

1. -Добрую сказку помню я с детства

Хочу, чтобы в сказку попали и вы.

Пусть подкрадется к самому сердцу

И зародит в нем зерно доброты.


- С раннего детства все дети любят слушать и читать сказки. Читая их, мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказки.


- За полями, за долами,

За широкими морями

В чудном домике лесном

Жили гномы под сосной.


Вот Смелый и Робкий по лесу шли (выставить картинки гномов)

И на тропинке коробку нашли. (показать коробку)

-Брось ее! – воскликнул Робкий,

Может там жуки в коробке,

Или волки там внутри!


Но пугаться храбрецу

Как известно, не к лицу.

Он открыл коробку просто

А в коробке – приглашенье

От друзей на день рожденье. (достать открытку)


Но дорога далека, незнакома, не проста.

Робкий вскрикнул – не пойдем! Это ведь опасно!

Храбрый сделал поворот –

Смелость города берет!


- С какой парой гномов мы познакомились? (Смелый и Робкий).

- Как иначе можно назвать Смелого? Робкого? (Храбрый, Трусливый).

- Кто же прислал приглашенье?

Злой - Добродушный, Грустный - Веселый, Умный с Глупцом.

2. –Чтобы попасть к друзьям на праздник, гномы должны найти дорогу, а мы им поможем тем, что выполним задания, лежащие в коробке. (Из конверта достать каждому листок).

-Сейчас узнаем название жилища братьев гномов. Прочитайте предложения, выделите в каждом слове ударный слог, запишите слово. (Теремок).( Потеха! Реки промокли!)

3. –Поскольку гномы живут в лесу, то они явно обратили внимание на изменения в природе, на то, что пришла весна. Думаю, этот текст составили они. Но прочитать его будет не просто, буквы наполовину стерлись. Прочитайте, найдите антонимичные пары, запишите их. (Включить музыкальное сопровождение).

«Странный в марте лес – в нем рядом весна и осень. Сухой лист и мокрый мох. Теплое солнце и холодный ветер. Песня птиц и тишина. И грустно, и радостно!»

4. Физпауза.

-Какие антонимы мы произносили? ( Правая – левая ).

5. Включить запись стихотворения В.Лунина «На рынке».

-Прослушайте стихотворение, найдите слова – антонимы. «Говорим правильно», Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина (стр. 36), аудиокассета.

На рынке,

На рынке

толпится народ.

Один покупает,

Другой продает.

Когда не придете –

Зимою ли,

Летом, -

Вы купите мяса

Себе на котлеты,

Вы купите репу, морковку,

И брюкву,

И крупную, кислую, красную клюкву.


-Назвали правильно, справились еще с одним заданием. (Покупать – продавать – глаголы; зимой – летом – существительное).

Словарная работа: брюква.

6. На доске картинки: заяц, лебедь, сом, репа, камыш.

а) –Назовите прилагательные антонимы к каждому слову (по 2 слова).

заяц (трусливый – смелый)

лебедь (белый – черный)

сом (тяжелый – легкий)

репа (сырая – вареная)

камыш (низкий – высокий)

б) –Посмотрите еще раз на картинки. Разделите слова на слоги, из первых слогов составьте слова предложения. (За лесом река).

7. –Спасибо гномам, что предупредили о том, что нужен мост через речку. Возьмем бревна для мостика. Бревна только с антонимичными парами слов. (Прямой – кривой, мягкий-крупный, старый-новый, пустой-полный, ложь-правда, ломать-брать).

8. –Преодолели речку, и, наконец, добрались до терема, где живут гномы: грустный с веселым, злой с добродушным, а умный с глупцом.


Из кладовой, где хранилось съестное,

Друзьям принесли угощенье лесное.

Шумные гости ели и пили,

А вечерком по домам заспешили.

Гномы друзей до ворот проводили,

А самый веселый на двери тайком

Пословицу нам написал угольком.


сме

ет

ря

те

по

кий

лый

там

най

дет,

где

роб



9. Запишите пословицу.


III. Итог занятия.


- Вот и закончилось наше путешествие в загадочный мир сказки.

- Чему вы научились на занятии?

- Как помогут вам эти знания на уроках по русскому языку?

«Пароль на выход»

(Каждому ребенку один вопрос или задание для выхода).


























Используемые источники:

1.Н.А. Лукина Программа развития и обучения дошкольника. Я учу антонимы. Веселые гномы. СПб Издательский дом « Нева». 2001 г.

2.Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж ,«Учитель» 2003 г.

3.Е.Д.Бурина Такие похожие разные буквы СПб « Каро», 2006 г.

4.Н.Г. Андреева Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1, Москва « Владос» , 2009 г.



Полный текст материала Конспект занятия с группой учащихся 2-х классов по теме "Антонимы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гурковская Татьяна Павловна  Tatyana51G
01.06.2013 0 4245 554

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК