Разработка занятия логопеда "Дифференциация звуков и букв В-Ф в слогах, словах"
Павлютина Надежда Николаевна
Учитель-логопед
МБОУ СОШ№3 с.Арзгир
Тема : « Дифференциация звуков и букв В-Ф в слогах, словах.»
Цели: - познакомить детей с правильной артикуляцией звуков В и Ф;
- учить дифференцировать звуки В и Ф в слогах, словах;
- развивать слуховую дифференциацию звуков В и Ф;
- развивать умение соотносить звуки В и Ф с буквами В и Ф;
- развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память, внимание, самоконтроль;
Оборудование: стилизованные буквы В и Ф, картинки-схемы для характеристики звука, карточки для индивидуальной работы, цветные карандаши, слова для прочтения в конвертах, слоговые таблицы.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
- Посмотрите внимательно на картинки(морковь, картофель, лук, помидор, огурец, виноград). Какая картинка лишняя?
2. Работа по теме.
Введение в тему.
- Назовите 1-й звук в слове фрукты.
- Назовите 2-й звук в слове овощи.
- Кто догадался, как называется тема нашего занятия?
- Какие звуки и буквы мы сегодня будем учиться различать на занятии?
1)Уточнение и сравнение артикуляции звуков.
-Произнесите звук В. Какой это звук: 1.согласный или гласный? 2.Звонкий или глухой?(звонкий, т.к. в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладошку к горлышку, то можно почувствовать вибрацию). 3. Может быть твердым и мягким.
- Значит, звук В какой? (согласный, звонкий, твердый, мягкий)
- Произнесите звук Ф. Какой это звук: 1.согласный или гласный? 2.Звонкий или глухой?(глухой, т.к. в его образовании голос не участвует, голосовые связки не вибрируют. Если приложить ладошку к горлышку, то вибрации не слышим). 3. Может быть твердым и мягким.
- Значит, звук Ф какой? (согласный, глухой, твердый, мягкий)
- Чем похожи звуки? (согласные, твердые, мягкие).
- Чем отличаются звуки? (В - звонкий, Ф - глухой).
2) Соотнесение звука с буквой.
- Если я произнесу звук В, какую букву вы напишите?
- Если я произнесу звук Ф, какую букву вы напишите?
- Напишите в воздухе строчную (прописную) букву В (Ф).
3) Работа с буквами В и Ф.
- Как думаете, сколько здесь букв В(14) и Ф(8)?
- Подчеркните букву В в ряду букв, зачеркните букву Ф.
Р О В С Ч З В Е В Н Р П ФФ И К Ы Л Ф
А В Л Т М Ф Д В В Щ Ж В Ф Ю Ц Х Э
К В Н В Е Х Р В Ф Т У Ц В О Я Ф Б Г В
я и в ш о ф р ф к в н ф в д э в е ф г й ф й т
4) Чтение слоговых таблиц (хором, индивидуально)
1 2 3
ВА – ФА ФЯ – ВЯ ВЕ – ФЕ
ФО – ВО ФЁ – ВЁ ВЮ – ФЮ
ФУ – ВУ ФЕ – ВЕ ВИ – ФИ
ФЫ – ВЫ ФЮ – ВЮ ВЁ – ФЁ
- Назовите номер столбика, где произносимые звуки В и Ф звучали твердо.
5) Прослушать звуковые сочетания. Записать только согласную букву В или Ф.
- Афа, ава, ова, офа, ыва, ува, ифа, ева, ефа, ефа, уфо,уво.
6) Зашифровать слова.
- Вместо слова со звуком В рисуете треугольник, вместо слова со звуком Ф рисуете круг.
- Какой значок вы нарисуете вместо слова со звуком В (Ф)? Слушайте внимательно.
В= Ф=
- Фильм, вещи, ковер, Федя, слива, арбуз, кофта, авария, внучка, футбол.
- Сколько слов со звуком В вы зашифровали?
- Сколько слов с глухой согласной вы зашифровали?
- Вспомните слова, которые я называла.
Физминутка.
Две руки хлопают.
Две ноги топают.
Два локтя вращаются.
Два глаза закрываются.
(- Назовите слова со звуком В)
7) Вставить пропущенную букву (на доске).
- Запишите получившиеся слова в тетрадь. Подчеркните букву В желтым карандашом, а букву Ф коричневым.
- Цифра, провод, сверток, кефир, первый, сарафан, ковер, слива, соловей, салфетка, вагон, фигура. (Проводится словарная работа).
8) Ответить на вопрос одним словом. Записать слово-ответ в тетрадь.
- Яблоки, лимоны, груши – это……..
Капуста, огурцы, свекла, морковь – это………
Второй месяц зимы - ……….
Последний месяц зимы - ……
Добрая волшебница – это ……
- Простым карандашом обведите букву В в треугольник, а букву Ф в круг.
9) Игра « Кто больше?»
- Необходимо придумать как можно больше слов имеющих в своем составе буквы В , Ф.
10) Прочитать слова с буквой В, а затем с буквой Ф.
( У каждого ребенка индивидуальная карточка со словами. Читают слова по цепочке.) Например:
Иван, фара, остров, шкаф, фанфары, фарш, клюв, слива, готовить, ловить, ветви, жираф,
Варенье, фотограф, вертолет, фонтан, фантазия,
Вечер, футбол, выбор, велосипед, кафе, фантастика
3. Итог занятия.
- С какими звуками мы работали на занятии?
- Чем похожи (отличаются) звуки?
- Если я произнесу звук В, какую букву вы напишите?
- Если я произнесу звук Ф, какую букву вы напишите?
( В конце занятия дети получают оценку 5, но разного размера.)
Литература.
И.Н.Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос,1995.
Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.
Логопедия в школе: Практический опыт/ Под ред. В.С.Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. И допол. – М.: ИКЦ, МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.- М.: 5 за знания, 2005.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Павлютина Надежда Николаевна
→ СЕРЕДА 09.08.2013 0 6664 573 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.