Конспект группового занятия по логопедии "Словоизменение имён прилагательных"
Тема: Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными.
Цели и задачи:
1. Закрепление знаний учащихся о словах - признаках.
2. Развитие умений согласования прилагательных с существительными в роде, числе; развивать предметно-практическую деятельность путём пополнения активного словаря через составление «дидактического синквейна»
3. Воспитание интереса к окружающему миру, формировать функции контроля и самоконтроля.
Оборудование: предметные картинки, индивидуальные карточки с заданиями, презентация.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1.Орг.момент.
Логопед: Сядет тот ученик, кто назовёт гласные звуки в своём имени..
2.Развитие зрительного и слухового внимания.
Логопед: Прочитайте имя героя, который поможет нам на занятии получать новые знания, закреплять старые. Оно написано в зеркальном отображении, для этого надо разгадать загадки.
Скачет зверушка. Выпучив глаза сидит,
Не рот, а ловушка. По- французски говорит,
Попадут в ловушку По- блошьи прыгает,
И комар, и мушка. По- человечье плавает.
Не зверь, не птица, Над водой-водицей
Всего боится. Царевна круглолица.
Половит мух- Поёт царевна,
И в воду плюх! Да так напевно,
Что все на суше затыкают уши.
Ни свиты, ни слуг
У царевны той нет.
сама себе ловит
Летучий обед!
( кто затрудняется отгадать, на обороте обведите изображённый предмет по контуру )
Во всех загадках говорится об одном и том же предмете - лягушке.
Какой это предмет? ( живой, одушевлённый ). Об одном предмете можно сказать по-разному, подобрать и назвать его признаки.
3. Формулировка темы занятия и запись на доске.
Логопед: из тех загадок, которые вы прочитали, что можно сказать о лягушке? Какая она? (ловкая, пучеглазая, зелёная, тёмная, круглолицая, разговорчивая).
- Догадайтесь, с какими словами мы сегодня на занятии будем работать?
- Сегодня на занятии мы будем упражняться в подборе слов-признаков к словам-предметам. Будем учиться изменять слова-признаки по вопросам) .
II. Основная часть
-
Работа по обогащению словаря признаков.
Логопед: (слайд)
- Давайте вспомним сказки, в которых встречается наша героиня: "Царевна-лягушка", "Лягушка-путешественница" ( демонстрация иллюстраций). По сказке "Царевна-лягушка" наша героиня какая? ( добрая, волшебная, умная), а из сказки "Лягушка-путешественница" какая? ( смешная, глупая, хвастливая).
.
2.Закрепление умений словообразования прилагательных
Логопед: Образуйте новые слова, обозначающие признаки предметов(слайд)
Сказка + история =
Сказка + герой =
Сказка + королевство =
Почему от одного и того же слова "сказка" получились разные слова-признаки? (задаём разные вопросы от слов-предметов: какая? какой? какое?)
Работа в парах:
(для слабых учеников вставить только окончание)
Солнце + луч= солнечн… луч Добро + поступок=
Солнце + утро= солнечн… утро Добро + сердце=
Солнце + дни= солнечн… дни Добро + душа=
Солнце + погода= солнечн… погода Добро + люди=
Проверка (слайд)
Гимнастика для глаз
Для того, чтобы справиться с более сложным заданием: получить новое слово от сочетания земля, вода + животное, послушайте отрывок из сказки и назовите её героев.
" - Тише!- сказала ему мать. Не буди её!
Сначала мы спрячем твою невесту в надёжном месте. Отсюда ей не убежать, а мы пока будем готовиться к свадьбе.
- Коакс, коакс, брекке-кеес!- ответил её противный сынок.
Мать стала украшать свой дом камышом и жёлтыми кувшинками, чтобы пышно отпраздновать свадьбу. Потом она вместе со своим безобразным сыном снова подплыла к листу, на котором сидела несчастная девочка. А вот и мой сынок, твой будущий муж! Правда красавец! И красавец, с головы до пят усыпанный бородавками, звонко проквакал: Брекке-кекс!"
- Кто эти герои? (жабы)
- Где живут лягушки и жабы? Эти животные обитают и на земле, и в воде.
-Попробуйте сами образовать новое слово (называются они земноводные).
Сообщение ученика "Кто такие земноводные"
3.Закрепление знаний о словах- антонимах
Логопед: Одинаковые чувства у вас вызывают наши герои: лягушка и жаба? А вы знаете, какая разница между лягушкой и жабой?
Сообщение ученика "Какая разница между жабами и лягушками?"
ФИЗМИНУТКА (выполнение движений под музыку)
Работа у доски:
Подберите слова из сообщения, противоположные по значению, чтобы они помогли нам сравнить этих двух животных. Крупное - мелкое. Морщинистая - гладкая, тёмная- светлая, короткие- длинные, сильная- слабая. Определить, какой предмет характеризует каждая пара слов и задать вопрос, на который отвечает эта пара.
4. Закрепление знаний о согласовании прилагательных с существительными на уровне текста
- Ребята, когда лягушонок или жаба совсем ещё маленькие, как их называют? (головастиками). Если вы правильно вставите в тексте пропущенные буквы в конце слова, то мы сможем прочитать, кто такие головастики и как они живут.
Новорожденн.... головастики - это личинки лягушек и жаб, они похожи на рыб. У них кругл.... голова и длинн.... хвост. Кожа чёрн... и прозрачн..... В воде головастики дышат жабрами.
Подчеркнуть слова-признаки волнистой линией. В последнем предложении выделить предмет и его действие (для сильных учеников).
Проверка:
5. Динамическая пауза. Выполнение оригами "Лягушонок"
6. Развитие мышления
Составление «дидактического синквейна»:
Давайте обобщим все знания, которые получили на занятии.
О каком животном сегодня шла речь? (лягушка)
Расскажите, какая она? (маленькая, гладкая)
Что умеет делать? (прыгать, петь, питаться)
Составьте предложение (Лягушка живёт в воде и на земле)
Что можно сказать про лягушку? (земноводное животное)
Логопед:
- Послушайте внимательно сказку о трёх лягушатах и ответьте на вопрос: почему лягушата не смогли разрешить свой спор.
Три лягушонка.
Жили на белом свете три лягушонка: Весёлый, Грустный и Никакой. Весёлый считал, что жизнь радостная, хорошая штука. Грустный считал весь мир мрачным и ужасным, а Никакой говорил, что жизнь просто жизнь. Решили они узнать, кто из них прав, пошли по свету. На их пути простиралась большая река. Решили лягушата переправиться через реку. Первым вошёл в реку Весёлый лягушонок. Он с лёгкостью преодолел могучую реку. Вторым поплыл Грустный - еле-еле доплыл до берега. Последним поплыл Никакой и стал тонуть. Весёлый бросился на помощь и вытащил смельчака. Никакой даже не понял, как оказался на противоположном берегу. Побродили по свету лягушата и вернулись домой, так и не разрешив свой спор.
До сих пор думают они над тем, какая жизнь? Какой этот мир – грустный, весёлый или никакой?
- А как вы считаете? (это зависит от отношения человека к окружающему миру)
- Какие слова-признаки характеризуют героев сказки.
III. Итог занятия.
Рефлексия:
Логопед:
- Какие слова мы сегодня с вами учились образовывать, подбирать к словам-предметам.?
- Нарисуйте своим лягушатам мордашки, какими бы вы хотели видеть себя и с каким настроением учиться.
Открытое занятие по логопедии в 3 классе на тему:
«Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Москвитина Марина Анатольевна
→ Марина3396 22.11.2019 0 2993 50 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы