Слайд 1
Путешествие
в город профессий
Автор: Банзе Изабель Бартоломеевна,
учитель начальных классов
ГБОУ № 6 Выборгского района,
г. Санкт-Петербурга
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
******************************************************************
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга)
194017, Санкт-Петербург, ул. Дрезденская, дом 13, Тел./факс: (812) 417-51-04, (812) 417-51-05, 006@shko.la
ОКПО 52179592 ОКОГУ 2300223 ОГРН 1027801541602 ИНН/КПП 7802142926/780201001
******************************************************************
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по коррекции нарушений звукопроизношения.
Дифференциация звуков [р] и [р’] в словах.
Путешествие в город профессий.
Учитель-логопед Банзе Изабель Бартоломеевна
2015
Санкт-Петербург
Класс: 4б
Учитель: Банзе И.Б.
Предмет: логопедия
Тема: дифференциация звуков [р] и [р’] в словах.
Лексическая тема: путешествие в город профессий.
Технологии: игровая (занятие-путешествие), информационно-коммуникативная.
Цель: развивать умение различать звуки [р] и [р’] на материале слов.
Задачи:
Образовательные:
- тренировать различать звуки [р] и [р’] в словах;
- развивать слуховое внимание, фонематический анализ, синтез и представления;
- актуализировать и уточнить значение слов по лексической теме «Профессии»;
- развивать навык словообразования суффиксальным способом;
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, познавательную активность и интерес к учебной деятельности в целом.
Оборудование: проектор с презентацией
карточки для характеристики звуков на магнитной ленте
синие и зеленые флажки
карточки для составления ключевого слова «дизайнер»
Ход занятия
Название этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Примечание
|
I. Организация начала занятия
|
- Ребята, поприветствуйте наших гостей. - А сейчас первыми сядут те, в чьем имени слышится звук [р]. - Сели ровно, расправили плечи, руки положили на стол. |
Встают, здороваются.
Садятся согласно инструкции.
|
Садятся Вера, Егор и Ярослав.
|
II. Определение темы
|
- Сегодня мы отправимся в путешествие в один город. Посмотрите на экран и назовите некоторых из его жителей. Кто это? - Что объединяет эти слова? Подберите обобщающее слово. - Как вы понимаете, что такое «профессия»? - Прочитайте, куда мы отправимся?
- Во время путешествия вы будете выполнять задания. За каждое выполненное задание откроется флажок с буквой. В конце путешествия из этих букв вы составите слово и узнаете название одной современной профессии. Вы готовы к путешествию? - …, назови последний звук в слове «повар». - …, назови 3-ий звук в слове «парикмахер». - Догадайтесь, чему вы будете учиться во время путешествия? |
Внимательно слушают. Называют по очереди. - Это парикмахер. - Это врач (доктор). - Это шофёр. - Это повар.
- Это профессии. - Профессия – это род трудовой деятельности. - Мы отправимся в путешествие в город профессий.
- Да! - В слове «повар» последний звук [р]. - В слове «парикмахер» 3-ий звук [р’]. - Мы будем учиться различать звуки [р] и [р’]. |
1-ый слайд
Магнитные «флажки» с буквами на доске.
|
III. Тренировочные упражнения по теме занятия
3.1 Уточнение характеристики звуков
3.2 Слуховая дифференциация
3.3 Определение наличия звука в слове
|
- Правильно! Прочитайте тему занятия.
- Назовите 1-ую остановку. - Дайте характеристику звукам [р] и [р’]. Оформите их «паспорта» на доске.
- Проверим, верно ли вы выполнили задание. - Что между звуками общее? - Чем звуки отличаются?
- Молодцы! Вы получаете 1-ую подсказку. Назовите букву.
- Назовите 2-ую остановку. - Каким цветом обозначают твердые согласные? - Каким цветом обозначают мягкие согласные? - Я буду называть слова, а вы поднимите синий флажок, если в слове слышится [р], зеленый - [р’].
- Молодцы! Вы получаете 2-ую подсказку. Назовите букву.
- Назовите 3-ью остановку. - Назовите только те предметы, в названии которых слышится звук [р] \ (14-ый слайд [р']). - Человеку какой профессии принадлежат эти предметы? (Назовите профессию, с которой связаны эти предметы).
- Молодцы! Вы получаете 3-ью подсказку. Назовите букву. |
- Тема занятия «Звуки [р] и [р’] в словах.
- 1-ая остановка «Переулок звуков». Выходят по очереди и прикрепляют карточки с характеристикой звуков на магнитной ленте к доске. Смотрят на экран.
- Эти звуки согласные, звонкие и непарные. - Звук [р] – твердый, а [р’] – мягкий.
Называют.
- 2-ая остановка «Проспект внимания».
- … синим цветом.
- … зеленым цветом.
Следуют инструкции.
Называют.
- 3-ья остановка «Площадь профессий». Называют слова.
- Эти предметы принадлежат …
- Эти предметы связаны с профессией …
Называют.
|
2-ой слайд
3-ий слайд
4-ый слайд
5-ый слайд Слова: повар, пекарь, сварщик, кочегар, рабочий, шахтер, моряк, матрос, доктор, врач, актер, актриса, дворник, дворецкий, акробат, спортсмен, юрист, президент. 6-ой слайд
7-14-ый слайды
|
IV. Динамическая пауза
V. Упражнения на закрепление усвоенных навыков
5.1 Определение места звука в слове
5.2 Словообразование
5.3 Звуко-буквенный анализ
|
- Настало время отдохнуть. Повторяйте движения.
- Молодцы! За активное участие вы получаете 4-ую подсказку. Назовите букву.
- Назовите 4-ую остановку. - Определите, кто в каком доме живет. В 1-ом доме живет человек, в названии профессии которого звук [р] слышится в начале слова, во 2-ом доме – в середине слова, в 3-ем – на конце слова. - Почему вы никуда не поселили моряка (гитариста)?
- Молодцы! Вы получаете 5-ую подсказку. Назовите букву.
- Назовите 5-ую остановку. - Назовите предметы.
- От данных имен существительных образуйте названия профессий.
- Проверим! - Молодцы! Вы получаете 6-ую подсказку. Назовите букву. - Назовите последнюю остановку. - Подберите к образованным словам подходящие схемы. - Проверим! - Молодцы! За это задание вы получаете 2 подсказки. Назовите буквы. |
Смотрят на экран и повторяют движения.
Называют.
- 4-ая остановка «Аллея труда». Комментируют по очереди.
- В этом слове звук [р'].
Называют.
- 5-ая остановка «Образовательная улица». - трактор, кран, скрипка, барабан, ворота. - тракторист - крановщик - скрипач - барабанщик - вратарь
Называют. - Последняя остановка «Конечный дворик». Подбирают с комментированием.
Называют. |
15-й слайд
16-18-ый слайды
19-й слайд
20-й слайд
21-й слайд
22-й слайд
23-й слайд
24-й слайд
|
VI. Подведение итогов |
- Вспомните, для чего мы собирали флажки? - Составьте слово. Прочитайте его. - Кто такой дизайнер? - Это художник-конструктор. - Настало время вернуться из путешествия в класс. - Чему вы сегодня учились? - Вспомните названия профессий с этими звуками. - Молодцы! |
- Мы собирали флажки, чтобы составить слово.
- Это дизайнер. Высказывают предположения.
- Мы учились различать в словах звуки [р] и [р’]. Перечисляют. |
Складывают слово на домке.
|
Карточки для характеристики звуков
Автор: Банзе Изабель Бартоломеевна
→ Иза9926 09.03.2015 0 2928 390 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.