Конспект группового занятия по логопедии "Словоизменение имён прилагательных"


Тема: Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными.

Цели и задачи:

 

1. Закрепление знаний учащихся о словах - признаках.

2. Развитие умений согласования прилагательных с существительными в роде, числе; развивать предметно-практическую деятельность путём пополнения активного словаря через составление «дидактического синквейна»

3. Воспитание интереса к окружающему миру, формировать функции контроля и самоконтроля.

Оборудование: предметные картинки, индивидуальные карточки с заданиями, презентация.

 

Ход занятия

 

I. Вводная часть.

1.Орг.момент.

 

Логопед: Сядет тот ученик, кто назовёт гласные звуки в своём имени..

 

2.Развитие зрительного и слухового внимания.

 

 

Логопед: Прочитайте имя героя, который поможет нам на занятии получать новые знания, закреплять старые. Оно написано в зеркальном отображении, для этого надо разгадать загадки.

 

Скачет зверушка. Выпучив глаза сидит,

Не рот, а ловушка. По- французски говорит,

Попадут в ловушку По- блошьи прыгает,

И комар, и мушка. По- человечье плавает.

 

Не зверь, не птица, Над водой-водицей

Всего боится. Царевна круглолица.

Половит мух- Поёт царевна,

И в воду плюх! Да так напевно,

Что все на суше затыкают уши.

 

Ни свиты, ни слуг

У царевны той нет.

сама себе ловит

Летучий обед!

( кто затрудняется отгадать, на обороте обведите изображённый предмет по контуру )

Во всех загадках говорится об одном и том же предмете - лягушке.

Какой это предмет? ( живой, одушевлённый ). Об одном предмете можно сказать по-разному, подобрать и назвать его признаки.

3. Формулировка темы занятия и запись на доске.

 

Логопед: из тех загадок, которые вы прочитали, что можно сказать о лягушке? Какая она? (ловкая, пучеглазая, зелёная, тёмная, круглолицая, разговорчивая).

 

- Догадайтесь, с какими словами мы сегодня на занятии будем работать?

- Сегодня на занятии мы будем упражняться в подборе слов-признаков к словам-предметам. Будем учиться изменять слова-признаки по вопросам) .

 

 

II. Основная часть

 

  1. Работа по обогащению словаря признаков.

 

Логопед: (слайд)

- Давайте вспомним сказки, в которых встречается наша героиня: "Царевна-лягушка", "Лягушка-путешественница" ( демонстрация иллюстраций). По сказке "Царевна-лягушка" наша героиня какая? ( добрая, волшебная, умная), а из сказки "Лягушка-путешественница" какая? ( смешная, глупая, хвастливая).

.

 

2.Закрепление умений словообразования прилагательных

 

Логопед: Образуйте новые слова, обозначающие признаки предметов(слайд)

 

Сказка + история =

Сказка + герой =

Сказка + королевство =

 

Почему от одного и того же слова "сказка" получились разные слова-признаки? (задаём разные вопросы от слов-предметов: какая? какой? какое?)

 

Работа в парах:

(для слабых учеников вставить только окончание)

Солнце + луч= солнечн… луч Добро + поступок=

Солнце + утро= солнечн… утро Добро + сердце=

Солнце + дни= солнечн… дни Добро + душа=

Солнце + погода= солнечн… погода Добро + люди=

 

Проверка (слайд)

 

Гимнастика для глаз

 

Для того, чтобы справиться с более сложным заданием: получить новое слово от сочетания земля, вода + животное, послушайте отрывок из сказки и назовите её героев.

 

" - Тише!- сказала ему мать. Не буди её!

Сначала мы спрячем твою невесту в надёжном месте. Отсюда ей не убежать, а мы пока будем готовиться к свадьбе.

- Коакс, коакс, брекке-кеес!- ответил её противный сынок.

Мать стала украшать свой дом камышом и жёлтыми кувшинками, чтобы пышно отпраздновать свадьбу. Потом она вместе со своим безобразным сыном снова подплыла к листу, на котором сидела несчастная девочка. А вот и мой сынок, твой будущий муж! Правда красавец! И красавец, с головы до пят усыпанный бородавками, звонко проквакал: Брекке-кекс!"

- Кто эти герои? (жабы)

- Где живут лягушки и жабы? Эти животные обитают и на земле, и в воде.

-Попробуйте сами образовать новое слово (называются они земноводные).

 

Сообщение ученика "Кто такие земноводные"

 

3.Закрепление знаний о словах- антонимах

 

Логопед: Одинаковые чувства у вас вызывают наши герои: лягушка и жаба? А вы знаете, какая разница между лягушкой и жабой?

 

Сообщение ученика "Какая разница между жабами и лягушками?"

 

ФИЗМИНУТКА (выполнение движений под музыку)

 

Работа у доски:

 

Подберите слова из сообщения, противоположные по значению, чтобы они помогли нам сравнить этих двух животных. Крупное - мелкое. Морщинистая - гладкая, тёмная- светлая, короткие- длинные, сильная- слабая. Определить, какой предмет характеризует каждая пара слов и задать вопрос, на который отвечает эта пара.

 

4. Закрепление знаний о согласовании прилагательных с существительными на уровне текста

 

- Ребята, когда лягушонок или жаба совсем ещё маленькие, как их называют? (головастиками). Если вы правильно вставите в тексте пропущенные буквы в конце слова, то мы сможем прочитать, кто такие головастики и как они живут.

 

 

Новорожденн.... головастики - это личинки лягушек и жаб, они похожи на рыб. У них кругл.... голова и длинн.... хвост. Кожа чёрн... и прозрачн..... В воде головастики дышат жабрами.

 

Подчеркнуть слова-признаки волнистой линией. В последнем предложении выделить предмет и его действие (для сильных учеников).

Проверка:

 

5. Динамическая пауза. Выполнение оригами "Лягушонок"

 

6. Развитие мышления

 

Составление «дидактического синквейна»:

 

Давайте обобщим все знания, которые получили на занятии.

О каком животном сегодня шла речь? (лягушка)

Расскажите, какая она? (маленькая, гладкая)

Что умеет делать? (прыгать, петь, питаться)

Составьте предложение (Лягушка живёт в воде и на земле)

Что можно сказать про лягушку? (земноводное животное)

 

 

 

 

Логопед:

 

 

- Послушайте внимательно сказку о трёх лягушатах и ответьте на вопрос: почему лягушата не смогли разрешить свой спор.

 

Три лягушонка.

Жили на белом свете три лягушонка: Весёлый, Грустный и Никакой. Весёлый считал, что жизнь радостная, хорошая штука. Грустный считал весь мир мрачным и ужасным, а Никакой говорил, что жизнь просто жизнь. Решили они узнать, кто из них прав, пошли по свету. На их пути простиралась большая река. Решили лягушата переправиться через реку. Первым вошёл в реку Весёлый лягушонок. Он с лёгкостью преодолел могучую реку. Вторым поплыл Грустный - еле-еле доплыл до берега. Последним поплыл Никакой и стал тонуть. Весёлый бросился на помощь и вытащил смельчака. Никакой даже не понял, как оказался на противоположном берегу. Побродили по свету лягушата и вернулись домой, так и не разрешив свой спор.

До сих пор думают они над тем, какая жизнь? Какой этот мир – грустный, весёлый или никакой?

- А как вы считаете? (это зависит от отношения человека к окружающему миру)

- Какие слова-признаки характеризуют героев сказки.

 

 

 

III. Итог занятия.

 

Рефлексия:

Логопед:

- Какие слова мы сегодня с вами учились образовывать, подбирать к словам-предметам.?

- Нарисуйте своим лягушатам мордашки, какими бы вы хотели видеть себя и с каким настроением учиться.

 

 

 

 

 

 

Открытое занятие по логопедии в 3 классе на тему:

 

«Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными».

 


Полный текст материала Конспект группового занятия по логопедии "Словоизменение имён прилагательных" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Москвитина Марина Анатольевна  Марина3396
22.11.2019 0 3034 50

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК