Конспект занятия для детей 5-6 лет с ФФН "Звуки С, З"
Тема: Звуки С, З
Цели:
Развитие фонематического слуха: научить детей дифференцировать звуки С - З на слух.
Уточнить разницу в артикуляции данных звуков изолированно.
Научить детей дифференцированно произносить данные звуки на материале слогов, слов, скороговорок.
Научить детей вычленять звуки З, С из начальной и конечной позиции слова.
Развитие объема зрительной кратковременной памяти (6 картинок).
Ход логопедического занятия.
Организационный момент.
Представьте, дети, что мы поехали путешествовать на автобусе. А была зима. У нашего автобуса спустилось колесо. Вышли на улицу, а там холодно.
Когда человеку холодно, как он делает? Изобразите: «З – З – З …»
Холодно, мороз, а колесо надо накачать насосом.
Давайте изобразим, как мы накачиваем колесо: «С – С – С …»
Сообщение темы занятия.
Как мы делали, когда замерзли? «З – З – З …»
А когда накачивали колесо? «С – С – С …»
Кто догадался, какие звуки мы будем повторять? [С] и [З].
3. Сравнение звуков С и З по артикуляционным и акустическим признакам.
Л: Ребята, когда мы говорим звук С, как расположены наши губки?
Д: Улыбаются.
Л: А зубки?
Д: «Заборчиком»
Л: Когда говорим звук З, как расположены губки? Зубки?
Д: Так же
Л: Так что же выходит, губки и зубки расположены одинаково, а чем же отличаются?
Д: По артикуляции звук З похож на звук С, но звук З громкий, звонкий, потому что работают голосовые связки («моторчик в горлышке»).
Звук З – согласный, звонкий, свистящий
Звук С – согласный, глухой, свистящий
4.Дифференциация изолированных звуков.
Логопед показывает движения речедвигательной ритмики, соответствующие звукам З и С, а дети произносят соответствующий звук вместе с этим движением.
С З С З С С З З …
Л: Я буду показывать движение, а вы называйте звуки, соответствующие этим движениям.
Л: Теперь я буду называть звуки, а вы будете показывать движения.
5.Произнесение звуков С, З в слогах.
Игра «Наоборот»
Л: Я произношу слог со звуком С, а вы со звуком З и наоборот.
(С движениями речедвигательной ритмикой)
СА – ЗА ИС – ИЗ УЗ – УС
СО – ЗО ЯС – ЯЗ ОЗ – ОС
СУ – ЗУ ЁС – ЁЗ УС – УЗ
СЫ – ЗЫ ЫС – ЫЗ
СЭ – ЗЭ ЭС – ЭЗ
Ребята, сейчас сядет тот, кто повторит слоги:
СА – ЗА – СА ЗО – СО – ЗО
(вместе с ритмикой)
6. Произнесение звуков С, З в словах.
а) Игра «Угадай слово»
Л: Я называю слово без первого звука, а вы должны отгадать звук С или З и назвать слово:
олото (золото) - анки (санки)
аяц (заяц) - олнышко (солнышко)
аноза (заноза) - апог (сапог)
вук (звук) - ахар (сахар)
верь (зверь)
б) Игра «Отгадай загадку»
Мчится без оглядки, Рыжая птичница
Лишь сверкают пятки. В курятник пришла.
Мчится, что есть духу, Всех кур перечла
Хвост короче уха. И с собой унесла.
Живо угадай-ка, (Лиса)
Кто же это? (Зайка)
Жил я посреди двора, Что за чудо – синий дом
Где играет детвора, Ребятишек много в нем.
Но от солнечных лучей Носит обувь из резины
Превратился я в ручей. И питается бензином
(Снеговик) (Автобус)
Сто один брат – все в один ряд
Вместе связаны стоят.
(Забор)
Серебристые подвески – след январского мороза –
Надевает в перелеске белоствольная … (Береза)
Логопед выставляет на наборное полотно картинки - отгадки.
Заяц, снеговик, лиса, автобус, забор, береза.
Л: Назовите картинки, в названии которых слышится звук З, С.
(С речедвигательной ритмикой)
Л: определите позицию звука С или З в слове: в начале, в конце. С помощью схемы и фишки.
7. Игры на развитие внимания, памяти.
«Что изменилось?», «Чего не стало?», «Запомни, повтори».
Игра «Какая картинка лишняя?»
а) слон, стол, роза, светофор
б) сыр, кукуруза, гроза, забор
в) сапоги, снеговик, сова, забор
8. Игра «Звуковая мозаика»
Лист 3 х 3. Жетоны зеленые и синие.
Слова: сок, зуб, воск
звон, мост, пузырек
кокос, роза, сани
Л: Если в слове есть звук С, клади синий жетон, если З – зеленый. Узор должен получиться как на моем коврике.
9. Автоматизация звуков С, З в скороговорках (картинный материал ).
У маленького Сани сани едут сами.
Сухой сук нес барсук.
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Съел Слава сало, да сала было мало.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
У зайки Бубы заболели зубы.
Зоя везла на возу козленка, козла и козу.
10. Итог
На странице приведен фрагмент.
Автор: Капитонова Татьяна Федоровна
→ harmony 27.11.2016 0 5349 219 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.